Определение будущего практически невозможно без понимания прошлого. Не обязательно, что всё из прошлого объяснит будещее. Но причинно-следственные связи сущестуют, и оные определяют долгосрочные линии. Имеется много толкований цивилизационных типов, присутствующих ныне. Далеко не всегда они адекватно описывают феномены. Более того, нечто давно изчезнувшее из прошлого, из мiрового тренда, вовсе не обязательно окончательно мертво. Оно может как бы «законсервироваться», но м.б. просто сокращено до минимума, пребывая в ничтожном состоянии. Но оно всегда может прорасти заново: необязательно возстановиться в прежнем объеме, но оказать значительное влияние. Собственно, нечто новое, на самом деле, не есть абсолютно новое без какого-либо предшествования, без своего актуального фундамента, без чего-то подлинно живого. Цивилизационные типы – не есть просто досужие конструкты, но проявления форм самой жизни.
Посему уже достатоно долгое время имеется вопрос: четь есть США? Как их идентифицировать? К какой цивилизации они принадлежат? В европейской ( и не только) политике и воззрении принято считать, что США есть продолжение европейства и принадлежат к т.н. англо-саксонскому мiру. Так ли сие на самом деле? Принадлежность к последнему определяется в первую очередь языком. Но не только: институционально США есть сумма колоний Британской Короны, ставших независимыми. Достаточно ли сего для вышеуказанного утверждения? И да, и нет. Еще при образовании США серьезно обсуждался вопрос об официальном языке, ибо большинство колонистов говорило… по-немецки. Культурный выбор определили Отцы-Основатели, подчеркнув англо-саксонскую идентичность. Но данная идентичность имела ярко выраженный анти-британский характер, что уже указывало на особый феномен США.
Определение того, что есть Запад или Восток, имеет отчасти весьма спекулятивный характер, заметно колебавшееся время от времени. Определенно сие связано с банальным фактом, что нулевой меридиан проходит через Гринвич, и таким образом Британия чисто географически считается нормой установления. С такой точки зрения, США есть несомненный Запад. Однако, возникает много вопросов. Например, сама Британия никогда не определялась, как центр, но именно как Запад. И сие восходит к античному понимания, что центр европейской цивилизации, в политическом смысле, есть Рим, а в культурном – Афины. Данный конфуз никак не м.б. преодолен чисто географически. Он возникает исключительно в предъявляемых объяснениях. По отношению к европейскому Западу США выступают как финальный Запад. Даже более того, как Запад Истинный, ибо далее оный граничит с географическим Востоком. Но вполне логично поменять точку зрения, и тогда США становятся из тихоокеанской зоны Востоком!
Дилемма не разрешается на формально географическом уровне и м.б. осмыслена только в цивилизационных категориях. Как указано выше, идентичность США определена как англо-саксонская, но анти-британская. Сие – верно, ибо внутри США на структурном уровне присутствует влиятельная группа WASP (Белые Англо-Саксонские Протестанты), распространенные по всей территории. Но идентичность США более сложная, чем кажется европейцам. Помимо базовых однозначно этнических компонентов из голландцев, французов, немцев, имеются чисто релизиозные маркеры, кои более важны для людей, чем собственное происхождение. Очень часто приходится слышать, что практически всё (как заданная доминанта) определено пуританами из Новой Англии. Се – некое преувеличение и некое искажение. Пуритане, действительно, были влиятельной группой, но не единственной, и не определившие окончательный облик США. Более того, имеется даже штат Maryland, вообще основанный WASC (Белыми Англо-Саксонскими Католиками). В целом – даже на уровне Отцов-Основателей – США имеют государственное структурирование Епископальной Церкви, т.е. независимых заокеанских епархий Англиканской Церкви. Все остальные имеют сопутствующий вторичный характер.
Интересно, что изначально колонисты не отказывались от мысли о пребывании в Новом Свете древних поселенцев. Пребывание тех же скандинавов было подтверждено археологически, и известны не только территории Halluland, Myrkland, Vinland, но и Hvittramannland для обозначения практически всего континента. Сохранялась устойчивая память о кельтском присутствии в Америке и даже возможное посещение оной Св.Бренданом-Мореплавателем. Никогда не исключалось появление в Америке финикийцев и т.д. Сие существовало сперва на мифологическом уровне, но позднее подтверждалось историческими артефактами. Но важно помнить, что поселенцы изначально осознавали себя не просто в диком варварском мiре, но в пространстве уже некогда освоенном их предками.
Если этнические составляющие идентичности были важны, но не являлись основными, то религилзные определяли почти всё. Имеется в виду не просто конфессиональная принадлежность колонистов, но общее понимание на уровне консенсуса. А сие сознание можно описать, как попытка построения идеальной жизни, как осуществления Завета с ЯХВЕ на оскверненной территории. Изначально 12 штатаов подражали амфиктиону Израиля в буквальном смысле, ибо осознавали себя вопрощением истинного христианства. Была еще в Еапоре перед ними поставлена задача устроить Новый Град, исполняемый в апокалиптической перспективе. Суть американской идентичности – Христианство, окрашенное в протестантские тона, но не вполне протестантская в своем ядре.
На идеологическом (ментальном) уровне дело обстояло так. Но в установлении Stato Отцы-Основатели изначально ориентировались на Римскую Республиу. Вплоть до детального копирования и воплощения в жизнь. Следствием сего явилось, как эксклюзивность на территории континента, так и политика изоляционизма. Последнее проистекало из четкого осзнания грехов земли предков, т.е. Европы, и особенной неприязни к Британии. Традиционная для США политика изоляционизма, рекомендованная Дж.Вашинтоном в его Прощальном Послании, оставалась неизменной до Уильма Мак-Кинли, когда явная трансформация Республики в Империю начала быть в США. Сие выразилось как в испано-американской войны, так и в аннексии Королевства Гавайи. Вудро Вильсон пошел дальше: он вступает в Первую Мiровую войну и посылает войска в Европу. С сего момента внутренний контур США изменился радикально. Однако оный имеет временные ограничения. В противостоянии с СССР США усилились, преобразовавшись в статусе сверх-державы, и оттеснив Францию и Британскую империю. Собственно американские флоты обезпечивали безопасность мiрового траффика всех лонистических связей. Однако, уже к президенствую Буша-младшего стало понятно, что США надрываются в своей политической роли. НА обезпечение своего мiрового господства требьуется очень много ресурсов. А оных у США уже давно нет. Именно посему вовсе не будет удивительно прекращение войны во Вьетнаме, уход из Ирака и позорнейшее бегство из Афганистана. Дабы оптимизировать свои возможности США обязаны пересмотреть собственные точки сборки вовне национальной территории. Посему становится неактуальной не только Европа, но и НАТО в целом. А ЕС даже приобретает враждебный характер, ибо находится под контролем глобалистов-неолибералов, прямо противоречащим американским интересам. Закрытие посольств в Африке является очевидной прелюдией ухода с Ближнего Востока (т.е. прогнозируемого закрытия проекта с Израилем). Подготовка же эвакуации с многочисленных баз только подтверждает изменение генеральной линии США. Совершенно позорной провал военной операции с хуситами еще раз продемонстрировал слабость США в современной войне, коя обезпечивается не только техническом преимуществом, но и дешевым человеческим ресурсом, коего у США больше нет.
Естественно, можно ошибаться, но некая политическая линия становится обхснима еще со времени президетства Обамы. Несомненные мiровые изменения, в коих США вынуждены сокращать свое присутствие, не оканчивает бытие многих режимов, но уточняет само мiропонимание. Очевидно, что был признан цивилизационный конфликт США. Причем не только с Китаем или исламским мiром, но и с глобалистами. Уход из многих точек означает, что США более не заинтересованы в гегемонии над стратегическими узлами, обезпечивающих благосостояние Европы. При всех приятных заявлениях про «Глобальный Север», всё выглядит более скромно и куда логичнее. США закрывают все обременения, перенося свою объекивную мощь в Тихоокеанский регион. Очевидно, что подтготавливается затяжное противостояние с Китаем. Даже если произойдет окончательная эвакуация эксклюзивного проиводства из Тайваня и Южной Коеи, а данные страны падут, США останется на Филиппинах, а само производство переместит вместе с работниками внутрь территории США. Предполагаемая конфигурация образа будущего такова, что усиливать свое присутствие США сможет только в Тихоокеанском регионе и, возможно, в Арктике, если в России произойдут тектонические изменения.
Но всё вышеизложенное не случится само собой. Да, империализм перед возвращением к республиканству. Но на идейно-культурном уровне США сильно демотивированы и деградированы. Там до конца не могут понять, кто же есть они сами. На внутреннем контуре в США уже давно присутствует не только неопределенность и недоумение, но определнное непонимание самих себя. События последнего времени только подчеркивают сие. Вспыхнувшие в Лос-Анжелоса волнения против нелегаальных иммигрантов в основном подаются леволиберальными СМИ очень однобоко. Там не замечается важный факт. Конечно, волнения прямо спонсируются противниками Трампа из Демпартии и там участвуют откровенные леваки радикалы. Но суть волнений иное: они четко проходят не под флагом Калифорнии. Там размахивают иногда флагами Палестины или СССР, но основной посыл иной: возстание осуществляется под флагом Мексики. И сие исторически верно: данная территория была завоевана у Мексики. Теперь пришел историческимй ответ. В буквальном смысле США столкнулись с проблемой территориальной целостности, когда во всё вмешивается банальная биополитика, ибо состав населения сильно изменился и чисто этнически и более того – невероятное число неграждан на охваченной территории. НЕ решив данного вызова, невозможно двигаться далее.
В контексте вышеизложенного можно предположить, что в СШЕ – вне привычных либерального или консервативного дискурсов – возникнет новое понимание. Американская идентичность приобретет еще новый, но очень важный, маркер. Т.к. США есть изначально построение Нового Града на Холме в диком мiре, т.е. основание оригинального общества, то не сложно предположить, что американская идентичность потенциально имеет харктер особого цивилизационного типа. Оный не есть ни Восток, ни Запад, ни центр, но совмещает всё и как бы вовне привчных категорий. Потенциально, уходя ото всюду, США претендует на доминирование во всем континенте, что объяснимо но маловероятно. Идентичность США – Христианство епископального типа, окрашенное в местные тона. При определении цивилизации сохранится очевидная эксклюзивность отдельных участников.. Т.е. само ядро остается неизменным. США будут иметь мошный вектор вовне, но на ближайшие лет сто сконцентрируются на возстановлении самих себя. Забывается, что та же либеральная идеология основывалась на христианском единении и таким образом обращена к христианам. Вне их этоса либерализм невозможен. Но очевидная дехристманизация идеологии привела к печальным последствиям. Преодоление последних явно связано с возвращением неких аутентичных начал, не обязательно строго традиционных, а, скорее, фундаментальных. При неминуемом обнищании общества важен пафос выживания, т.е. большего аскетического мiровозрения. Следовательно, обществу потребления наступит конец. В СЩА, где привыкли много тратить, придется переосмыслить все совершенные ошибки, что обязательно приведет к гражданским и расовым конфликтам. Но сие – неизбежно, верно и нравственно. Цивилизация только так и устанавливается, очищаясь от всего наносного, вредного и чуждого.
MAGA в прямом смысле невозможен, ибо на его поддержку нет достаточных ресурсов и, что более важно, сверх мотивов. Но Америка будет особой цивилизацией, - вот сия грядущая реальность весьма пугает не только Европу, но и Китай, и иных мiровых игроков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий