«Помимо мехов, главным товаром скандинавов-русов были рабы - «челядь». «Восточные писатели X века в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге, - писал В. Ключевский, - выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Булгаре и Итиле свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар - рабынь. С этим же товаром являлся он и в Константинополь…»
В роли работорговцев выступали, в первую очередь, князья и их дружинники. Летопись сохранила упоминание о трех селах Владимира, в которых содержалось восемьсот наложниц князя; по-видимому, в данном случае речь идет не столько о наложницах, сколько о запасах предназначенного для продажи «живого товара».
В те времена рабыня стоила 5 «гривен кун»; «кунами» и «ногатами» тогда называли арабские дирхемы или заменявшие их «меховые деньги», шкурки куниц. Мусульманские купцы в Булгаре и Итиле платили за рабынь и меха дирхемами, и дирхемы были самой распространённой монетой, как на Руси, так и в Скандинавии. 20 дирхемов-ногат составляли «гривну кун»; таким образом, рабыня в Киеве стоила 100 дирхемов, в то время как в Багдаде «красивая белая рабыня, совершенно ничему не обученная», стоила 15 тысяч дирхемов (т.е. в 150 раз больше). Эти цифры помогают понять суть русско-варяжской торговли: она приносила такие прибыли и имела такой размах, что Скандинавия и Русь были заполнены арабской монетой; от этого времени осталось более полутора тысяч кладов, причём лишь один клад, найденный в районе Мурома, содержал 42 килограмма серебра. Отток серебра с Ближнего Востока на Русь был настолько велик, что в XI веке на Ближнем Востоке появилась острая нехватка серебряных дирхемов - специалисты считают, что это было следствием огромных масштабов работорговли».
Из его описания основ Руси видно, что её основой была, есть и будет (и весь XXI век) только сверхрента. Природный, экстенсивный товар, который приносит сотни, а лучше тысячи процентов прибыли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий