Поиск по сайту / Site search

14.04.2019

Кирилл Серебренитский: Святой Дженнаро и король Джоакино. I

Я давно пишу книгу. Её герой: фигура — вполне историческая, огромная, сверкающая, тяжко прогрохотавшая в наполеоновские времена, — Джоакино Наполеоне, король Обеих Сицилий, а до того — великий герцог Клеве, Берга и Юлиха, а также — несостоявшийся король объединённой Италии, Испании, Польши, Северной Лузации (то есть севера Португалии), он же — Жоашен Мюрат, Маршал Франции, Генерал-Адмирал Франции.
Книг о нём написано уже много (правда, не на русском языке в основном); среди моих предшественников — даже Александр Дюма-отец, его короткая повесть «Мюрат» — история гибели этого удивительного короля-солдата. Разумеется, нет смысла сооружать ещё одно жизнеописание, сшитое из кусков предыдущих томов. Я пробую высветить некоторые секреты Джоакино, которые укрываются до сих пор где-то в полумраке неисследованного, ненаписанного, — по периметру жёстко вычерченной солдатско-маршальско-королевской биографии.
В этой публикации будет затронута самая невнятная, крайне сомнительная, точечно-незаметная загадка, связанная с именем короля Джоакино. Обнаружил я её совершенно случайно: всего лишь — картинка, и под ней — несколько слов, и — призывный знак вопроса.

ДЖЕННАРО.

Св. Дженнаро. Аркосолий Катакомб Сан Дженнаро. V в.

San Gennaro, un martire cristiano, il patrono principale di Napoli, — Сан Дженнаро, мученик христианский, главный Патрон Неаполя – так сказано в любом справочнике.

Это – и православный святой тоже, и даже нельзя сказать, чтобы совсем забытый; Русская Церковь чтит его память 21 апреля (4 мая).

** .В 431 году св. Ураниус в одном из посланий писал некоему Пакату: когда умирал св. Паулин Милостивый, епископ Ноланский, — то ему явились св. Мартин Милостивый, епископ Турский, и Ианнуарий, «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» (Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum // PL. 53. Col. 861)
Это — первое упоминание о св. Ианнуарии, или San Gennaro,
Согласно классическому житию, св. Дженнаро, епископ Беневентума (ныне Беневенто), погиб во время гонений императора Диоклетиана (305 год).

Согласно сравнительно поздним уточнениям, (в Ватиканских актах), Дженнаро был из знатной семьи, и в год казни ему исполнилось 33 года. Более о нём ничего не известно.
(Когда, с согласия Церкви, останки святого исследовали специалисты (в эпоху торжества неутолимого любопытства, порождённого рационализмом, — в 1964ом), — выяснилось, что это был человек приблизительно 35-40 лет, невероятно высокий для своего времени, — около 190 см).

Сщмч. Ианнуарий Афон (Иверский м-рь). К XV

Епископ Дженнаро был схвачен в порту Путеола (ныне Поццуоли), и с ним — сопровождавшие его: диакон Фест и чтец Дезидерий, а также прибывший к нему гость — диакон Соссий. Все они плакали, возмущались несправедливостью судьи, а когда их схватили — отказались поклониться языческим богам. Имперский судья Драконтиус отдал их на растерзание медведям, но звери святых не тронули. Тогда, по приказу судьи, им отрубили головы на форуме Вулкано, близ серных залежей. Из толпы зрителей вышли три местных жителя — диакон Прокул, Евтихий и Акутий; они отрыто заявили себя христианами, и тоже были казнены.
Так описывает житие Сан Дженнаро классическая версия (Болонские акты). Другая версия (так называемые Греческие акты), — мучеников казнил Тимотеус, наместник области Кампания. Св. Дженнаро перед смертью подвергался страшным пыткам, был посажен в печь, но не сгорел там, — и в последние минуты совершил многие чудеса.


Свщмч. Ианнуарий Беневентский. Русская икона.

Тело епископа было похоронено близ Путеолы, на поле Маркиана, (Ager Marciani).
Иоанн, епископ Неаполя, (с 414 года). перенёс мощи св. Ианнуария в громадные катакомбы, под холмом Капо ди Монте,, на северной окраине античного Неаполя.
Там была создана тайная крипта для мощей. Затем — в конце века, — появилась над катакомбами базилика св. Дженнаро.
И далее – началось удивительное: мёртвый епископ стал стремительно покорять Неаполь.
«Прославил церковь Неаполя» — писал он нём св. Ураниус уже в 431ом; как – неведомо.
По крайней мере, через 200 лет, — в VII веке, — Сан Дженнаро уже безусловно признаннный Патрон Неаполя.
Что произошло между 414 и 431 годами, почему вдруг один из сотен мучеников диоклетиановых гонений, — епископ из Беневенто (55 км от Неаполя), казнённый в Путеоле (14 км от Неаполя), спустя более чем столетие после своей гибели вдруг высветился властно, словно взлетел невидимо над Неаполем и обнял этот город; почему Неаполь, пресыщенный бурной историей, именно этого мученика избрал своим Святом Патроном, — забыто, утеряно, скрыто.
Это – первая загадка св. Дженнаро.


Ианнуарий Беневентский3

** Сначала Сан Дженнаро подчинил себя катакомбы, — обширный двухъярусный лабиринт: уже через столетие примерно за ними утвердилось наименование Catacombe di San Gennaro.
Оно держится до сих пор, хотя самого Дженнаро там давно уже нет.
Катакомбы возникли, видимо, ещё во второй половине II века, — через столетие после Христа. Не совсем ясно, кто и зачем рыл эти коридоры среди скал. С середины III века там собирались на свои моления христиане.
Катакомбы до сих пор тревожат невнятными шёпотами своей символики: древнейшая часть, — Ипогей, — расписан геометричскими узорами. В них конспирологи и оккультисты видят некие шифрограммы; самые древние росписи, почти полностью уничтоженные, — ещё дохристианские, изображение неких богов и богинь. До настоящего времени сохранились, — н протяжении семнадцати-восемнадцати веков, — символические образы на стенах: например, «Строительство мистической башни», (считается, что его создали гностики, апологеты одного из апокрифических протоевангелий, книги «Пастырь», (Herm. Pastor); или — Иисус-Воин (безбородый, с жезлом и щитом) — одно из самых ранних изображений, скорее всего — III века.
До середины XIV века Катакомбы Дженнаро кипели жизнью. У западного входа возникла Базилика св. Дженнаро — San Gennaro extra Moenia, и при ней – приют Госпиталь (Ospedale S. Gennaro dei Poveri) и монастырь (монахи его покинули в 1356 году).
Русский паломник, камергер Андрей Муравьёв (бывший в Неаполе в 1829ом) писал: «“Есть катакомбы и в Неаполе, при обширной богадельне св. Иануария, напоминающие римские и более их украшенные, потому что они в три яруса и иссечены в скале, а не в земле. Это также могильное царство, где гробами унизаны все стены, как бы ячейками пчел в улье, потому что здесь собирался сладостный мед учения Христова, когда первые епископы Неаполя еще проповедовали под землей слово, долженствовавшее покорить вселенную; тут был погребен вначале и св. Иануарий. Сохранились две церкви в сих катакомбах, одна более пространная, разделенная по образу восточных на три отделения; другая же, при самом входе, гораздо меньше, но с уцелевшим алтарем, кафедрой и сопрестолием”.
В 831 году Сикон, герцог Беневенто, после разгрома Неаполя, вывез туловище святого в свой замок.
Но Глава св. Дженнаро осталась в Неаполе. Для её хранения в 1305 году был отлит серебряный бюст святого — в котором скрылась эта голова.


Реликварный бюст с главой св. Дженнаро. Современный облик.

Раздельно голова и туловище пробыли – в разных городах, — почти 700 лет.
Но — ничего не изменилось: в Неаполе продолжали страстно чтить этого святого.
Помимо главы, оставался его плащ, и ещё одна реликвия, постепенно набиравшая мистическую мощь: св, Ампула, которой хранилась засохшая кровь. Впервые она упоминается в 1389 году.
Тогда впервые зафиксировано в хрониках Чудо Крови св. Дженнаро.
Сейчас это чудо – главная мистерия Неаполя; вокруг неё разворачивается самый грандиозный (и – подлинно медиевистически таинственный) праздник.
Два раза в год, — 19 сентября, (день памяти Патрона), и в субботу перед первым воскресеньем мая (память первого перенесения мощей Патрона в Неаполь).


Св. Ампула Сан Дженнаро.

В эти дни с утра медленно к храму Сан Дженнаро движутся колонны ингирляндати, то есть украшенных гирляндами. Самая торжественная процессия начинается поле полудня: медленно везут вызолоченную статую-голову Дженнаро и Святую Ампулу — из кафедрального собора в базилику святой Клары.
Священники подносят к главе св. Дженнаро — и вдруг сухая кровь, на глазах у всех, оживает: некое сухое чёрное вещество – вдруг словно вскипает, и ярко-красная или пурпурная жидкость жидкость заполняет всю ампулу.
(Третий день св. Дженнаро — 16 декабря — день Patrocinio (Заступничества; память о том, как святой Дженнаро спас жителей Неаполя от извержения вулкана Везувия в 1631 году); в этот день процессии шествуют к собору, но Ампула остаётся нетронутой).

** Кафедральный собор Неаполя, — в самом центре города, на виа Дуомо, — огромное, сложно-нагромождённое здание, — готически острое и устремлённое ввысь; в общих очертаниях он завершён в 1313 году, и Неаполь без него представить уже невозможно.


собор

Этот собор поглотил две ранние базилики, св. Реституты и так называемая Крестильня св. Иоанна, Il battistero di San Giovanni in Fonte,
Баптистерий этот, по преданию, выстроен в 343 году, когда Неаполем и всей Южной Италией владел св. Константин Великий. Примерно тогда же появилась базилика Реституты. Если этому верить, то эти маленькие грубые каменные клети, таящиеся внутри огромного собора — это сейчас – самые древние церковные строения Европы.
Подлинное имя собора — Duomo di Santa Maria Assunta, в честь Вознесения Девы Марии.
Но это название далеко не каждый неаполитанский благочестивый католик помнит. Уже седьмой век для Неаполя и для всего мира это — Duomo di San Gennaro, собор св. Дженнаро.
Первая капелла для Патрона была устроена в Дуомо в 1497 году, когда его тело вернулось в город.
13 января 1527 года, нобили из пяти седий Неаполя (Capuano, Nido, Montagna, Portanova, e Porto), дали торжественный обет – создать святилище св. Дженнаро в Дуомо, слева от алтаря. Все они пожертвовали огромные средства на то, чтобы обиталище Дженнаро обрело совершенные очертания.


Королевская капелла св. Дженнаро в Кафедральной соборе.

5 февраля 1601 года на торжественном заседании были назначены 12 избранников; по два от каждой седии, все – миряне из самых богатых семейств они были назначены хранителями Капеллы и Сокровищницы Сан Дженнаро.
Так возникла Депутация капеллы Сан Дженнаро (Deputazione della Real Cappella del Tesoro.
Это сообщество, — строгое, замкнутое, — прошло сквозь все испытания всех изломов неаполитанской истории: испанцы, Бурбоны, наполеоновские короли, снова Бурбоны, Савойский дом, Муссолини, республика. Депутация хранит Капеллу дель трезоро – до сих пор.
Сокровищница Сан Дженнаро, — дары, которые приносили Патрону неаполитанцы и иноземные паломники, — в начале ХХ века считалась одной из трёх величайших сокровищниц Европы. С ней соперничали только сокровища двух имперских корон – Британской и Российской. Сейчас, как читают многие эксперты, Сан Дженнаро остаётся обладателем самого обширного собрания драгоценностей на континенте.
В 1646 году освящена внутри Дуомо новая великолепная капелла, — которую сейчас именуют: La reale cappella del tesoro di San Gennaro. Её устраивали и украшали почти сорок лет.
Здесь находится глава св. Дженнаро, укрытая в серебряном бюсте — busto reliquiario di san Gennaro. Этот самый бюст, — обликом строгий, как многим кажется, даже злой, — многими поколениями неаполитанцев воспринимается как некая личность, — недвижный, безмолвный, но обладающий таинственной сакральной силой. Рядом, в особом крипте – округлая Святая Ампула с кровью, не мёртвой, но спящей.

St_Gennaro's_bust_in_Tesoro_San_Gennaro

Вот этим и отличается неаполитанский Сан Дженнаро – от прочих сонмов святых.
Сотни тысяч неаполитанцев явственно ощущают его живое присутствие; и то, что жива, деятельна, подвижна его кровь, пробуждающаяся дважды в год, — до сих пор превращает образ святого, его культ, — в особое, грозное и тревожное мистериальное бытие.


Роспись. Катакомбы Сан Дженнаро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти