Сторінки

18.07.2025

Амвросий фон Сиверс: Антюр как эпоним и исторический персонаж

Множество архаических персонажей оцениваются как несущестующие или собирательные образы. Иногда им приписываются качества чисто эпонимов, а не реальных личностей. Возможно, сие справедливо к неких случаях, когда банально не понятны тексты или переведены некорректно. Но, на наш взгляд, большинство персонажей, объявляемых чуть ли не баснословными, есть реальные люди. Несомненно, что их образы радикально искажены, хотя и сохраняют некие детали из подлинных биографий.

Одним из таких таинвенных фигур является прочти мифологический прародитель венадалов и герулов. Нами уже замечалось, что герулы, скорее всего, являлись некоей очень специфической кастой, близкой всем вандалам, но каким-то образом отличной от оных.

Среди первых «королей вандалов и герулов» называются некий Антюр (Anthyr) или Антюрий (Anthyrius), коему приписывается служба Александру Македонскому и кораблю «Буцефал», родоначальник сего славного рода. В «Анналах Вандалов и Герулов» (кн.2) отмечается, что он рожден амазонкой, но отец не назван. Там же отмечается, что его супругу звали Orethyia, коя являлась дочерью царя сарматов. «Король вендов и верлов Антирий вырос в Скифии, у Танаиса (Дона) и Меотского озера (Азовского моря)», – сообщает С. Мюнстер, автор знаменитой «Космографии» XVI века. Однако годы жизни легендарного конунга точно не определены. Даже век в разных источниках указывается по-разному. Здесь уместно также привести цитату из редкой исторической хроники Кристофа Энцельта (XVI век), где речь идёт об экспансии венетов в земли сенонов (от реки Сена – фр. Seine) в начале христианской эры: «Ободриты, племя венетов, получившее имя от своих пестрых одежд, построили город Мехельбург. Их первый король Антецирто (Антирий) владел Висмаром, Циссином и Ростоком. При их короле Воттеро родился Христос. Его сын Визислав 1 истреблял швабов за Эльбой. Сын Визислава Висиланис захватил Бранденбург в 90 г.». По вышеуказанным «Анналам» за Антюром последовали Анав и Алимер, а затем Антюр II и Утер.

Очевидно, что составители средневековых родословий не просто всё выдумывали, но основывались и на преданиях и на неких текстах, кои, более чем вероятно, могли восходить к руническим записям. Указанные Анав и Алимер – вполне определяемы исторически, они жили в эпоху гуннов, так что сей анахронизм вызван не ложью, а существующим пробелом. Очевидно, что их отца звали также Антюр, но он не был тождественен первопредку династии.

Известно, что позднеатичные авторы условно варварского происхождения стремились не только «удревнять» историю собственных народов, - вводя их таким образом в культурную ойкумену, - но и отождествлять их с иными известными народами. Указание на Александра Великого нельзя просто проигнорировать, как очевидную глупость. И невозможно понимать, как прихоть варваров «примазаться» к великому историческому персонажу. Вероятнее всего, что существовала некая архаическая синхронизация с данным периодом. Непонятным кажется служба Антюра на корабле «Буцефал». Известен конь с таким именем. но не корабль. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с некоей интерпретацией очевидного факта, уже непонятного в древности. Некий ответ содердится в геральдике Мекленбурга. Там четко присутвует изображение головы быка, в отличие от Померании, где основным символом явлется грифон. Давно отмечается что грифон – средиземноморского происхождения, и, возможно, здесь на Балтике располагались какие-то удаленные греческие колонии (вероятно из г. Абдеры, чье имя очень напоминает наименование племени ободритов). Так что некие устойчивые связи данного региона со средиземноморьем вполне реальны. И потому нельзя полностью игнорировать всякие смутные сообщения о Александре Македонском, т.е. 360-300 гг. до Р.Х.

Но существует еще одна интересная деталь, наводящая на размышления. Имя Антюра очень созвучно форме, в коей Иордан передает имя скифского царя Иданфирса, победившего Дария I, царя персов, в 513 г. до Р.Х. По Иордану Антир (так у Иордана: искажённое геродотово имя Иданфирс) — царь готов (так у Иордана вместо скифов), возглавлявший царства Скифии в борьбе против Дария: “63. Затем Дарий, царь персов, сын Гистаспа, пожелал сочетаться браком с дочерью Антира, короля готов; просил он этого и в то же время опасался, как бы не отклонили они его пожелания. Готы, презрев родство с ним, оставили его посольство ни с чем. Отвергнутый, он воспламенился обидой и выставил против готов войско из 700 тысяч вооруженных воинов; он стремился отомстить за свой позор общественным бедствием. Чуть ли не от Халкедона до самого Византия он поставил рядами свои корабли подобно мостам и, тесно сдвинув их, перешел во Фракию и Мезию; тем же способом он опять построил мост на Данубий и, [проведя] два полных месяца в утомительной войне, потерял в Тапах 207 восемь тысяч воинов; тогда, опасаясь, как бы мост через Данубий не оказался занятым его противником, он быстрым бегом отступил во Фракию, полагая, что для него не было бы безопасно помедлить хоть немного даже в Мизии”. Итак, здесь «Antyrus rex Gothorum»; у Орозия — «Antyro regi Scytharum» (Oros., II, 8, 4), но в обоих случаях вовсе не вандалов и герулов. Считается, что Антюр сих авторов — искаженное имя 'Idavqurso (так у Геродота, — Hist., IV, 76, 6), что вполне возможно только в конкретном контексте.

События с Александром Македонским и Дарием разделены 200-летним периодом и не м.б. синхронизированы. Ни Иордан, ни Орозий ничего не упоминают о Антире в контексте Александра Македонского, хотя первый уверенно называет его именно готским царем, хотя и не вносит в список готских правителей, что очень показательно. Думается, что он так поступает, что сознательно включает сего Антюра в готскую историю, когда как данный персонаж – не гот, а герул.

В любом случае в самых архаических преданиях северных народов сохранялась память о сем праотце вандалов и герулов, чья жизнь синхронизировалась с периодом Александра Великого. Его происхождение смутно, но какая-то династическая связь с сарматами вполне возможна.

Изследуя данные нарративы, можно предположить, что имеется некое искажение, приведшее к определенному непониманию. Зададимся вопросом: а не является Anthyr несколько искаженным известным скандинавским именем Angantyr? Данное имя носит несколько, действительно, готских конунгов по «Саге о Хервёр». Также из исторических лиц имя Ангантюр носил король Дании начала VIII века, более известный как Онгенд. Фридрих Иоганн фон Хемниц в своем труде «Genealogia rerum, dominorum et ducum Megapolensium» (1615) использует имена Anthyr и Anganthyr, явно считая их тождественными. Скальдический Ангантюр вполне понятен как огласовка имени Ингентюр, т.е. Ing-antyr. И последнее, открывает нам больше понимание. Оно указывает на династию Инглингов, восходящую к эпическому Ингу, коего старались отождествлять с ваном Фрейром. Но из античных историков нам известны ингвеоны (Ingävonen, Ingväonen, древнегерм. Ingwiaiwen), Ingaevones — одно из германских племён живших в римскую эпоху от устьев Рейна до Балтийского моря, согласно Плинию и Тациту одна из больших групп германских племён. Уже в IV веке до Р.Х. греческий путешественник Пифей разсказывал об ингевонах как о жителях побережья Северного моря. Вторым ингевонов упоминал Тацит в работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» (конец I в. по Р.Х.). Согласно ему, германцы возводили начало своего рода к божественному предку по имени Туистон (Туиско), коий имел сына по имени Манн (ср. с индийским именем Ману, в сказании о потопе; вероятно, имя это восходит к индоевропейскому корню). У Манна в свою очередь было три сына — Инге, Иске и Эрмине, чьи потомки называют себя по имени прародителей. В любом случае, сей эпический Инг присутствует во всех нарративах, и его просто невозможно игнорировать.

Но все таки попытаемся определить возможный период жизни сего первопредка вандалов и герулов, чье общее происхождение, скорее всего, следует возводить именно к ванам. На о. Готланд имеется архаическое погребение, известное под именем Angantyrs rojr. Раскопки сего места показали, что оно относится к Бронзовому веку, примерно к 1500–1000 гг. до Р.Х. Если мы правильно понимаем саму хронологию, то таинственный Антюр-Ангантюр-Инг является историческом персонажем той эпохи. Его имя твердо вошло в сознание всех северных народов и иногда отождествлялось с иными персонажами, кои – вовсе не исключено – могли носить такое же имя, кое могло также означать и некий титул.

Комментариев нет:

Отправить комментарий