Пошук на сайті / Site search

02.02.2019

Викай Пургазонь: Основные положения эрзянской этнорелигии

По эрзянски молиться – озномс, озолма-молитва, Озкс-моление. Это слово образовалось от глагола азомс, азондомс – посвящать чему-либо, аналог слова культ, пришедшего к нам из латинского языка.
Смысл моления – Озкса, духовная беседа общества, индивидуума, с Творцом, его держателями. Кроме Озолмат (молитв) есть ещё Пазморот – Гимны Богу, койморот – ритуальные песнопения. Которые пелись во время проведения обрядов и ритуалов. В музыкальном сопровождении или без такового. Инструменты, использующиеся в ритуалах – это Торама (Дорама) – труба, нудей-свирель, чавома-бубен, пувамо-волынка, кайга-скрипка, элекайга-гусли, варган-губной резонатор и т.д. Считается, что музыкальное сопровождение усиливает силу молитвы, гимна. Ливамо, лемень кундамо – поминовение предков. Озксы бывают домашние (Кудонь-кардонь озкст), Сельские – Велень озкст, всенародные – Раськень Озкст, (Мааронь Озкст). Большое место занимают Ковкерьксэнь цислань-эрьгань озкст – календарно-обрядовые моления.

Кудонь-кардонь Озксы обычно проводил Покштя (самый старший член семьи). Другие Озксы проводили знающие, хранящие обряды и законы (коеньсодыйть, коеньванстыйть) члены общины, знания которым передавались из уст в уста, здесь отметим то, что они не всегда были членами одного рода. По эрзянски они назывались Озатя – жрец, Озава-Сырьжа – жрица. Жрецы не оторваны целиком от повседневной жизни общины, то есть ими выполняется практически та же хозяйственно-бытовая деятельность, что и всеми членами общины. Озати, Сырьжи – этот статус очень почётен и обязателен, кроме проведения богослужений, жрецы благословляли свадьбы, похоронные процессии, участвовали в имянаречении, проводили защитные обряды при подготовке войска в поход, проводили обряды инициации (посвящение) в мужчины – юношей, девушек в женщины, в воины, их слово было веским при разрешении споров, конфликтов в общине, а также в выборе Инязора, Чиньазора (князей) и веленьпрявтов (старейшин села), то есть участвуют в политической жизни общины. Жрецы свято хранили ритуальные предметы для богослужений общины (Пазонь штатол – свечи, яндавы – подсвечники, пазнардамот – рушники, торот – ритуальных ножей, парей – кадок, казанов-котлов для приготовления жертвенного обеда, тешкслазт – письменной информации (у эрзян было идеомографическая письменность и свой счёт, чем то напоминавший римский счёт). Также им вменялось подготовка помощников для проведения ритуалов (ямоньпидийть – готовящих жертвенный суп, пуреньпидийть – готовящих ритуальный напиток пуре, буканьветийть – ведущих жертвенных животных, озкспалонь пурныйть, сборщиков жертвоприношений и других). Жрецы являются духовными наставниками и целителями общины, третейскими судьями. Хранителями законов бытия, связующим звеном как общины, так и индивидума с Ине Лувом, с Инешкипазом, с Покштят-Сэрьдят – предками. Жрецы отличались в своих одеждах от остальной части общины, одежда готовилась специально с соблюдением определённых законов, богато была вышита символами, и украшена предметами силы. Чем-то напоминала одежду шаманов, в принципе, эрзянские жрецы, шаманы, по сути, одно и тоже. Не надо забывать о том, что у эрзян сильно развита Магия, были специалисты в этой области, которых можно поставить в один ряд. Само слово Магия в переводе означает Творчество. То, что в повседневной жизни эрзянские духовники были на тех же условиях (земледельцы, охотники, ремесленники и т. далее, что и давало повод путешественникам старины глубокой говорить и писать о том, что у эрзян не было, якобы, жреческого культа, что не соответствует действительности).

Давайте познакомимся с двумя основными молитвами эрзянской религии, которые всегда произносятся на общинных молениях – озксах.

*Ине озолма – Главная молитва*

Инешкипаз! Вере-Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы!

Тон, неицясь кода пеште панжи!

Неимизь, марямизь,
Сюконятяно пильгезеть,
Пшкадтяно валдо оймезеть.
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Ознотано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме лембе пиземеть,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят, улест аванок,
Макст Масторонтень ладямо,
Вейкень-вейкеь вечкема,
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезе.
Кенкшпряваяк совазо,
Кеншалгаяк ютазо.
Минь Тонеть-Шумбракши!
Тон миненек-шумбрачи!
Ванстомизь, идемизь

Ятонь ломанде, ормадо-тармодо,
Апародо-зыяндо,
Даволдо-цярахмандо.
Вана пидинек ашо кеднесэ,
Вана панинек шожча мельнесэ,
Зяро кашасонть ямкстнеде,
Зняро макст эрьвантень ули паро.
Инешкипаз! Чангодть! Паз Чангодть! Паз Чангодть!

*Покштятнене Ине Озолма – Молитва поминовения предков*

Инешкипаз! Вере Чипаз!
Чангодть! Паз Чангодть!
Эрзянь Покшт-Покштинеть,
Покштянь-Покшавинеть!
Сырк мерезе Покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо
Пурень-Брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек
Шожча мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок
Човоряводо юткозонок
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезе кундави,
Кинь лемезе стувтови,
Илядо кежиявто,
Веси тынь-седейсэнек,
Веси тынь-минек верьсэ.
Минь тынк эйсэ лисинек,
Минь тыненк велявтано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ендо ваныцят,
Иляст уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезе, Молезе! Паз, Чангодть!

Паз, Чангодть! Паз, Чангодть!

***



Земля-мода – это тоже один из связующих символов с родиной, с предками. В дорогу ли, на общенародный Раськень озкс, при переезде на новое место жительства всегда берётся буень-раськень мода, родовая земля с могил предков, с двора. Обычно она с молитвой собирается или в мешочек или завязывается в платочек и вешается на шею. Если погибнешь на чужбине, некому придать земле будет прах твой, то родная земля, которая у тебя на груди, укроет. Тем более родная земля тебя бережёт, и у тебя неразрывная связь с предками, с чачум эле – с родиной. Давайте познакомимся с молитвой для взятия родной земли.

*Вейсэнь Мааров модань саема Озолма*

Я, Инешкипаз, чангодть!
Масторава-авинем,
Масторкирди-тиринем!
Иля тандат кеднедем,
Иля тандат пильгедем.
Састо нарот лутаса,
Тикшесаннэтнень явсынь,
Чевте модат таргаса,
Пацине потс каяса,
А томбаса, а правтса,
Вейсэнь Маронть лангс кандса.
Масторава-авинем,
Масторкирдий-тиринем!
Кода модань паморькстне
Вейке марс вейсэндявить
Истя эрзянь ломантне
Кадык раськекс пурнавить!

Инешки! Паз Чангодть! Инешкипаз Чангодть!

***



*Эрий Тол – Живой огонь*

Огонь, как и вода, обладает духовными чудодейственными силами, свойством сжигать всё темное, очищать духовно. Живой огонь добывается специальным обрядом. Есть даже праздник Од толонь чи – день нового огня. Давайте познакомимся с ритуалом творения живого огня.

*Эрий толонь озолма*

Инешкипаз, Чангодть!
Толава, парава,
Сырнень тюс азорава!
Састынькине кирвазтя!
Шождинесте сыремтя,
Иля уле пултыцякс,
Иля уле чентицякс,
Ульть миненек лездыцякс,
Толпаргонь ушодыцякс,
Ульт валдонь максыцякс,
Раськень Озксонь
Толбандянь ушодыцякс.
Састо палт! Састо палт!
Састо палт! Паз, Чангодть!

***



*Места проведения Озксов*

Общинные моления Озксы проводились в специальных святых местах, назывались они Озкскужо (поляна молений), Репештя (отгороженный специально в лесу участок), Ознумалей (возле источника, источник символизирует чистоту и начало, ведь река берёт своё начало с источника, с родника), Маркужо, Март-Эрямопанд (это самые святые места, куда на моления собирались несколько общин, то и со всех весей Эрзянь Мастор – страны эрзянь). Также общинные моления проводились на кладбищах калмо лангсо, в Заволжье – на вершинах холмов (например, в Северном районе Оренбургской области есть возле села Эрзянь Пашкино гора, которая называется Каша пандо (здесь проводились Бабань Каша Озксы).
Наиболее встречающееся место молельное – это Репештя (некоторые авторы ошибочно называют их кереметями). Репешти создавались в местах силы, Жрец обычно знал законы энергоинформационного обмена, и получалось так, что акустика этих мест была довольно прекрасной и голос жреца, духовные ритуальные песнопения были слышны как в нынешних больших залах с хорошей акустикой. Репештя огораживалась и в зависимости от общины имела ту или иную площадь, способную вместить всех членов общины. Огораживали плетнём или просто жердями, изгородь имела трое ворот – кенкшт ортат: обращённые на восток – чилисема, юг – чипелькс, север – пелеве енкс. Члены общины, приходящие на моление, заходят строго через южные ворота, в восточные ворота приводят жертвенных животных, через северные – носят воду и дрова для приготовления жертвенного обеда. У восточных ворот врывали три столба – анокспалманть (некоторые этнографы называют их Юба, Обо, возможно так и называли, но, скорее всего, оно заимствовано ими у чуваш), здесь привязываются приносимые в жертву животные. С западной стороны тоже были врыты три больших столба, где непосредственно и закалывали приносимый в жертву скот, между этими столбами была площадка, обсыпанная белым песком, и три глубокие ямочки, накрытые плитами, в эти ямочки спускается кровь закалываемых животных, в определённую яму, только кровь тех или иных животных, бычков, овец, птицы. Неподалеку от них находится навес кардо, лато, (паникудо), посредине его врывают небольшие, но мощные столбы с положенными на них поперёк брусьями, на которые и навешивались котлы, в которых варится жертвенное мясо. Возле западных ворот был стол для разделки ритуального мяса озкспалморга. Очень часто посередине Репешти рос священный дуб, или берёза, или же липа, который был очень мощным крепким деревом, которому многие сотни лет. Под деревом обычно был большой парь, украшенный символами, на нем озксруця и яндава с пазонь штатол. На дерево иногда навешивались в виде подносов сковородки с яичницей, с пирогами, с разной снедью. Были также пари с ритуальной медьарво, пуре. Косточки, оставшиеся от ритуального поминального обеда, закапывались под святое дерево. Репешти запрещалось посещать кроме как во время озксов. Пазоньштатол обычно хранился у Озати, потерять его считалось несчастьем на всё селение. От общей свечи обычно зажигались и семейные каноньштатолт. Шкуры жертвенных животных в старину набивали сухим сеном и вывешивали на священное дерево.

***

Эрзянская религия – одна жемчужинка из сокровищницы общего ожерелья Духовных знаний Мировой цивилизации. Религию предков можно назвать Абсолютной, Космически-Природной, она, как и другие традиционные религии, даёт больше возможностей духовному развитию каждой личности без всяких посредников в виде священослужителей. Воистину толерантная, веротерпимая, экодуховная религия. Которая раскрывает все стороны бытия, побуждает к творческому развитию личности, и, самое главное, к сохранению в целостности всего живого на Земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти