Давно уже думаю о хроноакцентах в мировой культуре. Грубо говоря, у каждой цивилизации есть собственные часы. Но нужно разделять ритуальные часы и исторические часы. Время на этих часах не совпадает. Время на исторических часах меняется медленно. Но фиксация времени может быть замерена по тому, какой период истории акцентирован в общественном сознании. А время на ритуально-календарных часах практически не меняется. По ним мы видим, какое время акцентировано в данной цивилизации большую часть ее истории.
Для вавилонян и ассирийцев наиболее акцентированным моментом времени является весна. У шумеров Нинурта, у вавилонян Мардук, у ассирийцев Ашшур были весенними победителями зимнего чудовища. Осень выражена в календарях древней Месопотамии как миф Суда с особо выделенным судным седьмым месяцем. Но по сравнении с весной и мифом Героя миф Суда в Месопотамии ничтожен.
Евреи заимствуют вавилонский календарь целиком, со всем комплексов шумеро-вавилонских сезонно-месячных мифов. Но при этом меняют хроноакцент. Центром календаря они делают вавилонскую осень, т.е. именно миф Суда и предшествующие Суду очистительные обряды и жертвы. В средневековых сочинениях евреи будут называться народом созвездия Весов. Но и в суфийском арабском сочинении Ибн Араби «Мекканские откровения» (должно быть, под влиянием евреев) первым ангелом мироздания считается ангел Весов, с которого начинается Время.
Какой из этого вывод? Даже при полном сохранении семантической системы календаря другая культура может менять хроноакцент.
В России ритуальные часы много столетий показывали весну. Это 1 марта — время новогодья в древней Руси, конец марта (выпускание птиц, позднее Благовещение), Пасха, 1 мая, Юрьев день (6 мая), 9 мая (день Победы). Каждый культурный слой вносил свой вклад именно в весенний квадратик календаря. Это дает общую семантику обновления, воскресения, восстановления мира после войны. То есть, в максимально общем смысле это появление нового из переработанного и преображенного старого.
И только при Петре добавился зимний Новый год, который, однако, не перетянул на себя представления о сакральном. Он стал пиром желудка, временем надежды на чудесное обретение материальных благ — чем угодно, но только не моментом связи между Человеком и Богом. Максимум сакрального у нас по-прежнему манифестирован Пасхой. Рождество и колядки не получили решающего значения в городской культуре. Для нас важнее не рождение Христа, а его восстание из мертвых после искупления Адамова греха на кресте. Достоевский точно уловил это ритуальное время, вследствие чего стал главным русским богословом.
Теперь исторические часы. На них время меняется быстрее. В эпоху Ломоносова часы показывали эпоху Петра. В эпоху Пушкина люди жили мифами эпохи Екатерины II. В конце 1950-х-начале 1960-х годов молились на эпоху Ленина.
От чего зависит время на исторических часах? От трех факторов: а) память старшего активного поколения; б) инфраструктура; в) общественные отношения.
В настоящее время часы у нас показывают вторую половину 70-х. И в 80-е, и в 90-е, и в нулевые время на них не менялось. Почему? Память старшего активного поколения помнит эпоху Брежнева. Значительная часть новых районов постсоветских городов построена при Брежневе. Огромное количество нынешних самолетов и поездов также используются с брежневских времен. В общественных отношениях как на уровне костюма и этикета, так и на уровне иерархического распределения благ сохраняется брежневский стиль. Нет ни горбачевского, ни ельцинского, ни путинского стилей в архитектуре, костюме, этикете. По большому счету нет горбачево-путинских киногероев или литературных героев. Даже звезды зарубежной эстрады, которых без конца приглашают в Россию чуткие администраторы, полюбились народу в конце брежневской эпохи. А те, что посетили страну позже — напротив, почему-то не запомнились.
Можно ли сдвинуть стрелки исторических часов в сторону современности? И от чего зависит передвижение этих стрелок?
Почему ломоносовский миф Петра сменился пушкинским мифом Екатерины? Ушло старшее активное поколение. Сменился этап развития страны. Теперь нужно было не основывать и отвоевывать, а накапливать и развивать. Воины-мореходы зажили помещиками.
Но дело не только в этом. Конечно, существуют еще и закономерности творческого процесса. Смены стилей, например. Есть большая разница между одеждой 1950-х годов и одеждой 1960-х. В 50-е еще носили монокли, пенсне, канотье. И нет никакой принципиальной разницы между одеждой 1970-х годов и современной. Ровно та же разница в общественных отношениях. При Хрущеве они были еще полувоенными, доставшимися от Сталина, хотя руководители уже переставали носить френчи. А с середины 60-х все переоделись в строгие костюмы и стали заниматься потребительством. И начальника 60-х стало невозможно отличить от начальника или служащего 70-х. В начале 80-х часы встали. И стоят до сих пор. И ни компьютеры, ни мобильные телефоны, ни соцсети сдвинуть время не в состоянии. Потому что стоит что-то главное, не зависящее от техники и тикающее только в самих людях.
Для вавилонян и ассирийцев наиболее акцентированным моментом времени является весна. У шумеров Нинурта, у вавилонян Мардук, у ассирийцев Ашшур были весенними победителями зимнего чудовища. Осень выражена в календарях древней Месопотамии как миф Суда с особо выделенным судным седьмым месяцем. Но по сравнении с весной и мифом Героя миф Суда в Месопотамии ничтожен.
Евреи заимствуют вавилонский календарь целиком, со всем комплексов шумеро-вавилонских сезонно-месячных мифов. Но при этом меняют хроноакцент. Центром календаря они делают вавилонскую осень, т.е. именно миф Суда и предшествующие Суду очистительные обряды и жертвы. В средневековых сочинениях евреи будут называться народом созвездия Весов. Но и в суфийском арабском сочинении Ибн Араби «Мекканские откровения» (должно быть, под влиянием евреев) первым ангелом мироздания считается ангел Весов, с которого начинается Время.
Какой из этого вывод? Даже при полном сохранении семантической системы календаря другая культура может менять хроноакцент.
В России ритуальные часы много столетий показывали весну. Это 1 марта — время новогодья в древней Руси, конец марта (выпускание птиц, позднее Благовещение), Пасха, 1 мая, Юрьев день (6 мая), 9 мая (день Победы). Каждый культурный слой вносил свой вклад именно в весенний квадратик календаря. Это дает общую семантику обновления, воскресения, восстановления мира после войны. То есть, в максимально общем смысле это появление нового из переработанного и преображенного старого.
И только при Петре добавился зимний Новый год, который, однако, не перетянул на себя представления о сакральном. Он стал пиром желудка, временем надежды на чудесное обретение материальных благ — чем угодно, но только не моментом связи между Человеком и Богом. Максимум сакрального у нас по-прежнему манифестирован Пасхой. Рождество и колядки не получили решающего значения в городской культуре. Для нас важнее не рождение Христа, а его восстание из мертвых после искупления Адамова греха на кресте. Достоевский точно уловил это ритуальное время, вследствие чего стал главным русским богословом.
Теперь исторические часы. На них время меняется быстрее. В эпоху Ломоносова часы показывали эпоху Петра. В эпоху Пушкина люди жили мифами эпохи Екатерины II. В конце 1950-х-начале 1960-х годов молились на эпоху Ленина.
От чего зависит время на исторических часах? От трех факторов: а) память старшего активного поколения; б) инфраструктура; в) общественные отношения.
В настоящее время часы у нас показывают вторую половину 70-х. И в 80-е, и в 90-е, и в нулевые время на них не менялось. Почему? Память старшего активного поколения помнит эпоху Брежнева. Значительная часть новых районов постсоветских городов построена при Брежневе. Огромное количество нынешних самолетов и поездов также используются с брежневских времен. В общественных отношениях как на уровне костюма и этикета, так и на уровне иерархического распределения благ сохраняется брежневский стиль. Нет ни горбачевского, ни ельцинского, ни путинского стилей в архитектуре, костюме, этикете. По большому счету нет горбачево-путинских киногероев или литературных героев. Даже звезды зарубежной эстрады, которых без конца приглашают в Россию чуткие администраторы, полюбились народу в конце брежневской эпохи. А те, что посетили страну позже — напротив, почему-то не запомнились.
Можно ли сдвинуть стрелки исторических часов в сторону современности? И от чего зависит передвижение этих стрелок?
Почему ломоносовский миф Петра сменился пушкинским мифом Екатерины? Ушло старшее активное поколение. Сменился этап развития страны. Теперь нужно было не основывать и отвоевывать, а накапливать и развивать. Воины-мореходы зажили помещиками.
Но дело не только в этом. Конечно, существуют еще и закономерности творческого процесса. Смены стилей, например. Есть большая разница между одеждой 1950-х годов и одеждой 1960-х. В 50-е еще носили монокли, пенсне, канотье. И нет никакой принципиальной разницы между одеждой 1970-х годов и современной. Ровно та же разница в общественных отношениях. При Хрущеве они были еще полувоенными, доставшимися от Сталина, хотя руководители уже переставали носить френчи. А с середины 60-х все переоделись в строгие костюмы и стали заниматься потребительством. И начальника 60-х стало невозможно отличить от начальника или служащего 70-х. В начале 80-х часы встали. И стоят до сих пор. И ни компьютеры, ни мобильные телефоны, ни соцсети сдвинуть время не в состоянии. Потому что стоит что-то главное, не зависящее от техники и тикающее только в самих людях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий