Между горсткой тех, кто открыто и с риском для жизни сопротивляется диктатуре, и немногочисленными активными сторонниками из стихотворения Коломенского про Веру Петровну, обычно пролегает огромное болото под названием "конечно, поддерживаю, отстаньте, товарищ майор".
Эта "группа поддержки" есть у любого автократа и заканчивается, как правило, внезапно, после чего эксперты разводят руками и ссылаются на какой-нибудь "эффект бабочки", как матриарх иранистики Никки Кедди объясняла в своё время невозможность спрогнозировать революцию 1978-1979 гг.
Мы действительно пока не знаем достоверно индикаторы скорого краха автократий.
Однако мне очевидно, что при любой диктатуре совсем не надо тратить деньги на опросы с заведомо "социально одобряемыми" ответами. Сценарий сохранения режима всё равно будет основным, просто потому что революция - дело очень рискованное и потому редкое. Как бы ни достал людей диктатор, подавляющее большинство с крайне высокой вероятностью выберет постоянное унижение достоинства, чем суму и тюрьму.
Однако иногда революции случаются, причём и в режимах, гораздо более закупоренных, чем российский. Где-то можно сослаться на старые институты "третьего сектора" типа профсоюзов и т.д. Но какое гражданское общество в Ливии Каддафи, например? И всё же внезапно люди, которых раньше "не касалось", выходят на улицы и идут под пули силовиков.
Изучение трендов типа "рейтинг любимого вождя за последние полгода упал с 95 до 92% - что бы это значило" - для ответа на вопрос, когда и почему что-то может случиться, ничего не даст. В случае нетоталитарных диктатур можно ориентироваться на некоторые эмансипативные ценности (не все), но с тоталитарными и этот номер не пройдёт.
Да, российское общество крайне атомизировано, но не факт, что тренд на атомизацию и демодернизацию в России сильнее контртренда - достаточно вспомнить зримый рост протестной мобилизации в 2010-е гг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий