Мезоевразия как макропространство: «… Наша гипотеза состоит в том, что Александр в результате вторжения в пределы варварских земель организовал принципиально новое для мировой истории пространство. Назвать этот мир только эллинистическим вряд ли справедливо, поскольку значение сложившегося образа Александра Македонского простирается далеко за пределы Средиземноморья... Согласно известным описаниям походов Александра и мусульманской реконструкции его жизнеописания (см., например, описание похода в Китай и в пределы Руси) в границы средиземноморского мира включается вся «обитаемая часть земли» (руб’и маскун)... Александрово пространство — образцовый (и, видимо, первый) пример пространства гетеротопичного, пространства со многими парадоксально сосуществующими измерениями, пространства, нацеленного на воспроизводимость. Именно в нем позднее возникло множество больших и малых идей, прокламирующих необходимость его религиозного или социального единения... Понятие Евразии представляется бледной тенью той виртуальной и бесконечной модели мироустройства, которую создал Александр Великий. В эту саморазвивающуюся модель органично вписываются даже возникшие сравнительно недавно США. С этой точки зрения Америка оказывается всего лишь одной из стран Средиземноморского бассейна, продолжающей историю культуры именно этого макропространства. Мы намного ближе друг другу, нежели нам кажется»

Стратегический Интегрализм — эпохальная научная инновация

Интегрализм — это идеология, считающая общество единым целым. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку.

Часто рассматриваясь противниками как идеология «крови и почвы», интегрализм утверждает, что наилучшие государственные институты для каждого народа диктуются его культурой, историей и климатом страны. 

Интегрализм обычно ассоциируется с движением Аксьон Франсэз и фашизмом, особенно в Латинской Америке, однако существуют некоторые различия. В Португалии, на родине интегрализма, он является традиционалистическим и монархистским движением.


Понятие «интегрализм» ввел крупнейший макросоциолог XX в. Питирим Сорокин.
Научные основы этого учения изложены в его четырехтомной «Социальной и культурной динамике» — своеобразной «библии» интегрализма, тогда как «Главные тенденции нашего времени» служат его «евангелием».

Основы: — понятие макросоциологии. Под ней понимается синтез, вершина всей пирамиды общественных наук, их философия, изучающуя закономерности статики, динамики и генетики в развитии общества, взаимодействие всех его основных элементов — цивилизаций, стран, наций, этносов, классов и других социальных групп, стратификацию и мобильность и т. п. — суть интегрализма, его главные отличительные черты по сравнению с преобладающими течениями социально-экономической мысли индустриальной эпохи:

1. Идя на смену буржуазному либерализму и марксистскому социализму, в историческом плане отрицая их, интегрализм принимает в наследство все ценное, что выработано этими главными течениями индустриальной эпохи и, интегрируя это ценное, переплавляет в новый синтез, свободный от односторонности, крайностей и не отвечающих новым условиям развития общества положений. Это прорыв в научном знании, но прорыв, основанный не на разрушении и отрицании всего прежде достигнутого, а на скачке в кумулятивном накоплении суммы знаний и приведении её в соответствие с радикальным меняющимся обществом, с переходом к гуманитарно-ноосферной постиндустриальной цивилизации и интегральному социокультурному строю. Меняется объект познания — перемены неизбежны и в его познании.

2. Как буржуазный либерализм, так и марксистский социализм исходили из принципа монизма — приоритета системы взглядов, отвечающих интересам одного социального слоя, одного элемента общества, будь то всеохватывающий капиталистический рынок со свободной конкуренцией и приоритетом индивидуализированного «Homo economicus» либо плановое, основанное на общественной собственности, на отрицающем конкуренцию приоритете коллективных (по сути дела — государственно-бюрократических) интересов перед личными. Интегрализм же исходит из дуализма и даже плюрализма общества, его многомерности, предполагает множественность социальных сил и граней общественной жизни. Более того, в этом отрицании унификации, в наличии различных, борющихся между собой и в то же время неразрывно связанных между собой в едином синтезе сил и элементов интегрализм видит движущие силы, источник саморазвития многомерного общества.

3. Буржуазный либерализм исходит из безусловного приоритета рынка, экономического интереса его агентов, их равноправия и свободной конкуренции в политической и социальной областях (хотя это равноправие оказывалось формальным). Марксистский социализм отдавал приоритет в развитии общества производительным силам, и прежде всего их материальным составляющим, определяющим характер производственных отношений, — базисом, над которыми возвышаются государственно-политическая надстройка и общественное сознание. Духовный мир человека для обоих главных течений индустриальной мысли оказывался на втором или на третьем плане.

Интегрализм отдает предпочтение духовному миру человека и общества, включающему пять элементов: науку как систему знаний об окружающем мире, закономерностях и механизмах его саморазвития; культуру как образное познание природы и общества, их эстетические оценки; этику как свод правил взаимоотношений между людьми; идеологию, определяющую целеполагание, систему интересов определенных социальных групп; образование как механизм обобщения и передачи накопленных предыдущими поколениями системы знаний, эстетических, этических и идеологических ценностей следующим поколениям. Именно духовный мир определяет сущность и движущие силы развития общества — в неразрывном единстве с окружающим миром, производительными силами, с меняющимися и противоречивыми экономическими и социальными отношениями. Поэтому изучение духовного мира, закономерностей и тенденций его развития, его сложных взаимосвязей с другими элементами общества и природы составляет главную задачу социальных наук. Речь идет не о новом монизме, столь ярко выраженном во многих научных и религиозных учениях, а о признании и познании многомерности реального мира.

4. И либерализму, и марксизму свойственен классовый подход к прошлому, настоящему и будущему общества, последовательное выражение взглядов и интересов одного класса, одного социального строя, стремление увековечить господство этих взглядов и интересов в той или иной модели общественного устройства. Интегрализму свойственен цивилизационный подход к истории и будущему общества, признание множественности и динамичности сменяющих друг друга мировых цивилизаций (крупных этапов в развитии общества), многообразия поколений локальных цивилизаций в рамках единой общечеловеческой, глобальной цивилизации. Такой трехмерный подход обеспечивает объемное видение многомерного, развивающегося, сложного по своей структуре общества, позволяет выделить в этом многообразии систему цивилизационных ценностей как главную отличительную черту сменяющих друг друга типов общества и основных его элементов.

5. Либерализм и марксизм исходили из линейно-эволюционного понимания развития общества как создания предпосылок, становления и вечного господства одного социального типа — будь то товарно-капиталистический строй с буржуазной демократией либо коммунизм с плановым хозяйством и стиранием социальных различий между людьми. Интегрализму присущ циклический взгляд на динамику общества и природы как бесконечного процесса смены циклов разной длительности и глубины, с неизбежными кризисными фазами при смене циклов, с противоречивым взаимодействием циклов в смежных и отдаленных областях. При таком подходе конец истории исключается (он возможен только вместе с концом человечества), цикличная пульсация общественной динамики характерна как для всей его истории, так и для настоящего и будущего.

6. Новым элементом, который вводит интегрализм в систему общественных наук, является социогенетика, выражающая закономерности наследственности, изменчивости и отбора в динамике общества и его подсистем. Социогенетика позволяет понять внутренние пружины саморазвития общества, пределы и механизм происходящих в нем изменений, пути сохранения и обогащения наследственного генотипа социальных систем, помогает производить более целенаправленный и эффективный отбор новых, прогрессивных элементов этих систем. Социогенетика — высшая ступень познания общества, ступень, которая находится пока еще в стадии формирования.

7. Интегрализм становится надежной основой предвидения будущих перемен в обществе, тенденций его изменений в перспективе, что в свою очередь служит базой для повышения самоуправляемости в саморазвитии общества, обоснованного выбора стратегических решений и понимания ближних и отдаленных последствий реализации этих решений. И это относится не только к микроуровню взаимоотношений между отдельными предприятиями и коллективами, но и макроуровню (направления развития страны, регионов) и к глобальному уровню — взаимоотношениям стран и локальных цивилизаций в условиях глобализации. Именно это свойство придает интегрализму характер новой парадигмы, лежащей в основе принятия практических решений на новом витке исторической спирали.

Сказанное не означает, что интегрализм — высшая и последняя ступень в развитии познания общества. Впереди, за пределами наступившего века еще немало исторических ступеней в познании общества, новых парадигм, очередных эпохальных инноваций в развитии познания общества. Однако оставим это для интеллектуальных упражнений следующих поколений.

----------------------------------------------

Интегральный национализм (от фр. nationalisme integrale) —  национализм, рассматривающий нацию как органическое целое и требующий от человека, кроме сосредоточения на сфере личной жизни, еще и участия его как личности в реализации интересов своей нации (которые ставятся выше интересов любой социальной группы) во имя участия наций во всемирном глобальном ансамбле человечества в целом.

Бразильский интегрализм (порт. Integralismo brasileiro) — политическое движение с фашистской идеологией, основанное в октябре 1932 его бессменным лидером Плиниу Салгаду (1895-1975) — писателем-модернистом, прославившимся во время Недели современного искусства 1922 в Сан-Паулу. Движение, будучи порождением послевоенной єпохи, заимствовало основные черты итальянского фашизма. Однако интегралисты не признавали расизм, что отражено в их слогане «Единение для всех рас и народов» и в том, что в партию принимали людей разных рас, в том числе чернокожие и евреи. Партия интегралистов называлась «Бразильское интегралистское действие» (порт. Ação Integralista Brasileira, AIB). Слово «интегрализм» использовалось также традиционалистским движением португальских интегралистов (порт. Integralismo Lusitano). 

Флаг АИБ представляет собой небесно-голубое полотнище с белым кругом, внутри которого находится заглавная греческая буква Σ.

Движение имело полувоенную организацию и собственную униформу, отличительной чертой которой были зелёные рубашки. АИБ проводила организованные демонстрации, её политическая программа включала неприятие марксизма и либерализма, провозглашала национализм в контексте разнородной и терпимой нации под влиянием «христианской морали». Интегралистами использовалась известная фраза о том, что в Бразилии «проблема этическая, а не этническая». Отношение к евреям было предметом дискуссии между лидерами партии — Салгаду был против антисемитизма, однако Густаву Баррозу — глава Интегралистской милиции (военизированного формирования) — был известен своей неприязнью к евреям. Это привело как минимум к двум конфликтам внутри движения, в 1935 и в 1936, когда Салгаду едва не отказался от руководства. AIB был первым бразильским политическим движением, которое предоставило женщинам политический голос.

Один из главнейших принципов интегралистской идеологии — так называемая «внутренняя революция» или «личная революция», в ходе которой человек был побуждаем перестать думать только о себе и начинал входить в гигантскую семью интегралистов, становясь единым с Отечеством, забывая эгоистичные и «злые» ценности.

В 1937 правительство лево-центриста Варгаса объявило о запрете партии интегралистов. К тому времени в партии состояло около 200 тысяч членов. После неудачной попытки восстания интегралистов 11 мая 1938 г. партия была разгромлена, а Салгаду выслан в Португалию. После возвращения, в 1946 г. Салгаду основал новую организацию - Партию народного представительства (порт. Partido de Representação Popular, PRP), повторяющую идеи интегрализма, но без униформы, песен, приветствий и прочей символики. В 1964 году многие из бывших членов АИБ участвовали в военном перевороте, свергнувшем лево-центриста Жуана Гуларта. Партия присоединилась к  правящему Альянсу национального возрождения (ARENA).  Интегралисты Аугусто Радемакер и Марсио Мело были двумя из трех членов хунты, которые кратко правили Бразилией в 1969 году, а затем  Радемейкер также был вице-президентом.

В настоящее время в Бразилии всё ещё существуют небольшие группировки интегралистской направленности (Frente Integralista Brasileira, FIBMovimento Integralista e Linearista Brasileiro, MIL-B и Ação Integralista Revolucionária, AIR). Они заявляют, что ведут «борьбу против материализма, исходящего как от капитализма, так и от коммунизма, в дополнение к необходимости духовной реформы бразильского человека». Они продолжают утверждать, что коммунизм и капитализм - две стороны одной медали - крупного международного капитала. По их мнению, либеральный капитализм и коммунизм были бы идеологиями, выкованными в одной и той же матрице, то есть «банкирской империей», которая эффективно управляет странами Запада после Французской революции, используя силу денег, «Золотого Интернационала» или пролетарские революции, «Красный Интернационал». С другой стороны, интегралистская доктрина продолжает основываться на триаде «Бог, Отечество и Семья». 

--------------------------

Французский интегрализм был представлен движением «Аксьон франсез» (фр. Action française, буквально - «Французское действие»), возникшим во Франции в 1899 году под руководством Шарля Морраса и организационно оформившаяся в 1905 году. Под этим названием просуществовала до 1944 года. 

Французские писатели Шарль Моррас (1868-1952) и Морис Баррес (1862-1923) первыми чётко определили принципы интегрального национализма, который отбрасывал принципы гуманного либерализма как устаревшие и призывал к быстрым решительным действиям ради национальных интересов. Моррас и Баррес, ставшие в 1899 году соучредителями движения «Аксьон франсез», выступали за Францию только для французов, причём для лояльных, коренных французов-католиков. 

Идеология «Аксьон Франсэз» подразумевала реставрацию монархии во Франции, создание корпоративного государства, национализм в духе Крови и Почвы, строгую приверженность католицизму, упразднение системы департаментов и возврат к дореволюционному территориальному делению Франции. Организация крайне враждебно относилась (и относится до сих пор) к Великой французской революции, её наследию и идеалам. Главной целью организации является восстановление Старого порядка под властью династии Бурбонов. 

В 30-х годах ХХ века приняла профашистский характер. Её руководством были созданы вооружённые отряды - «Королевские молодчики», принимавшие участие в антипарламентском путче 6 февраля 1934 года. В годы немецкой оккупации Франции организация существовала легально и активно поддерживала правительство "национальной реконструкции" маршала Петена политику сотрудничества с оккупантами. Но поскольку основы этого движения со времен дела Дрейфуса имели выраженный антигерманский характер, многие его члены присоединились к Сопротивлению ещё тогда, когда коммунисты хранили молчание (из-за действовавшего до 1941 пакта Молотова-Риббентропа). 

После освобождения Франции в 1944 году «Аксьон Франсез» была ликвидирована. Однако уже к 1947 она была фактически восстановлена. После смерти Шарля Морраса в 1952 году лидером организации был его соратник Морис Пюжо (умер в 1955 году). Печатный орган движения, одноимённая газета основана Моррасом и Леоном Доде, существует до сих пор.

-------------------------------

Украинский интегрализм национализм (Український інтегральний націоналізм) исповедует себя провозвестником идеалистического взгляда на мир, который понимают как антитезис материалистической философии марксизма-ленинизма и средство от позитивизма. Интегральніми националистами считаются ведущие деятели украинской мысли (в частности, Иван Франко и Михаил Грушевский). В поисках причины провала украинской борьбы за независимость (1917-1920) националисты убедились, что массы стремились независимого государства, однако были расстроены классовым разделением и разлисчными интересами разных социальных слоев. Поэтому националисты-интегралисты предположили, что их эпоха требует новых форм единого национал-революционного  взаимодействия всех слоев украинского общества во благо выживания украинской нации как содружества свободно интегрированных личностей.

Идеологию ОУН (Организации украинских националистов), сформулированную в 1926 г. в работе "Национализм" журналистом Дм. Донцовым (1883-1973), до 1943 г. рассматривают как интегральный национализм.  Сами украинские националисты никогда не употребляли термин "интегральный национализм". 

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...