Каджарский всадник. XVII век.
** Каджары – трагический излом на грани этнической истории и исторической этнологии.
Исторические Каджары: блистательная, грозно сверкающая доспехами воинственная элита. Каджары – императорская династия Ирана; ханы Гянджи и Мерва, наследственные сардары и беглербеги Эривана, Астрабада, Горгана, Мазандерана и так далее. Владения коронованных Каджаров простирались от Большого Кавказского хребта до пустыни Кара-Кум. Если взглянуть на карту – зрелище представляется величественное.
И — этнические каджары: небольшой, безмолвный, судя по всему, исчезающий народ в Иране и Азербайджане; каджары-гаджары – почти не изученные ещё этнические реликты: кланы, роды, отдельные семьи, почти позабывшие свою родословную, — в Туркмении, Турции, Афганистане, Грузии.
КАДЖАРЫ: НАРОД.
** Каджары, Qacarlar – сейчас: некая этническая общность, у которой даже статус – невнятный: маленький народ, который постепенно растворяется в толще тридцатимиллионной нации азербайджанцев.
По крайней мере, классический «An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires» утверждает: каджары – субэтнос азербайджанцев. Каджарский язык считается одним из архаичных диалектов языка азербейджан-дили.
Каджары – мусульмане, и здесь проходит линия разлома: основная часть каджаров, как абсолютное большинство населения Ирана, – шииты; но, по некоторым сообщениям, значительно количество каджаров-суннитов.
Иран – единственная страна, в которой каджары пока ещё существуют официально – как этническая общность, как национальность. И до сих прослеживаются достаточно отчётливо.
Иранские каджары предшествующие пять веков, до середины ХХ века, упорно держались за кочевой быт. Горные каджары-юхари до сих пор – скотоводы, отчасти кочевники. Равнинные же каджары-ашаги давно уже земледельцы.
Известный российский путешественник (и военный разведчик), подполковник Алексей Колюбакин, — писал в своей книге (Состав населения Персии по племенам и провинция , 1883 год):
« … Главное местожительство каджаров г. Астрабад в Мазандеране. Числительность их определить в настоящее время трудно, вследствие их разбросанности и смешений с персами и афшарами. Цифра Бларамберга 20,000 семей, вероятно, преувеличена. Риттер показывает лишь 3,800 семей каджаров, что кажется ближе к истине.
По официальным сведениям каджары обязаны выставлять 2,000 всадников конной милиции, но в действительности на службе находится не больше 300 человек. С большим трудом это число может быть удвоено и ни в каком случае не может быть доведено до ожидаемого в 2,000 всадников…
.. Происхождение настоящего шахского дома из ветви каджаров выдвинуло их из ряда других воинственных кочевых племен в исключительную обстановку. Родоначальники племени получают от правительства денежное содержание, размер которого зависит от знатности рода и влияния его главы. Родоначальники обязаны содержать младших членов своих родов и за это выставляют по требованию правительства известное число всадников. Когда то каджары отличались храбростью, но затем мало по малу утратили свой воинственный характер, большинство смешалось с развратным персидским дворянством и в настоящее время, рассеянные по городам Персии, упавшие нравственно и материально, каджары утратили всякое значение, как самостоятельное племя, или как военная каста».
** Современные каджары сосредоточены в Иранском Азербайджане, на севере страны, на территориях между городами Горган и Сари: в горах Совар-Шаку (остан Горган) и в долине Хазар-Джериб (на востоке остана Мазендеран). В этих краях они живут пятый век, с 1587 года.
В 1960х численность каджаров определяли в 20 000 человек. Сейчас – предположительно, от 30 до 35 000. Но эти цифры гипотетичны. Кажется, в последние десятилетия никто не занимался всерьёз этим народом.
Вполне вероятно, что осознанных каджаров сейчас – уже намного меньше. Последние поколения этого народа при первой возможности уезжают в города, и там – рассеиваются, сливаются, теряют узко-этническую идентификацию. Городские каджары давно уже самоопределяются — как иранцы, их родной язык – фарси, а каджарское происхождение – просто семейная легенда, хотя и – драгоценная, горделивая и таинственная.
Шади Гадириан. Серия «Каджар».
** Следы этого же народа прослеживаются – в Азербайджане. Грузии, Армении, в Турции, в Дагестане, в Туркмении, в Узбекистане, в Афганистане, в Индии. И далее.
Например, в Египте, Алжире, Марокко есть цыганский этнос гаджар (или ганджар), который входит в состав обширного этнического конгломерата цыган-мусульман домари (дом).
В Турции, в районе Западной Анатолии ((Бурса — Измир — Денизли — Ушак — Айдын) обитают старинные полукочевые племена юрюк, потомки сельджуков. Среди них отмечено племя гаджар
На территории современной Туркмении и отчасти Узбекистана каджары были весьма заметны ещё два века назад; но потом следы этого народа в Средней Азии затерялись, и поиски их — сложное многоуровнеове расслдеование. По слухам, напрмиер, в Туркмении гаджары сохранились как один из кланов племени алили.
В Дагестане, особенно в северных районах, «каджар» — экзонимические выходцев города Дербента, причём – неодобрительное; почему это прозвище приклеилось именно к выходцам из многонационального города на скрещении дорог – точно не известно.
И ещё: в Грузии есть христианские семьи, носящие фамилию – Каджаровы. Эльвира Каджарова, азербайджанка, родом из Грузии, писала мне летом 2013 года:
« .. Причем в Грузии есть Каджаровы которые считают себя греками, у них религия даже христианство. Так вот. Я сама корнем из Грузии, но по национальности Азербайджанка…. Каким образом часть Каджаровых живущих в Грузии считают себя греками, для меня загадка. Скорее всего в советской время на них сильно давили и они приняли др религию или скрывались каким-то образом».
Но это уж совсем глухие отзвуки.
Шади Гадириан. Серия «Каджар», 1999
XII – XIII. ПРЕДРОДОСЛОВНАЯ. ДЖАЛАИРЫ. УЙГУРЫ.
** В своей книге подполковник Колюбакин определил происхождение каджаров – так: « … ветвь, когда то знаменитого в истории этих стран туркменского племени Джелаир…».
Сейчас джалаиры — весьма многочисленны; они живут в землях прежнего Старшего жуза (юго-восточный Казахстан) и в глубинных районах Внутренней Монголии (Китай); но это — уже не национальность. Они считаются соответственно — казахами в Казахстане, монголами — в Китае, и говорят на разных языках.
В Казахстане джалаиры — самое знатное из ру (племён) Старшего жуза.
Они делятся на две большие ветви: шу-манак и сыр-манак (то есть — защитники реки Чу и защитники реки Сыр-Дарья); в группе шу-манак – роды: акбуйым, андас, калпе, карачапан, мырза, оракты, сыпатай; в группе сырманак — роды арыктыным, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик, сиыршы.
Джалаиры впервые отмечены письменно в самом начале XII века; тогда они кочевали по рекам Онон, Хилок и Селенга; эти степи – на северо-востоке современной Монголии вдоль границы современной России. В то время джалаиры — огромное объединение десяти племён: джаит, тукраун, кангаут, кумсаут, уят, нилкан, тулангут, тури, санкут, куркын, всего — около 70 000 всадников.
Эти земли – сердцевина Монгольской Империи, Орды: с реки Онон начал свой поход Чингиз-хан. Союз Джалаир поддержал Чингиз-хана одним из первых.
Среди лучших полководцев Чингиз-хана был джалаир Мухали-нойон.
Предводитель джалаиров, по имени Саба, — пользовался несравненным доверием Чингиза. Рашид ад дин сообщил: именно Саба привёз к Чингизу его первенца, по имени Джучи около 1184 года:
«… Чингиз-хан отправил к Онг-хану, для отозвания и вытребования Бурте-фуджин, эмира из числа онгкутов, племени джалаирского, по имени Саба, деда (того) Сартак-нойона, который в дни детства Аргун-хана, по указу Абака-хана, был его ордынским эмиром и правителем Хорасана и Мазандерана. Онг-хан, оказав ей почет и внимание, отправил вместе с Сабой. На пути у нее вдруг родился сын, которому по этой причине дали имя Джучи. Так как дорога была опасная, сделать привал оказалось невозможным и устроить колыбель было чрезвычайно трудно, то Саба приготовил из небольшого количества муки мягкое тесто и, завернув в него младенца, взял его в свою полу, чтобы он не пострадал к, осторожно неся его, доставил к Чингиз-хану».
Рашид ад дин в книге «Джами ат таварих» (1300 – 1310) перечислял формирования джалаиров в войске Чингиз-хана:
«Правое крыло (Мейманэ). Тысяча Бала-нойона из племени джалаир; во время Кубилай-каана на его месте был [некто], по имени Маду. Посол каана, по имени Ахин, который приезжал сюда [в Иран], был его родственником; а здесь [в Иране] Нурин-актачи [тоже] был из его родичей.
Тысяча Аргай Касар-нойона, тоже [бывшего] из племени джалаир. Он был старшим братом упомянутого Бала-нойона. И всё.
Левое крыло (Мейсарэ).
Иначе говоря, войско левой руки, а по-монгольски его называют джунгар.
Тысяча Мукали-гойона. Мукали был из джалаиров. Так как он был влиятельным эмиром и оказал похвальные услуги, Чингиз-хан ему препоручил все войско племен джалаир. Он же, распределив его по тысячам, доложил [Чингиз-хану]; всего их [джалаиров] было три тысячи человек. Когда Чингиз-хан отправил его [Мукали-гойона] в местность Караун-Джидун, которая граничит с Хитаем, хитаи прозвали его Гойон, т.е. «старший и уважаемый». Впоследствии Чингиз-хан утвердил за ним это прозвание; потомков его также именуют гойон. Хантун нойон, которого Кайду держал в темнице до времени возвращения Нумугана, – один из его сыновей, Джаукур и Амук принадлежат к его потомству.
Тысяча Джалаиртай-Есура из племени джалаир, но он не тот Есур, который прибыл в это государство [ Иран]. Курут, которого послали послом к каану, и эмир орды Есун-Тимура, бывшего сыном Аргун-хана, были из рода этого Джалаиртай-Есура.
Тысяча Укай и Барджу, бывших братьями и принадлежавших к племени джалаир. Издревле их предки были личными рабами предков Чингиз-хана из-за того, что джалаиры [некогда] убили Мунулун-хатун. Чингиз-хан хотел было сделать их старшими эмирами, но они не согласились [и] сказали: «Есугэй-бахадур посоветовал нам быть пастухами». По этой причине они ведают одной тысячью. Саба, отец Сартак-нойона, был из их потомства.
Тысяча Дайсуна из племени джалаир, брата Мукали-нойона. Вместе с одним из своих родичей, имя которого не выяснено, они ведали двумя тысячами…».
По классической версии джалаиры — это монголы; но ещё Абу ль Гази-хан Хивинский в книге «Родословная тюрок» (1662-1664) утверждал, что этот союз возник из тюркских пленников. Рашид ад дин утверждал, что джалаиры «давали масло [в пищу] самцам-верблюдам Гурхана, который был государем уйгуров».
Гурхан – Великий Хан, — титул, который носили монархи Кара-Кидань (в нынешнем Южном Казахстане и на западных землях китайского Уйгуристана); значит, — где-то у истоков появления джалаиров просвечивает соприкосновение с древних народов уйгур.
Знаменитый казахстанский тюрколог Юрий Зуев (скончавшийся в 2006году) именно на этой версии настаивал, и — более того: отводил джалаирам особое место в древне-уйгурской истории. По его версии, джалаиры – потомки уйгуров высокого происхождения, их предки — племя яглакар, правящий клан Уйгурского каганата.
Во второй половине XIII века Джалаирская орда осела в основном в Чагатайском улусе (почти вся Средняя Азия – от Аральского моря до западных отрогов Тибета и до Памира). Оттуда Хулагу-хан, внук Чингиз-хана, первый Ильхан, в 1256 году увёл с собой небольшое, но грозное войско джалаиров — в Иран. После завоевания это страны джалаиры заняли в Иране весьма высокое положение.
1300е. РОЖДЕНИЕ КАДЖАРОВ. КАДЖАР-НОЙОН.
** Не обнаружено даже намёка на этноним «каджар» — ни у древних джалаиров (монгольских), ни у нынешних (казахских). Но предание в данном случае – не вступает в противоречие с историей.
Каджар – такое имя встречается у разных тюркских народов, и в средние века, и – до сих пор. В некоторых тюркских языках слово «каджар» или «гаджар» означает – «крепкий».
Вполне определённый персонаж, отчётливо зафиксированный в хрониках начала XIV века, оставил в наследство своё имя – и народу, и династиям.
Поздняя иранская «Исттория Каджаров» («Тарих е Каджарийе») об этом повествует достаточно внятно.
Согласно этой книге, у всех каджаров – один родоначальник: Сартак-нойон, из племени джалаир. О нём упоминает Рашид ад дин: «в дни детства Аргун-хана» — Сартак, эмир Орды (главнокомандующий монгольскими войсками Ирана), сардар (наместник) Хорасана и Мазандерана, — самых богатых восточных провинций.
Аргун-хан, чингизид из дома Хулагу, четвёртый Ильхан на троне Ирана, — родился то ли в 1250, то ли в 1259 году. Его «дни детства» — 1260-1270ее.
Видимо, до конца 1270х Сартак-нойон Джалаир был правителем Хорасана. В 1284 году джалаирская гвардия произвела военный переворот и посадила на трон Аргун-хана.
Первые годы после переворота джалаиры безраздельно правили Ираном; великим визирем стал джалаир Ак Бука-эмир сын Илга нойона. Но в январе 1289 года повзрослевший Аргун-хан решительно избавился от джалаирской опеки. Бука был казнён, и на том правление джалаирской элиты закончилось. (По другим сведениям, это произошло, когда на трон претендовал Ильхан Байду, — в 1295ом).
Так или иначе, в 1290х джалаиры вынуждены были отступать из Ирана. Их возглавили пять сыновей Сартак-нойона, все – великие воины; старшим из них был Каджар-нойон, сын Сартака-нойона.
Конечно, не весь народ – прямые потомки нойона. Имя вождя, распостранившееся на его воинов, слуг, на круг подвластных ему родов – явление обычное.
Видимо, в 1320х каджары, уже как племя, появились в Анатолии, в центре нынешней Турции, — в верховьях реки Тигр, окрестностях Дияр-Бакыра и Эрлата; видимо, туда их привёл Каджар-нойон. В это время упоминаются четыре рода каджаров: Агча-Коюн-лу, Агча-лу, Шам-Баяти и Йива.
Тогда в эти земли, отвоёванные у Трапезундской Империи, нахлынули тюрки-огузы (туркоманы, предки нынешних туркменов). Там возникло огузское кочевое государство Ак Коюн-лу – (названное условно, по имени правившей там династии из племени баяндур). Дальше – затуманенный период в истории каджаров.
Шади Гадириан. Серия «Каджар». 1999.
1468. КАДЖАРЫ В ТЕБРИЗЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИРАН.
В 1381-1384 годах Иран был захвачен туркестанскими войсками, во главе которых шёл великий эмир Тимур Гурган Самаркандский, или Тамерлан; громадная держава вошла в состав совсем уже гигантской империи Туран, со столицей в Самарканде.
Около 1402 года Тимуру подчинились племена союза Ак Коюн-лу.
По преданию, каджары при первой возможности примкнули к Тамерлану, вместе с ним вернулись в Иран, и помогли ему завоевать землю далеко на востоке, на пути в Индию, — Хорасан; также по преданию, Тамерлан переселил 50 000 семей каджаров на Кавказ: в Эривань (Ереван), Гянджа и Карабах.
На самом деле – каджары вернулись из нынешней Турции в нынешний Иран намного позже. С 1453 года государство Ак Коюн-лу возглавил великий стратег — эмир Узун-Хасан; он создал собственную империю – от границ современной Грузии – почти до границ Египта: соединил нынешние Ирак, Иран и большую часть Турции. в 1468 году Узун Хасан завоевал Западный Иран (Азербайджан), и сам переехал в Тебриз.
В 1500ом эта недолговечная держава распалась; но каджары снова обосновались в окрестностях Тебриза.
1470е – 1500. КАДЖАРЫ КАК КЫЗЫЛБАШИ.
Примерно в 1470х в Иранском Азербайджане сложился воинский союз Кызыл-баши, Красноголовые. Его отличительный знак – чалмы или остроконечные шапки с 12 пурпурными полосами, в честь Двенадцати Имамов; отсюда – их прозвище. Союз Кызылбаши объединила общая религиозная миссия: учение суфийского тариката Сефевийя.
Во главе тариката стояла династия, по имени которой он был назван, — Сефеви. По легенде, предком этого дома был Муса аль-Казим, седьмой праведный Имам из Дома Али ибн Абу Талиба.
В 1429 году шейх Ибрагим ибн Ходжа Али захватил город Ардебиль, на западной окраине Каспийского моря. Вокруг шейха Ардебильского стали стягиваться многообразные тюркские и курдские племена. Постепенно в союз вошли тюркские племена: рум-лу, шам-лу, устадж-лу, бахар-лу, теке-лю, афшар, зулькадар и варсак.
В 1430х Ибрагим Ардебильский стал употреблять титул Шейх-Шах, и стал основателем нового теократического государства с неопределёнными границами – или, скорее, странствующего войска. С этого времени Кизылбаши, вооружённые дервиши, – упорные последователи вероучения Шиа, шииты-имамиты.
В 1480х годах они захватили достатоно обширные пространства на западе Ирана.
В 1488 году в сражении погиб очередной глава тариката-государства — Абу-ль-Вилайат Шейх Султан Хайдар ибн Джунайд. Сефевидское государство стало рушиться, в 1495 году Ардебиль захватили войска султана Байсангур-хана, внука Узун Хасана из дома Ак-Коюн-лу. Правда, кызылбаши ещё продолжили сопротивляться в горных районах. Маленький наследник трона Шейхов, принц Исмаил Сефеви, младший сын Хайдара, был укрыт в Гиляне.
В это время каджары сохранили верность наследнику дома Сефеви и стали его главной опорой. В 1500 году шиитская армия кызылбашей, которую символически вёл двенадцатилетний принц Исмаил, разгромила государство Ширван (территория нынешнего Азербайджана); в 1502 году кызылбаши захвати Тебриз.
Исмаил Сефеви был провозглашён Шах ин Шахом Ирана и Шах и Шият (царём шиитов). С этого времени Иран стал шиитским.
В войсках Исмаил хана шла сильная армия каджаров – как сообщают хроники, 7 000 воинов.
Суфийский орден Сефевийа и его воинство – кизылбаши, — теократическое вооружённое государство, с весьма размытыми границами, — точнее даже, странствующее войско, одержимое осознанием своей религиозной миссии, — одинокий, но хорошо вооружённый и свирепо воинственный шиитский корабль в суннитском море Центральной Азии, — весьма напоминал во всех отношениях христианский военный Орден. Например, госпитальеров св. Иоанна или рыцарей Тевтонского Дома Девы Марии.
(Орденские государства – иоаннитский Родос, тевтонская Ливония и Пруссия, — окончательно окрепли и утвердились окончательно – в том же XV столетии).
Каджары пребывали в самой сердцевине Сефевийа, скрпеляли его изнутри; у этого племени были особые отношения с династией Сефевидов.
Именно инициация тассавуф стала причиной возвышения элиты Каджаров в XVII-XVIII веках: традиция Сефевийа превратила обычный тюркский народ – в своеобразный воинский конгломерат, спаянный одновременно – и кровным родством кланой, и воинственной духовностью шиитского тассавуфа.
1530. КАДЖАРЫ НА КАВКАЗЕ. ГЯНДЖА.
И в 16 веке верные, но совевольные каджары считались предельно оппсными для высшей власти.
В 1524 году на трон вступил Шах ин шах Тахмасп I, сын Исмаила. Он решил перебросить каджаров в свои северные владения — на Кавказ.
Была создана обширная провинция Карабаг, столицей избран город Гянджа
туда был отправлен наместник — беглярибег, — Камал уд дин Шахверди-султан Зийяд-оглу Каджар, эмир аймака Зийяд-лу, а также эмир всех каджаров. Вскоре Шахверди подчинил себе достаточно обширные земли и вокруг Гянджи, и весь равнинный Карабах, тюркские земли шамшадиль и Казах, и даже горные армянские (христианские) меликства Арцаха (Нагорного Карабаха). Возникла первая династия Каджар. Она только условно зависела от далёких Шах ин Шахов Ирана.
В 16 веке каджары отчётливо делились на два клана – Койюн-лу («верблюжьи», верблюжатники) и Деве-лу («бараньи», овчары).
Издавна между кланами была непримиримая вражда.
В книге «Тарих-е Каджарийе» сказано откровенно: «…Койюнлу и Довалу в одном городе находиться не будут, в одной мечети собираться не станут, при любом случае жаждут крови друг друга и в одном большом котле вариться не будут…».
Когда сложились эти кланы – непонятно; многие источники утверждают, что разделение возникло после переселения в землю Горган, то есть около 1587 года. Но похоже, что кланы эти – наследие более давних времён.
Позже из клана Койюн-лу выделились новые кланы – гянджинские Зейяд-лу (потомки Зейяда) и Даш-лу («Posesseur des pierres. А от Деве-лу ответвились – Кейяк-лу (потомки Кейяка) и Хезандар-лу (Казначеи).
1587. КАДЖАРЫ В АЗИИ. АСТРАБАД.
Шах ин Шах Аббас I из дома Сефеви осознавал, что каджары, по сути, создали в Карабахе сильное государство, могут распостранить свою власть на прочие ханства Северного Азербайджана; и – оторваться от Ирана.
По приказу Аббаса, многие роды каджаров были переселены далеко на восток – на юго-восточную окраину Каспийского моря, в город Астрабад (древний Горган).
В книге “Насих-ут-таварих” («Отменитель прежних историй»), говорится, что это переселение произошло в 1586-1587 годах ( 995 год Хиджр).
То есть в первый же год правления Аббаса.
Абд-ур-Реззак, автор книги “Ма’асир-и-султанийе”, при сообщении о переселении каджаров в Астрабад, отметил, что этот город «был их коренной родиной”.
Пост наместника, Иттимад ус Султана, — в Горгане и Мазандеране в те времена занимал Шах-кули-хан Каджар, из семейства, возглавлявшего клан Койюн-лу Ранее (в 1561-62ом) он был послом Шахиншаха в Стамбуле.
По воле Шахинхаша, каджары получили земли в долине реки Горган, по обе стороны крепости Мубарек-абад. Разумеется, наиб Шаз-кули Каджар усиленно заботился о своём клане – Койюн-лу; каджары Барана получили лучшие земли на равнинах.
Каджары Верблюда вынуждены были обоснговаться в горах.
Роды Койюн, занявшие земли вверх по реке, в горах, получили название Юхари-баш”(верхне-речные). Роды Деве, расселённые ниже по реке, стали именоваться Ашак-баш или Ашагы-баш (нижнее-речные).
В земле Астрабад жили многочисленные туркменские роды из племени йомуд и гёклен. Нижне-речные каджары оказались на самой границе владений туркменских племён. И должны были непрерывно отражать набеги на окрестности Астрабада и Мазандерана. Так каджары вошли в прямое соприкосновение с туркменами, и расселились — среди них.
Мирно разделить земли – не удалось. Сразу после переселения в Астрабад между верхними и нижными каджарами возникло соперничество, затем – упорная клановая вражда; порой разворачивались настоящие войны между верхними и нижними кланами, — на протяжении всего XVII века, и далее, — по крайней мере, до половины XVIIIго.
1600. КАДЖАРЫ ИЗЕДДИН-ЛУ. ИЗ АСТРАБАДА В МЕРВ.
** Через десять лет, в 1597 году, Аббас-шах Великий отвоевал Хорасан, — древнюю персидскую сатрапию на востоке (наименование провинции, собственно, и означает – Восточная Страна). Граница Ирана выдвинулась в глубины Средней Азии. Крайней позицией Иранской Империи на северо-востоке стал Мургабский оазис, главной крепостью — древний город Мерв. Ныне это – восточная Туркмения.
Руины древнено Мерва.
Мерв с окрестными землями в 1524 году был отвоёван у Ирана войсками Хорезма. Было образован султанат Мамалик и-Санджари, столицей которого стал Мерв; в него входили Ниса, Абиверд, Дурун и неоторые другие города. В Хорезме правили Арабшахиды (чингизиды потомки Араб-Шаха сына Пилада, Хана Золотой Орды в 1377 году). Ханство Хорезм (или Угренчское ханство) былоа разделено на вассальные султанаты, на престолах которых сидели принцы правящей династии; в Мерве тоже правила ветвь Арабшахидов. В 1590 году Мерв захватили войска Бухарского ханства (Мавераннахра); хан Хорезна долгое время враждовал с Мервом и не оказал султану никакой помощи. Султан Нур-Мухаммед Люли-бече бежал в Иран. В Мургабском оазисе развернулась затяжная война. В 1600 году Шахиншах Аббас I окончательно завоевал Мерв.
Вокруг Мерва обитали в те времена непокорные и для всех соседей опасные туркменские племена: поначалу – иомуды, позже – салыры (салор). Эти земли связывали с Империей только зыбкие караванные трассы среди муртых песков. От основной зоны расселения каджаров в Горгане оазис Мургаб лежал на расстоянии около 700 километров на восток (20-25 дней пути по тем временам).
На севере над Мервом нависало Бухарское ханство (Мавераннахр). Бухара издавна была оплотом суннитского Ислама, высшей духовной властью в Бухаре обладали суфийские шейхи тариката Накшбандийа. Сильный шиитский клин вонзился в недра суннитской Средней Азии. К шиитам Бухара относилась совершенно непримиримо. То, что у самой границы Бухарского ханства теперь появились воинствующие шииты тариката Сефевийа, означало: война будет религиозной, стало быть, непрерывной.
В 1600 году в Мургабский оазис были переброшены, по воле Аббаса, — видимо, самые опасные кизилбаши: каджары из клана Койюн-лу. В Мерве они образовали особый клан — Изз-эд-дин-лу. Это имя, Изеддин, было весьма многозначительным: Силы Веры. Возникло Мервское ханство, на престоле которого обосновались Каджары из рода Изеддин-лу.
С 1609 или 1610 года в Мерве правил Михраб-хан Каджар, удачно сопротивлявшийся хорезмским войсками; он умер в 1622 году. В 1633 году по воле Шахиншаха, власть унаследовал Муртаза-кули-хан Каджар, сын Михраб-хана. С этого времени Каджары прочно удерживали трон Мерва.
Во времена, когда в Иране шли гражданские войны ( а это бывало часто), и власть Шахиншаха слабела, — эта страна на краю пустыни обретала фактическую независимость.
Руины древнего Мерва.
КАДЖАРЫ НА ТРЁХ ПРЕСТОЛАХ. ИРАН (1796 – 1925), ГЯНДЖА (1747 – 1804), МЕРВ (1609 – 1790).
Уже в начале XVII столетия клан Койюн-лу постепенно набирал силу, накапливал богатства; горные роды Деве-лу были оттеснены от высших сфер власти.
Глава клана Койюн-лу почти всегда одновременно назначался указом Шахиншаха на пост вождя всех каджаров; эти вожди носили средневековый чингизидский титул Ильхани. Так именовались императоры Ирана во времена Хулагуидов.
Этот титул возносил вождя каджаров на невероятную высоту в имперской иерархии: всего лишь на ступень ниже самого Шахиншаха.
Ильхани чаще всего становился беглербегом Астрабада и всего Горгана.
Горные каджары Деве-лу постепенно смирились.
В 1747 году был убит Надир-шах Аффшар и в Иране развернулась затяжная гражданская война. В это время оба каджарских ханства, — в горах Кавказа и на краю пустыни Кара-Кум, — обрели фактический суверенитет.
Кажется, в 1748 году Шахверди II Зияд-оглы Каджар, беглярибег Гянджи, объявил себя независимым монархом и принял титул хана.
В 1753 году Ахмад-шах Садо-заи из пуштунского племени абдали, командующий пуштунскими войсками на иранской службе, завоевал весь Хорасан и создал собственную империю – Падишахство Дуррани (Афганистан). В его состав вошло и Мервское ханство.
В 1785 году Байрам-Али Каджар, хан Мерва, погиб в бою с бухарскими войсками, и Мургабский оазис был оккупирован. В 1790 году Шах Мурад Мангыт, по прозвищу Масум (Безгрешный), эмир Бухары, окончательно присоединил Мерв к своим владениям. В последние пять лет существования ханства на троне недолго пробыл Мухаммед-Керим-хан Каджар, второй сын Байрама-Али, затем его сменил старший брат — Мухаммед Хусейн-хаджи-хан Каджар. В 1790ом оба были вывезены в Бухару и там якобы добровольно приняли Сунну. Позже они бежали в Кабул, затем в Тегеран, и пытались вернуть себе трон. Но – тщетно.
На Кавказе ханство Гянджа с трудом отставила независимость в войнах с Грузией, ханами Шеки и Карабаха, а также с Россией. В 1804 году Джавад-хан Каджар Зийяд-оглы, сын сепаратиста Шахверди-хана, погиб в бою с российскими войсками. В 1804ом Гянджинское ханство было присоединено к России. Гянджа переименована в Елизаветполь.
В 1796 году была окончательно свергнута императорская династия Зенд, и на трон вступил новый Шахиншах Ирана — Ага Мохаммед-хан Каджар, из клана Койюн-лу, Ильхани всех каджаров.
До него Ильхани каджарским был его отец – Мухаммад Хасан, по прозвищу Туркмен, или Плешивый Каджар, наместник (Наиб-Султан) в Астрабаде, Горгане, Мзендаране и Гиляне; он был убит в 1759 году. Ранее Ильхани каджаров был дед Шахиншаха – Фатх-Али-хан Бахадур Каджар, тоже наместник Астрабада, Горгана и Мазандерана, долгое время – главнокомандующий шахскими войсками; он был казнён в 1722ом.
Прадед первого императора из Дома Каджаров, — Шах-кули-хан Каджар, сын Махди-хана Каджара Койюнлу, — в 1670х переселился в Астрабад из Гянджи.
В 1797ом трон унаследовал Фатх Али-шах Каджар, племянник Ага Мухаммеда.
На троне Ирана эта династия продержалась почти столетие с третью. 31 октября 1925 года официально был низложен седьмой и последний Каджар — Шахиншах Султан-Ахмед I, (уже два года пребывавший в изгнании во Франции). На трон вступил новый монарх – фельдмаршал Реза-шах Пехлеви.
** Каджары – трагический излом на грани этнической истории и исторической этнологии.
Исторические Каджары: блистательная, грозно сверкающая доспехами воинственная элита. Каджары – императорская династия Ирана; ханы Гянджи и Мерва, наследственные сардары и беглербеги Эривана, Астрабада, Горгана, Мазандерана и так далее. Владения коронованных Каджаров простирались от Большого Кавказского хребта до пустыни Кара-Кум. Если взглянуть на карту – зрелище представляется величественное.
И — этнические каджары: небольшой, безмолвный, судя по всему, исчезающий народ в Иране и Азербайджане; каджары-гаджары – почти не изученные ещё этнические реликты: кланы, роды, отдельные семьи, почти позабывшие свою родословную, — в Туркмении, Турции, Афганистане, Грузии.
КАДЖАРЫ: НАРОД.
** Каджары, Qacarlar – сейчас: некая этническая общность, у которой даже статус – невнятный: маленький народ, который постепенно растворяется в толще тридцатимиллионной нации азербайджанцев.
По крайней мере, классический «An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires» утверждает: каджары – субэтнос азербайджанцев. Каджарский язык считается одним из архаичных диалектов языка азербейджан-дили.
Каджары – мусульмане, и здесь проходит линия разлома: основная часть каджаров, как абсолютное большинство населения Ирана, – шииты; но, по некоторым сообщениям, значительно количество каджаров-суннитов.
Иран – единственная страна, в которой каджары пока ещё существуют официально – как этническая общность, как национальность. И до сих прослеживаются достаточно отчётливо.
Иранские каджары предшествующие пять веков, до середины ХХ века, упорно держались за кочевой быт. Горные каджары-юхари до сих пор – скотоводы, отчасти кочевники. Равнинные же каджары-ашаги давно уже земледельцы.
Известный российский путешественник (и военный разведчик), подполковник Алексей Колюбакин, — писал в своей книге (Состав населения Персии по племенам и провинция , 1883 год):
« … Главное местожительство каджаров г. Астрабад в Мазандеране. Числительность их определить в настоящее время трудно, вследствие их разбросанности и смешений с персами и афшарами. Цифра Бларамберга 20,000 семей, вероятно, преувеличена. Риттер показывает лишь 3,800 семей каджаров, что кажется ближе к истине.
По официальным сведениям каджары обязаны выставлять 2,000 всадников конной милиции, но в действительности на службе находится не больше 300 человек. С большим трудом это число может быть удвоено и ни в каком случае не может быть доведено до ожидаемого в 2,000 всадников…
.. Происхождение настоящего шахского дома из ветви каджаров выдвинуло их из ряда других воинственных кочевых племен в исключительную обстановку. Родоначальники племени получают от правительства денежное содержание, размер которого зависит от знатности рода и влияния его главы. Родоначальники обязаны содержать младших членов своих родов и за это выставляют по требованию правительства известное число всадников. Когда то каджары отличались храбростью, но затем мало по малу утратили свой воинственный характер, большинство смешалось с развратным персидским дворянством и в настоящее время, рассеянные по городам Персии, упавшие нравственно и материально, каджары утратили всякое значение, как самостоятельное племя, или как военная каста».
** Современные каджары сосредоточены в Иранском Азербайджане, на севере страны, на территориях между городами Горган и Сари: в горах Совар-Шаку (остан Горган) и в долине Хазар-Джериб (на востоке остана Мазендеран). В этих краях они живут пятый век, с 1587 года.
В 1960х численность каджаров определяли в 20 000 человек. Сейчас – предположительно, от 30 до 35 000. Но эти цифры гипотетичны. Кажется, в последние десятилетия никто не занимался всерьёз этим народом.
Вполне вероятно, что осознанных каджаров сейчас – уже намного меньше. Последние поколения этого народа при первой возможности уезжают в города, и там – рассеиваются, сливаются, теряют узко-этническую идентификацию. Городские каджары давно уже самоопределяются — как иранцы, их родной язык – фарси, а каджарское происхождение – просто семейная легенда, хотя и – драгоценная, горделивая и таинственная.
Шади Гадириан. Серия «Каджар».
** Следы этого же народа прослеживаются – в Азербайджане. Грузии, Армении, в Турции, в Дагестане, в Туркмении, в Узбекистане, в Афганистане, в Индии. И далее.
Например, в Египте, Алжире, Марокко есть цыганский этнос гаджар (или ганджар), который входит в состав обширного этнического конгломерата цыган-мусульман домари (дом).
В Турции, в районе Западной Анатолии ((Бурса — Измир — Денизли — Ушак — Айдын) обитают старинные полукочевые племена юрюк, потомки сельджуков. Среди них отмечено племя гаджар
На территории современной Туркмении и отчасти Узбекистана каджары были весьма заметны ещё два века назад; но потом следы этого народа в Средней Азии затерялись, и поиски их — сложное многоуровнеове расслдеование. По слухам, напрмиер, в Туркмении гаджары сохранились как один из кланов племени алили.
В Дагестане, особенно в северных районах, «каджар» — экзонимические выходцев города Дербента, причём – неодобрительное; почему это прозвище приклеилось именно к выходцам из многонационального города на скрещении дорог – точно не известно.
И ещё: в Грузии есть христианские семьи, носящие фамилию – Каджаровы. Эльвира Каджарова, азербайджанка, родом из Грузии, писала мне летом 2013 года:
« .. Причем в Грузии есть Каджаровы которые считают себя греками, у них религия даже христианство. Так вот. Я сама корнем из Грузии, но по национальности Азербайджанка…. Каким образом часть Каджаровых живущих в Грузии считают себя греками, для меня загадка. Скорее всего в советской время на них сильно давили и они приняли др религию или скрывались каким-то образом».
Но это уж совсем глухие отзвуки.
Шади Гадириан. Серия «Каджар», 1999
XII – XIII. ПРЕДРОДОСЛОВНАЯ. ДЖАЛАИРЫ. УЙГУРЫ.
** В своей книге подполковник Колюбакин определил происхождение каджаров – так: « … ветвь, когда то знаменитого в истории этих стран туркменского племени Джелаир…».
Сейчас джалаиры — весьма многочисленны; они живут в землях прежнего Старшего жуза (юго-восточный Казахстан) и в глубинных районах Внутренней Монголии (Китай); но это — уже не национальность. Они считаются соответственно — казахами в Казахстане, монголами — в Китае, и говорят на разных языках.
В Казахстане джалаиры — самое знатное из ру (племён) Старшего жуза.
Они делятся на две большие ветви: шу-манак и сыр-манак (то есть — защитники реки Чу и защитники реки Сыр-Дарья); в группе шу-манак – роды: акбуйым, андас, калпе, карачапан, мырза, оракты, сыпатай; в группе сырманак — роды арыктыным, байшегир, балгалы, кайшылы, кушик, сиыршы.
Джалаиры впервые отмечены письменно в самом начале XII века; тогда они кочевали по рекам Онон, Хилок и Селенга; эти степи – на северо-востоке современной Монголии вдоль границы современной России. В то время джалаиры — огромное объединение десяти племён: джаит, тукраун, кангаут, кумсаут, уят, нилкан, тулангут, тури, санкут, куркын, всего — около 70 000 всадников.
Эти земли – сердцевина Монгольской Империи, Орды: с реки Онон начал свой поход Чингиз-хан. Союз Джалаир поддержал Чингиз-хана одним из первых.
Среди лучших полководцев Чингиз-хана был джалаир Мухали-нойон.
Предводитель джалаиров, по имени Саба, — пользовался несравненным доверием Чингиза. Рашид ад дин сообщил: именно Саба привёз к Чингизу его первенца, по имени Джучи около 1184 года:
«… Чингиз-хан отправил к Онг-хану, для отозвания и вытребования Бурте-фуджин, эмира из числа онгкутов, племени джалаирского, по имени Саба, деда (того) Сартак-нойона, который в дни детства Аргун-хана, по указу Абака-хана, был его ордынским эмиром и правителем Хорасана и Мазандерана. Онг-хан, оказав ей почет и внимание, отправил вместе с Сабой. На пути у нее вдруг родился сын, которому по этой причине дали имя Джучи. Так как дорога была опасная, сделать привал оказалось невозможным и устроить колыбель было чрезвычайно трудно, то Саба приготовил из небольшого количества муки мягкое тесто и, завернув в него младенца, взял его в свою полу, чтобы он не пострадал к, осторожно неся его, доставил к Чингиз-хану».
Рашид ад дин в книге «Джами ат таварих» (1300 – 1310) перечислял формирования джалаиров в войске Чингиз-хана:
«Правое крыло (Мейманэ). Тысяча Бала-нойона из племени джалаир; во время Кубилай-каана на его месте был [некто], по имени Маду. Посол каана, по имени Ахин, который приезжал сюда [в Иран], был его родственником; а здесь [в Иране] Нурин-актачи [тоже] был из его родичей.
Тысяча Аргай Касар-нойона, тоже [бывшего] из племени джалаир. Он был старшим братом упомянутого Бала-нойона. И всё.
Левое крыло (Мейсарэ).
Иначе говоря, войско левой руки, а по-монгольски его называют джунгар.
Тысяча Мукали-гойона. Мукали был из джалаиров. Так как он был влиятельным эмиром и оказал похвальные услуги, Чингиз-хан ему препоручил все войско племен джалаир. Он же, распределив его по тысячам, доложил [Чингиз-хану]; всего их [джалаиров] было три тысячи человек. Когда Чингиз-хан отправил его [Мукали-гойона] в местность Караун-Джидун, которая граничит с Хитаем, хитаи прозвали его Гойон, т.е. «старший и уважаемый». Впоследствии Чингиз-хан утвердил за ним это прозвание; потомков его также именуют гойон. Хантун нойон, которого Кайду держал в темнице до времени возвращения Нумугана, – один из его сыновей, Джаукур и Амук принадлежат к его потомству.
Тысяча Джалаиртай-Есура из племени джалаир, но он не тот Есур, который прибыл в это государство [ Иран]. Курут, которого послали послом к каану, и эмир орды Есун-Тимура, бывшего сыном Аргун-хана, были из рода этого Джалаиртай-Есура.
Тысяча Укай и Барджу, бывших братьями и принадлежавших к племени джалаир. Издревле их предки были личными рабами предков Чингиз-хана из-за того, что джалаиры [некогда] убили Мунулун-хатун. Чингиз-хан хотел было сделать их старшими эмирами, но они не согласились [и] сказали: «Есугэй-бахадур посоветовал нам быть пастухами». По этой причине они ведают одной тысячью. Саба, отец Сартак-нойона, был из их потомства.
Тысяча Дайсуна из племени джалаир, брата Мукали-нойона. Вместе с одним из своих родичей, имя которого не выяснено, они ведали двумя тысячами…».
По классической версии джалаиры — это монголы; но ещё Абу ль Гази-хан Хивинский в книге «Родословная тюрок» (1662-1664) утверждал, что этот союз возник из тюркских пленников. Рашид ад дин утверждал, что джалаиры «давали масло [в пищу] самцам-верблюдам Гурхана, который был государем уйгуров».
Гурхан – Великий Хан, — титул, который носили монархи Кара-Кидань (в нынешнем Южном Казахстане и на западных землях китайского Уйгуристана); значит, — где-то у истоков появления джалаиров просвечивает соприкосновение с древних народов уйгур.
Знаменитый казахстанский тюрколог Юрий Зуев (скончавшийся в 2006году) именно на этой версии настаивал, и — более того: отводил джалаирам особое место в древне-уйгурской истории. По его версии, джалаиры – потомки уйгуров высокого происхождения, их предки — племя яглакар, правящий клан Уйгурского каганата.
Во второй половине XIII века Джалаирская орда осела в основном в Чагатайском улусе (почти вся Средняя Азия – от Аральского моря до западных отрогов Тибета и до Памира). Оттуда Хулагу-хан, внук Чингиз-хана, первый Ильхан, в 1256 году увёл с собой небольшое, но грозное войско джалаиров — в Иран. После завоевания это страны джалаиры заняли в Иране весьма высокое положение.
1300е. РОЖДЕНИЕ КАДЖАРОВ. КАДЖАР-НОЙОН.
** Не обнаружено даже намёка на этноним «каджар» — ни у древних джалаиров (монгольских), ни у нынешних (казахских). Но предание в данном случае – не вступает в противоречие с историей.
Каджар – такое имя встречается у разных тюркских народов, и в средние века, и – до сих пор. В некоторых тюркских языках слово «каджар» или «гаджар» означает – «крепкий».
Вполне определённый персонаж, отчётливо зафиксированный в хрониках начала XIV века, оставил в наследство своё имя – и народу, и династиям.
Поздняя иранская «Исттория Каджаров» («Тарих е Каджарийе») об этом повествует достаточно внятно.
Согласно этой книге, у всех каджаров – один родоначальник: Сартак-нойон, из племени джалаир. О нём упоминает Рашид ад дин: «в дни детства Аргун-хана» — Сартак, эмир Орды (главнокомандующий монгольскими войсками Ирана), сардар (наместник) Хорасана и Мазандерана, — самых богатых восточных провинций.
Аргун-хан, чингизид из дома Хулагу, четвёртый Ильхан на троне Ирана, — родился то ли в 1250, то ли в 1259 году. Его «дни детства» — 1260-1270ее.
Видимо, до конца 1270х Сартак-нойон Джалаир был правителем Хорасана. В 1284 году джалаирская гвардия произвела военный переворот и посадила на трон Аргун-хана.
Первые годы после переворота джалаиры безраздельно правили Ираном; великим визирем стал джалаир Ак Бука-эмир сын Илга нойона. Но в январе 1289 года повзрослевший Аргун-хан решительно избавился от джалаирской опеки. Бука был казнён, и на том правление джалаирской элиты закончилось. (По другим сведениям, это произошло, когда на трон претендовал Ильхан Байду, — в 1295ом).
Так или иначе, в 1290х джалаиры вынуждены были отступать из Ирана. Их возглавили пять сыновей Сартак-нойона, все – великие воины; старшим из них был Каджар-нойон, сын Сартака-нойона.
Конечно, не весь народ – прямые потомки нойона. Имя вождя, распостранившееся на его воинов, слуг, на круг подвластных ему родов – явление обычное.
Видимо, в 1320х каджары, уже как племя, появились в Анатолии, в центре нынешней Турции, — в верховьях реки Тигр, окрестностях Дияр-Бакыра и Эрлата; видимо, туда их привёл Каджар-нойон. В это время упоминаются четыре рода каджаров: Агча-Коюн-лу, Агча-лу, Шам-Баяти и Йива.
Тогда в эти земли, отвоёванные у Трапезундской Империи, нахлынули тюрки-огузы (туркоманы, предки нынешних туркменов). Там возникло огузское кочевое государство Ак Коюн-лу – (названное условно, по имени правившей там династии из племени баяндур). Дальше – затуманенный период в истории каджаров.
Шади Гадириан. Серия «Каджар». 1999.
1468. КАДЖАРЫ В ТЕБРИЗЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИРАН.
В 1381-1384 годах Иран был захвачен туркестанскими войсками, во главе которых шёл великий эмир Тимур Гурган Самаркандский, или Тамерлан; громадная держава вошла в состав совсем уже гигантской империи Туран, со столицей в Самарканде.
Около 1402 года Тимуру подчинились племена союза Ак Коюн-лу.
По преданию, каджары при первой возможности примкнули к Тамерлану, вместе с ним вернулись в Иран, и помогли ему завоевать землю далеко на востоке, на пути в Индию, — Хорасан; также по преданию, Тамерлан переселил 50 000 семей каджаров на Кавказ: в Эривань (Ереван), Гянджа и Карабах.
На самом деле – каджары вернулись из нынешней Турции в нынешний Иран намного позже. С 1453 года государство Ак Коюн-лу возглавил великий стратег — эмир Узун-Хасан; он создал собственную империю – от границ современной Грузии – почти до границ Египта: соединил нынешние Ирак, Иран и большую часть Турции. в 1468 году Узун Хасан завоевал Западный Иран (Азербайджан), и сам переехал в Тебриз.
В 1500ом эта недолговечная держава распалась; но каджары снова обосновались в окрестностях Тебриза.
1470е – 1500. КАДЖАРЫ КАК КЫЗЫЛБАШИ.
Примерно в 1470х в Иранском Азербайджане сложился воинский союз Кызыл-баши, Красноголовые. Его отличительный знак – чалмы или остроконечные шапки с 12 пурпурными полосами, в честь Двенадцати Имамов; отсюда – их прозвище. Союз Кызылбаши объединила общая религиозная миссия: учение суфийского тариката Сефевийя.
Во главе тариката стояла династия, по имени которой он был назван, — Сефеви. По легенде, предком этого дома был Муса аль-Казим, седьмой праведный Имам из Дома Али ибн Абу Талиба.
В 1429 году шейх Ибрагим ибн Ходжа Али захватил город Ардебиль, на западной окраине Каспийского моря. Вокруг шейха Ардебильского стали стягиваться многообразные тюркские и курдские племена. Постепенно в союз вошли тюркские племена: рум-лу, шам-лу, устадж-лу, бахар-лу, теке-лю, афшар, зулькадар и варсак.
В 1430х Ибрагим Ардебильский стал употреблять титул Шейх-Шах, и стал основателем нового теократического государства с неопределёнными границами – или, скорее, странствующего войска. С этого времени Кизылбаши, вооружённые дервиши, – упорные последователи вероучения Шиа, шииты-имамиты.
В 1480х годах они захватили достатоно обширные пространства на западе Ирана.
В 1488 году в сражении погиб очередной глава тариката-государства — Абу-ль-Вилайат Шейх Султан Хайдар ибн Джунайд. Сефевидское государство стало рушиться, в 1495 году Ардебиль захватили войска султана Байсангур-хана, внука Узун Хасана из дома Ак-Коюн-лу. Правда, кызылбаши ещё продолжили сопротивляться в горных районах. Маленький наследник трона Шейхов, принц Исмаил Сефеви, младший сын Хайдара, был укрыт в Гиляне.
В это время каджары сохранили верность наследнику дома Сефеви и стали его главной опорой. В 1500 году шиитская армия кызылбашей, которую символически вёл двенадцатилетний принц Исмаил, разгромила государство Ширван (территория нынешнего Азербайджана); в 1502 году кызылбаши захвати Тебриз.
Исмаил Сефеви был провозглашён Шах ин Шахом Ирана и Шах и Шият (царём шиитов). С этого времени Иран стал шиитским.
В войсках Исмаил хана шла сильная армия каджаров – как сообщают хроники, 7 000 воинов.
Суфийский орден Сефевийа и его воинство – кизылбаши, — теократическое вооружённое государство, с весьма размытыми границами, — точнее даже, странствующее войско, одержимое осознанием своей религиозной миссии, — одинокий, но хорошо вооружённый и свирепо воинственный шиитский корабль в суннитском море Центральной Азии, — весьма напоминал во всех отношениях христианский военный Орден. Например, госпитальеров св. Иоанна или рыцарей Тевтонского Дома Девы Марии.
(Орденские государства – иоаннитский Родос, тевтонская Ливония и Пруссия, — окончательно окрепли и утвердились окончательно – в том же XV столетии).
Каджары пребывали в самой сердцевине Сефевийа, скрпеляли его изнутри; у этого племени были особые отношения с династией Сефевидов.
Именно инициация тассавуф стала причиной возвышения элиты Каджаров в XVII-XVIII веках: традиция Сефевийа превратила обычный тюркский народ – в своеобразный воинский конгломерат, спаянный одновременно – и кровным родством кланой, и воинственной духовностью шиитского тассавуфа.
1530. КАДЖАРЫ НА КАВКАЗЕ. ГЯНДЖА.
И в 16 веке верные, но совевольные каджары считались предельно оппсными для высшей власти.
В 1524 году на трон вступил Шах ин шах Тахмасп I, сын Исмаила. Он решил перебросить каджаров в свои северные владения — на Кавказ.
Была создана обширная провинция Карабаг, столицей избран город Гянджа
туда был отправлен наместник — беглярибег, — Камал уд дин Шахверди-султан Зийяд-оглу Каджар, эмир аймака Зийяд-лу, а также эмир всех каджаров. Вскоре Шахверди подчинил себе достаточно обширные земли и вокруг Гянджи, и весь равнинный Карабах, тюркские земли шамшадиль и Казах, и даже горные армянские (христианские) меликства Арцаха (Нагорного Карабаха). Возникла первая династия Каджар. Она только условно зависела от далёких Шах ин Шахов Ирана.
В 16 веке каджары отчётливо делились на два клана – Койюн-лу («верблюжьи», верблюжатники) и Деве-лу («бараньи», овчары).
Издавна между кланами была непримиримая вражда.
В книге «Тарих-е Каджарийе» сказано откровенно: «…Койюнлу и Довалу в одном городе находиться не будут, в одной мечети собираться не станут, при любом случае жаждут крови друг друга и в одном большом котле вариться не будут…».
Когда сложились эти кланы – непонятно; многие источники утверждают, что разделение возникло после переселения в землю Горган, то есть около 1587 года. Но похоже, что кланы эти – наследие более давних времён.
Позже из клана Койюн-лу выделились новые кланы – гянджинские Зейяд-лу (потомки Зейяда) и Даш-лу («Posesseur des pierres. А от Деве-лу ответвились – Кейяк-лу (потомки Кейяка) и Хезандар-лу (Казначеи).
1587. КАДЖАРЫ В АЗИИ. АСТРАБАД.
Шах ин Шах Аббас I из дома Сефеви осознавал, что каджары, по сути, создали в Карабахе сильное государство, могут распостранить свою власть на прочие ханства Северного Азербайджана; и – оторваться от Ирана.
По приказу Аббаса, многие роды каджаров были переселены далеко на восток – на юго-восточную окраину Каспийского моря, в город Астрабад (древний Горган).
В книге “Насих-ут-таварих” («Отменитель прежних историй»), говорится, что это переселение произошло в 1586-1587 годах ( 995 год Хиджр).
То есть в первый же год правления Аббаса.
Абд-ур-Реззак, автор книги “Ма’асир-и-султанийе”, при сообщении о переселении каджаров в Астрабад, отметил, что этот город «был их коренной родиной”.
Пост наместника, Иттимад ус Султана, — в Горгане и Мазандеране в те времена занимал Шах-кули-хан Каджар, из семейства, возглавлявшего клан Койюн-лу Ранее (в 1561-62ом) он был послом Шахиншаха в Стамбуле.
По воле Шахинхаша, каджары получили земли в долине реки Горган, по обе стороны крепости Мубарек-абад. Разумеется, наиб Шаз-кули Каджар усиленно заботился о своём клане – Койюн-лу; каджары Барана получили лучшие земли на равнинах.
Каджары Верблюда вынуждены были обоснговаться в горах.
Роды Койюн, занявшие земли вверх по реке, в горах, получили название Юхари-баш”(верхне-речные). Роды Деве, расселённые ниже по реке, стали именоваться Ашак-баш или Ашагы-баш (нижнее-речные).
В земле Астрабад жили многочисленные туркменские роды из племени йомуд и гёклен. Нижне-речные каджары оказались на самой границе владений туркменских племён. И должны были непрерывно отражать набеги на окрестности Астрабада и Мазандерана. Так каджары вошли в прямое соприкосновение с туркменами, и расселились — среди них.
Мирно разделить земли – не удалось. Сразу после переселения в Астрабад между верхними и нижными каджарами возникло соперничество, затем – упорная клановая вражда; порой разворачивались настоящие войны между верхними и нижними кланами, — на протяжении всего XVII века, и далее, — по крайней мере, до половины XVIIIго.
1600. КАДЖАРЫ ИЗЕДДИН-ЛУ. ИЗ АСТРАБАДА В МЕРВ.
** Через десять лет, в 1597 году, Аббас-шах Великий отвоевал Хорасан, — древнюю персидскую сатрапию на востоке (наименование провинции, собственно, и означает – Восточная Страна). Граница Ирана выдвинулась в глубины Средней Азии. Крайней позицией Иранской Империи на северо-востоке стал Мургабский оазис, главной крепостью — древний город Мерв. Ныне это – восточная Туркмения.
Руины древнено Мерва.
Мерв с окрестными землями в 1524 году был отвоёван у Ирана войсками Хорезма. Было образован султанат Мамалик и-Санджари, столицей которого стал Мерв; в него входили Ниса, Абиверд, Дурун и неоторые другие города. В Хорезме правили Арабшахиды (чингизиды потомки Араб-Шаха сына Пилада, Хана Золотой Орды в 1377 году). Ханство Хорезм (или Угренчское ханство) былоа разделено на вассальные султанаты, на престолах которых сидели принцы правящей династии; в Мерве тоже правила ветвь Арабшахидов. В 1590 году Мерв захватили войска Бухарского ханства (Мавераннахра); хан Хорезна долгое время враждовал с Мервом и не оказал султану никакой помощи. Султан Нур-Мухаммед Люли-бече бежал в Иран. В Мургабском оазисе развернулась затяжная война. В 1600 году Шахиншах Аббас I окончательно завоевал Мерв.
Вокруг Мерва обитали в те времена непокорные и для всех соседей опасные туркменские племена: поначалу – иомуды, позже – салыры (салор). Эти земли связывали с Империей только зыбкие караванные трассы среди муртых песков. От основной зоны расселения каджаров в Горгане оазис Мургаб лежал на расстоянии около 700 километров на восток (20-25 дней пути по тем временам).
На севере над Мервом нависало Бухарское ханство (Мавераннахр). Бухара издавна была оплотом суннитского Ислама, высшей духовной властью в Бухаре обладали суфийские шейхи тариката Накшбандийа. Сильный шиитский клин вонзился в недра суннитской Средней Азии. К шиитам Бухара относилась совершенно непримиримо. То, что у самой границы Бухарского ханства теперь появились воинствующие шииты тариката Сефевийа, означало: война будет религиозной, стало быть, непрерывной.
В 1600 году в Мургабский оазис были переброшены, по воле Аббаса, — видимо, самые опасные кизилбаши: каджары из клана Койюн-лу. В Мерве они образовали особый клан — Изз-эд-дин-лу. Это имя, Изеддин, было весьма многозначительным: Силы Веры. Возникло Мервское ханство, на престоле которого обосновались Каджары из рода Изеддин-лу.
С 1609 или 1610 года в Мерве правил Михраб-хан Каджар, удачно сопротивлявшийся хорезмским войсками; он умер в 1622 году. В 1633 году по воле Шахиншаха, власть унаследовал Муртаза-кули-хан Каджар, сын Михраб-хана. С этого времени Каджары прочно удерживали трон Мерва.
Во времена, когда в Иране шли гражданские войны ( а это бывало часто), и власть Шахиншаха слабела, — эта страна на краю пустыни обретала фактическую независимость.
Руины древнего Мерва.
КАДЖАРЫ НА ТРЁХ ПРЕСТОЛАХ. ИРАН (1796 – 1925), ГЯНДЖА (1747 – 1804), МЕРВ (1609 – 1790).
Уже в начале XVII столетия клан Койюн-лу постепенно набирал силу, накапливал богатства; горные роды Деве-лу были оттеснены от высших сфер власти.
Глава клана Койюн-лу почти всегда одновременно назначался указом Шахиншаха на пост вождя всех каджаров; эти вожди носили средневековый чингизидский титул Ильхани. Так именовались императоры Ирана во времена Хулагуидов.
Этот титул возносил вождя каджаров на невероятную высоту в имперской иерархии: всего лишь на ступень ниже самого Шахиншаха.
Ильхани чаще всего становился беглербегом Астрабада и всего Горгана.
Горные каджары Деве-лу постепенно смирились.
В 1747 году был убит Надир-шах Аффшар и в Иране развернулась затяжная гражданская война. В это время оба каджарских ханства, — в горах Кавказа и на краю пустыни Кара-Кум, — обрели фактический суверенитет.
Кажется, в 1748 году Шахверди II Зияд-оглы Каджар, беглярибег Гянджи, объявил себя независимым монархом и принял титул хана.
В 1753 году Ахмад-шах Садо-заи из пуштунского племени абдали, командующий пуштунскими войсками на иранской службе, завоевал весь Хорасан и создал собственную империю – Падишахство Дуррани (Афганистан). В его состав вошло и Мервское ханство.
В 1785 году Байрам-Али Каджар, хан Мерва, погиб в бою с бухарскими войсками, и Мургабский оазис был оккупирован. В 1790 году Шах Мурад Мангыт, по прозвищу Масум (Безгрешный), эмир Бухары, окончательно присоединил Мерв к своим владениям. В последние пять лет существования ханства на троне недолго пробыл Мухаммед-Керим-хан Каджар, второй сын Байрама-Али, затем его сменил старший брат — Мухаммед Хусейн-хаджи-хан Каджар. В 1790ом оба были вывезены в Бухару и там якобы добровольно приняли Сунну. Позже они бежали в Кабул, затем в Тегеран, и пытались вернуть себе трон. Но – тщетно.
На Кавказе ханство Гянджа с трудом отставила независимость в войнах с Грузией, ханами Шеки и Карабаха, а также с Россией. В 1804 году Джавад-хан Каджар Зийяд-оглы, сын сепаратиста Шахверди-хана, погиб в бою с российскими войсками. В 1804ом Гянджинское ханство было присоединено к России. Гянджа переименована в Елизаветполь.
В 1796 году была окончательно свергнута императорская династия Зенд, и на трон вступил новый Шахиншах Ирана — Ага Мохаммед-хан Каджар, из клана Койюн-лу, Ильхани всех каджаров.
До него Ильхани каджарским был его отец – Мухаммад Хасан, по прозвищу Туркмен, или Плешивый Каджар, наместник (Наиб-Султан) в Астрабаде, Горгане, Мзендаране и Гиляне; он был убит в 1759 году. Ранее Ильхани каджаров был дед Шахиншаха – Фатх-Али-хан Бахадур Каджар, тоже наместник Астрабада, Горгана и Мазандерана, долгое время – главнокомандующий шахскими войсками; он был казнён в 1722ом.
Прадед первого императора из Дома Каджаров, — Шах-кули-хан Каджар, сын Махди-хана Каджара Койюнлу, — в 1670х переселился в Астрабад из Гянджи.
В 1797ом трон унаследовал Фатх Али-шах Каджар, племянник Ага Мухаммеда.
На троне Ирана эта династия продержалась почти столетие с третью. 31 октября 1925 года официально был низложен седьмой и последний Каджар — Шахиншах Султан-Ахмед I, (уже два года пребывавший в изгнании во Франции). На трон вступил новый монарх – фельдмаршал Реза-шах Пехлеви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий