Интегрализм — это идеология, считающая общество единым целым. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку.
Часто рассматриваясь противниками как идеология «крови и почвы», интегрализм утверждает, что наилучшие государственные институты для каждого народа диктуются его культурой, историей и климатом страны.
Интегрализм обычно ассоциируется с движением Аксьон Франсэз и фашизмом, особенно в Латинской Америке, однако существуют некоторые различия. В Португалии, на родине интегрализма, он является традиционалистическим и монархистским движением.
Понятие «интегрализм» ввел крупнейший макросоциолог XX в. Питирим Сорокин. Научные основы этого учения изложены в его четырехтомной «Социальной и культурной динамике» — своеобразной «библии» интегрализма, тогда как «Главные тенденции нашего времени» служат его «евангелием».
Основы: — понятие макросоциологии. Под ней понимается синтез, вершина всей пирамиды общественных наук, их философия, изучающуя закономерности статики, динамики и генетики в развитии общества, взаимодействие всех его основных элементов — цивилизаций, стран, наций, этносов, классов и других социальных групп, стратификацию и мобильность и т. п. — суть интегрализма, его главные отличительные черты по сравнению с преобладающими течениями социально-экономической мысли индустриальной эпохи:
1. Идя на смену буржуазному либерализму и марксистскому социализму, в историческом плане отрицая их, интегрализм принимает в наследство все ценное, что выработано этими главными течениями индустриальной эпохи и, интегрируя это ценное, переплавляет в новый синтез, свободный от односторонности, крайностей и не отвечающих новым условиям развития общества положений. Это прорыв в научном знании, но прорыв, основанный не на разрушении и отрицании всего прежде достигнутого, а на скачке в кумулятивном накоплении суммы знаний и приведении её в соответствие с радикальным меняющимся обществом, с переходом к гуманитарно-ноосферной постиндустриальной цивилизации и интегральному социокультурному строю. Меняется объект познания — перемены неизбежны и в его познании.
2. Как буржуазный либерализм, так и марксистский социализм исходили из принципа монизма — приоритета системы взглядов, отвечающих интересам одного социального слоя, одного элемента общества, будь то всеохватывающий капиталистический рынок со свободной конкуренцией и приоритетом индивидуализированного «Homo economicus» либо плановое, основанное на общественной собственности, на отрицающем конкуренцию приоритете коллективных (по сути дела — государственно-бюрократических) интересов перед личными. Интегрализм же исходит из дуализма и даже плюрализма общества, его многомерности, предполагает множественность социальных сил и граней общественной жизни. Более того, в этом отрицании унификации, в наличии различных, борющихся между собой и в то же время неразрывно связанных между собой в едином синтезе сил и элементов интегрализм видит движущие силы, источник саморазвития многомерного общества.
3. Буржуазный либерализм исходит из безусловного приоритета рынка, экономического интереса его агентов, их равноправия и свободной конкуренции в политической и социальной областях (хотя это равноправие оказывалось формальным). Марксистский социализм отдавал приоритет в развитии общества производительным силам, и прежде всего их материальным составляющим, определяющим характер производственных отношений, — базисом, над которыми возвышаются государственно-политическая надстройка и общественное сознание. Духовный мир человека для обоих главных течений индустриальной мысли оказывался на втором или на третьем плане.
Интегрализм отдает предпочтение духовному миру человека и общества, включающему пять элементов: науку как систему знаний об окружающем мире, закономерностях и механизмах его саморазвития; культуру как образное познание природы и общества, их эстетические оценки; этику как свод правил взаимоотношений между людьми; идеологию, определяющую целеполагание, систему интересов определенных социальных групп; образование как механизм обобщения и передачи накопленных предыдущими поколениями системы знаний, эстетических, этических и идеологических ценностей следующим поколениям. Именно духовный мир определяет сущность и движущие силы развития общества — в неразрывном единстве с окружающим миром, производительными силами, с меняющимися и противоречивыми экономическими и социальными отношениями. Поэтому изучение духовного мира, закономерностей и тенденций его развития, его сложных взаимосвязей с другими элементами общества и природы составляет главную задачу социальных наук. Речь идет не о новом монизме, столь ярко выраженном во многих научных и религиозных учениях, а о признании и познании многомерности реального мира.
4. И либерализму, и марксизму свойственен классовый подход к прошлому, настоящему и будущему общества, последовательное выражение взглядов и интересов одного класса, одного социального строя, стремление увековечить господство этих взглядов и интересов в той или иной модели общественного устройства. Интегрализму свойственен цивилизационный подход к истории и будущему общества, признание множественности и динамичности сменяющих друг друга мировых цивилизаций (крупных этапов в развитии общества), многообразия поколений локальных цивилизаций в рамках единой общечеловеческой, глобальной цивилизации. Такой трехмерный подход обеспечивает объемное видение многомерного, развивающегося, сложного по своей структуре общества, позволяет выделить в этом многообразии систему цивилизационных ценностей как главную отличительную черту сменяющих друг друга типов общества и основных его элементов.
5. Либерализм и марксизм исходили из линейно-эволюционного понимания развития общества как создания предпосылок, становления и вечного господства одного социального типа — будь то товарно-капиталистический строй с буржуазной демократией либо коммунизм с плановым хозяйством и стиранием социальных различий между людьми. Интегрализму присущ циклический взгляд на динамику общества и природы как бесконечного процесса смены циклов разной длительности и глубины, с неизбежными кризисными фазами при смене циклов, с противоречивым взаимодействием циклов в смежных и отдаленных областях. При таком подходе конец истории исключается (он возможен только вместе с концом человечества), цикличная пульсация общественной динамики характерна как для всей его истории, так и для настоящего и будущего.
6. Новым элементом, который вводит интегрализм в систему общественных наук, является социогенетика, выражающая закономерности наследственности, изменчивости и отбора в динамике общества и его подсистем. Социогенетика позволяет понять внутренние пружины саморазвития общества, пределы и механизм происходящих в нем изменений, пути сохранения и обогащения наследственного генотипа социальных систем, помогает производить более целенаправленный и эффективный отбор новых, прогрессивных элементов этих систем. Социогенетика — высшая ступень познания общества, ступень, которая находится пока еще в стадии формирования.
7. Интегрализм становится надежной основой предвидения будущих перемен в обществе, тенденций его изменений в перспективе, что в свою очередь служит базой для повышения самоуправляемости в саморазвитии общества, обоснованного выбора стратегических решений и понимания ближних и отдаленных последствий реализации этих решений. И это относится не только к микроуровню взаимоотношений между отдельными предприятиями и коллективами, но и макроуровню (направления развития страны, регионов) и к глобальному уровню — взаимоотношениям стран и локальных цивилизаций в условиях глобализации. Именно это свойство придает интегрализму характер новой парадигмы, лежащей в основе принятия практических решений на новом витке исторической спирали.
Сказанное не означает, что интегрализм — высшая и последняя ступень в развитии познания общества. Впереди, за пределами наступившего века еще немало исторических ступеней в познании общества, новых парадигм, очередных эпохальных инноваций в развитии познания общества. Однако оставим это для интеллектуальных упражнений следующих поколений.
----------------------------------------------
Интегральный национализм (от фр. nationalisme integrale) — национализм, рассматривающий нацию как органическое целое и требующий от человека, кроме сосредоточения на сфере личной жизни, еще и участия его как личности в реализации интересов своей нации (которые ставятся выше интересов любой социальной группы) во имя участия наций во всемирном глобальном ансамбле человечества в целом.
Бразильский интегрализм (порт. Integralismo brasileiro) — политическое движение с фашистской идеологией, основанное в октябре 1932 его бессменным лидером Плиниу Салгаду (1895-1975) — писателем-модернистом, прославившимся во время Недели современного искусства 1922 в Сан-Паулу. Движение, будучи порождением послевоенной єпохи, заимствовало основные черты итальянского фашизма. Однако интегралисты не признавали расизм, что отражено в их слогане «Единение для всех рас и народов» и в том, что в партию принимали людей разных рас, в том числе чернокожие и евреи. Партия интегралистов называлась «Бразильское интегралистское действие» (порт. Ação Integralista Brasileira, AIB). Слово «интегрализм» использовалось также традиционалистским движением португальских интегралистов (порт. Integralismo Lusitano).
Флаг АИБ представляет собой небесно-голубое полотнище с белым кругом, внутри которого находится заглавная греческая буква Σ.
Движение имело полувоенную организацию и собственную униформу, отличительной чертой которой были зелёные рубашки. АИБ проводила организованные демонстрации, её политическая программа включала неприятие марксизма и либерализма, провозглашала национализм в контексте разнородной и терпимой нации под влиянием «христианской морали». Интегралистами использовалась известная фраза о том, что в Бразилии «проблема этическая, а не этническая». Отношение к евреям было предметом дискуссии между лидерами партии — Салгаду был против антисемитизма, однако Густаву Баррозу — глава Интегралистской милиции (военизированного формирования) — был известен своей неприязнью к евреям. Это привело как минимум к двум конфликтам внутри движения, в 1935 и в 1936, когда Салгаду едва не отказался от руководства. AIB был первым бразильским политическим движением, которое предоставило женщинам политический голос.
Один из главнейших принципов интегралистской идеологии — так называемая «внутренняя революция» или «личная революция», в ходе которой человек был побуждаем перестать думать только о себе и начинал входить в гигантскую семью интегралистов, становясь единым с Отечеством, забывая эгоистичные и «злые» ценности.
В 1937 правительство лево-центриста Варгаса объявило о запрете партии интегралистов. К тому времени в партии состояло около 200 тысяч членов. После неудачной попытки восстания интегралистов 11 мая 1938 г. партия была разгромлена, а Салгаду выслан в Португалию. После возвращения, в 1946 г. Салгаду основал новую организацию - Партию народного представительства (порт. Partido de Representação Popular, PRP), повторяющую идеи интегрализма, но без униформы, песен, приветствий и прочей символики. В 1964 году многие из бывших членов АИБ участвовали в военном перевороте, свергнувшем лево-центриста Жуана Гуларта. Партия присоединилась к правящему Альянсу национального возрождения (ARENA). Интегралисты Аугусто Радемакер и Марсио Мело были двумя из трех членов хунты, которые кратко правили Бразилией в 1969 году, а затем Радемейкер также был вице-президентом.
В настоящее время в Бразилии всё ещё существуют небольшие группировки интегралистской направленности (Frente Integralista Brasileira, FIB, Movimento Integralista e Linearista Brasileiro, MIL-B и Ação Integralista Revolucionária, AIR). Они заявляют, что ведут «борьбу против материализма, исходящего как от капитализма, так и от коммунизма, в дополнение к необходимости духовной реформы бразильского человека». Они продолжают утверждать, что коммунизм и капитализм - две стороны одной медали - крупного международного капитала. По их мнению, либеральный капитализм и коммунизм были бы идеологиями, выкованными в одной и той же матрице, то есть «банкирской империей», которая эффективно управляет странами Запада после Французской революции, используя силу денег, «Золотого Интернационала» или пролетарские революции, «Красный Интернационал». С другой стороны, интегралистская доктрина продолжает основываться на триаде «Бог, Отечество и Семья».
--------------------------
Французский интегрализм был представлен движением «Аксьон франсез» (фр. Action française, буквально - «Французское действие»), возникшим во Франции в 1899 году под руководством Шарля Морраса и организационно оформившаяся в 1905 году. Под этим названием просуществовала до 1944 года.
Французские писатели Шарль Моррас (1868-1952) и Морис Баррес (1862-1923) первыми чётко определили принципы интегрального национализма, который отбрасывал принципы гуманного либерализма как устаревшие и призывал к быстрым решительным действиям ради национальных интересов. Моррас и Баррес, ставшие в 1899 году соучредителями движения «Аксьон франсез», выступали за Францию только для французов, причём для лояльных, коренных французов-католиков.
Идеология «Аксьон Франсэз» подразумевала реставрацию монархии во Франции, создание корпоративного государства, национализм в духе Крови и Почвы, строгую приверженность католицизму, упразднение системы департаментов и возврат к дореволюционному территориальному делению Франции. Организация крайне враждебно относилась (и относится до сих пор) к Великой французской революции, её наследию и идеалам. Главной целью организации является восстановление Старого порядка под властью династии Бурбонов.
В 30-х годах ХХ века приняла профашистский характер. Её руководством были созданы вооружённые отряды - «Королевские молодчики», принимавшие участие в антипарламентском путче 6 февраля 1934 года. В годы немецкой оккупации Франции организация существовала легально и активно поддерживала правительство "национальной реконструкции" маршала Петена политику сотрудничества с оккупантами. Но поскольку основы этого движения со времен дела Дрейфуса имели выраженный антигерманский характер, многие его члены присоединились к Сопротивлению ещё тогда, когда коммунисты хранили молчание (из-за действовавшего до 1941 пакта Молотова-Риббентропа).
После освобождения Франции в 1944 году «Аксьон Франсез» была ликвидирована. Однако уже к 1947 она была фактически восстановлена. После смерти Шарля Морраса в 1952 году лидером организации был его соратник Морис Пюжо (умер в 1955 году). Печатный орган движения, одноимённая газета основана Моррасом и Леоном Доде, существует до сих пор.
-------------------------------
Украинский интегрализм национализм (Український інтегральний націоналізм) исповедует себя провозвестником идеалистического взгляда на мир, который понимают как антитезис материалистической философии марксизма-ленинизма и средство от позитивизма. Интегральніми националистами считаются ведущие деятели украинской мысли (в частности, Иван Франко и Михаил Грушевский). В поисках причины провала украинской борьбы за независимость (1917-1920) националисты убедились, что массы стремились независимого государства, однако были расстроены классовым разделением и разлисчными интересами разных социальных слоев. Поэтому националисты-интегралисты предположили, что их эпоха требует новых форм единого национал-революционного взаимодействия всех слоев украинского общества во благо выживания украинской нации как содружества свободно интегрированных личностей.
Идеологию ОУН (Организации украинских националистов), сформулированную в 1926 г. в работе "Национализм" журналистом Дм. Донцовым (1883-1973), до 1943 г. рассматривают как интегральный национализм. Сами украинские националисты никогда не употребляли термин "интегральный национализм".
Комментариев нет:
Отправить комментарий