Пошук на сайті / Site search

14.04.2019

Кирилл Серебренитский: Мальдивский Султанат, 1954: Реставрация как революция (II)

В январе или начале февраля 1952 года Султан Абдул Маджид прибыл из Египта на Цейлон, и остановился в Коломбо. Ожидалось, что монарх-космополит, престарелый и тяжело больной (ему было уже 79 лет) прибудет, наконец, для коронации в Мале. Но Султан окончательно заболел, был помещён в Navaloka Hospital, и там скончался 21 февраля 1952 года.
Наследником теоретически должен был стать его второй сын — пятидесятилетний принц Мухаммад Фарид Диди, бывший премьер-министр. Но все словно позабыли о его существовании.
И тогда на тихих островах произошло некое подобие революции, а затем — нечто вроде гражданской войны.
В январе 1952 года Мохаммед Амин Диди объявил, что взят курс на превращение султаната в республику.
21 февраля премьер Амин возглавил Регентский совет. В тот же день Меджлис объявил, что именно он избран на трон Султаната.
Когда парламент провозгласил имя нового султана, — Мохаммед Амин Диди внезапно поднялся и выкрикнул:
— Ради народа Мальдив я готов отказаться от короны и от трона.
В апреле 1952 года прошёл референдум. Фактически в него было вовлечено только население Мале. Результат был предсказуем. Возникла Дивехи Раджжеге Джумухурийя — Мальдивская Республика , Republic of Maldives. Меджлис Султаната был распущен.
В декабре 1952 года был созван новый орган высшей власти – Народный Меджлис. Он был заполнен членами правящей партии. И — произошло невероятное: на Мальдивах, в самых неджрах исламского мира, спикером парламента была избрана женщина — сенатор 34хлетняя принцесса Фатима Ибрахим Диди (или Фатима Тутту Гома) . Ей были присвоены права министра.

Это был ошеломительный революционный вызов. И, одновременно, — своеобразный, достаточно неуклюжий реверанс республиканской власти относительно низложенной династии Хурааги. Высокое положение спикеру обеспечили родители: отец Ibrahim Fa’amuladeri Kilegefa’anu (или Ekgamuge Ibrahim ‘Ali Didi), из весьма знатного рода, с 1943 года член Регентского Совета, бывший полномочный представитель на Цейлоне; мать – принцесса Гюлистан, (двоюродная сестра своего мужа); её отец, дед спикера, -. Султан хаджи Мохаммад Имад-уд-дин VI Искандар, правил на Мальдивах в 1893 – 1903 годах. Титул принцесса Фатима унаследовала, по мальдивской традиции, от матери.
Муж принцессы-спикера, некто Ахмад Заки (Ahmad Zaki) с острова Мале, вскоре получил должность директора телеграфа (Wireless Telegraph Officer).
(Позже он сделал большую политическую карьеру: был полномочным представителем на Цейлоне, в 1950х-60х занимал несколько министерских постов, в 1960-1968 годы – спикер парламента и одновременно Minister for Food & Trade, в 1972 – 1975 годах – премьер-министр, позже – представитель Мальдив в ООН и посол при Евросоюзе).


Принцесса Фатима Тутту Гома

8. 1 января 1953 года Меджлис торжественно провозгласил вступление в должности первого Президента. Точнее, Мохаммед Амин Диди принял наименование Вали уль Амр аль Махалдивиийа; точный перевод – скорее, «Генерал-губернатор».
Этого требовало соблюдение дипломатического этикета. Де-юре Мальдивы оставались протекторатом Великобритании. И новый глава государства формально был наместником Королевы Элизабет (которая вступила на престол меньше года назад в феврале 1952го). Но – с первого дня, и в прессе, и в аналитических отчётах, и затем – во всех энциклопедиях, публикациях, книгах, — создатель и предводитель первой республики Мальдив выступал как Президент.
Сочетание, собственно, парадоксальное: островной республиканец внутри межконтинентальной монархии, Президент – подданный Королевы.
В тот же день была представлена в Меджлисе новая Конституция, уже седьмая по счёту. Основная её директива – естественно, практически неограниченные полномочия главы государства.
В Мале две недели продолжался праздник. Население пировало на улицах: все расходы взял на себя президент Амин Диди


Межлис Мальдивского Султаната, 1951

9. Вторым лицом в государстве стал Ибрахим Мухаммад Диди, (или Велаанааге Ибрахим Диди , Velanage Ibrahim Muhammad Didi), Старший вице-президент Senior Vice- Presdt Peoples’ Progressive Party (RMP), а также, с 1950 года – «Он же занял посты 1950-1953, Deputy Prime Minister, Minister for Agriculture and the Capital», — министр сельского хозяйства и по делам столицы.
Я долго искал сведения о нём, и – тщетно. Высветился только один фрагмент его ранней биографии: около 1945 года Велаанааге Ибрахим Диди — «ranking officer of the Sifain», третий по рангу офицер (после начальника штаба, самого Амина, и принца Ибрагима Хабиба), — в Королевском полку милиции Сефаин.
На базе этого полка была сформирована мальдивская спецслужба — National Security Service (NSS). И, стало быть, вице-президент Велаанааге Ибрахим Диди с этого времени отвечал за силовые структуры и за вопросы безопасности.
Не нашлось ничего, похожего на его биографию, хотя бы краткую. По крайней мере, на европейских языках — её не оказалось в интернете. Только самый экзотический ресурс, — обширные родословные султанских династий Мальдив, сохранил схематичную справку в две строки.
Выяснилось: Ибрахим Мохаммад Диди – потомок прежней султанской династии Диамигили, свергнутой султанами Хураагу в 1773 году. Его предок в восьмом поколении, по женской линии, — Султан Ибрахим Искандар II Zarb Mahal Sri Rannava Loaka Maha Radun. Он правил в 1721 — 1750 годах. Дочь этого Султана, принцесса Фатима Рани вышла за некоего Ахмада Мухи уд дина Хатиба Маникуфа’ану. От них и происходил отец Ибрахима Диди – Веланаге Мухаммад Диди, секретарь министерства внутренних дел. Мать вице-президента — Атхиреге Тутту Дон Диди, дочь Великого Визиря Ибрахима-хаджи Доримена Килегефаану. То есть: Ибрахим Диди — не только отпрыск давно павшей династии; он ещё — двоюродный брат покойного Султана Абдул Меджида. И двоюродный дядя диктатора Мухаммада Амина.
Жена Ибрахима Диди происходила из королевского дома Хураагу: принцесса Munarudoruge Tuttu Goma, дочь принца Manduge Dori Manippulu, временного Регента (и сестра вдовы принца-регента Хасана Фарида).

Велаанааге Ибрахим Диди: этот персонаж словно преднамеренно старался не оставлять никаких следов, — ни в актуалиях, ни в истории. Между тем, он никак не втискивается в параметры «один из», не теряется в списках партийной и политической элиты. Этот политик не просто участвовал в сценах мальдивской Большой Истории. Он эту историю творил непосредственно.
Уже через несколько месяцев именно он опрокинул эту самую республику и восстановил на троне легитимного короля.
Во второй половине ХХ века это смогли сделать – только двое: эпический испанский Генералиссимус дон Франсиско Франко и Баамонде, и – незаметный непонятный мальдивский министр сельского хозяйства Ибрахим Диди.
И это он проделал – бесшумно, отчуждённо: вышел из тени, свершил историческое деяние, — и снова нырнул в тень.


Ибрахим Мохаммед Диди

10. Крушение многовековых династий – необоримый напор эпохи, казалось, противостоять ему не может – никто.
Именно в это время начали рушиться исламские монархии. Тысячелетние, до этого, казалось, — незыблемые.
23 июля 1952 года — военный переворот в Египте: каирская подпольная группировка «Свободные офицеры» ввела войска в Каир. Отрёкся от престола Фарук I, король Египта и Судана. 18 июня 1953 года Совет революционного командования Египта официально упразднил монархию. Выслан в Швейцарию, к отцу, король Ахмед Фуад II (полутора лет от роду).
Через четыре года — 15 июля 1957 года, — переворот в Тунисе, арестован король Мухаммад VIII аль-Амин. 25 июля провозглашен республика, к власти пришёл социалистический диктатор Хабиб Бугриба.
Через пять лет — 14 июля 1958 года, — военный переворот в Ираке, король Фейсал II расстрелян вместе со всеми родичами.
Далее – вздымались красные флаги социализма. Египет уже через два года после упразднения монархии республиканский Египет манифестовал переход к проекту «арабского социализма» и явственно развернулся в сторону СССР. Во время кризиса 1956 года (когда Британия, Франция и Израиль воевали с Египтом за зону Суэцкого канала), — СССР уже готовился отправить в Африку свои дивизии, а Никита Хрущёв грозил нанести ядерный удар по Лондону и Парижу.
Эта же схема сработала и в Ираке, и в Тунисе. Изгнание короля — легализация местной Компартии — коммунисты в правительстве — советские военные советники в штабах. советское вооружение переполняет склады, по тайным каналам — могучая финансовая помощь из СССР.
В Султанате Мальдив падения трона произошло относительно мирно. Но есть все основания полагать, что диктатор-модернизатор Мохаммед Амин Диди — исподволь тоже был необратимо увлечён на мощную орбиту советского проекта модернизации планеты Земля.

11. Крушение и возрождение Султаната Мальдив – это последние месяцы мироздания по Сталину. Красный Вождь Прогрессивного Человечества умер 5 марта 1953 года.
Первые годы после Второй Мировой: СССР переживает годы планетарного триумфа. В Европе к 1948 году семь стран оказались в зоне прямого действия СССР, но всё же советское продвижение было остановлено. Финляндия, Норвегия, Австрия, Греция: советские войска оттуда были вытеснены, прорыв просоветских сил к власти — пресечён. Румыния, Югославия и Албания были под властью коммунистов, но местные коммунисты
С 1948го советская экспансия развернулась в Азии. Гигантский Китай, уже социалистический, — причём именно в сталинской версии: это уже означало, что перевес геополитических сил на стороне Москвы.
Решающая зона борьбы за преобладание — второй гигант: Индостан. Полуостров, окрестности и примыкающие архипелаги.
Год 1947ой: стремительный демонтаж British Raj, британской колониальной системы Индостана; Георг VI отрёкся от трона Indian Empire, Индийской Империи.
15 августа 1947 года Империя распалась, возникли два государства — Индийский Союз и Доминион Пакистан; 4 февраля 1948 года появился Доминион Цейлон. Во главе этих стран всё ещё оставался номинально монарх — Георг Великобританский, Шотландский и Ирландский.
Юная островная страна, — даже ещё не совсем страна, статус «доминиона» всё ещё, пусть символически, обозначал доминирование Британии. На острове располагались сильные английские формирования, — содрогалась от юного, ошеломляюще наивного увлечения политикой.
И — пёстрая палитра цейлонской политики сразу же наполовину поглощена была — ярко-красным выплеском. Цейлон в те годы — самая левая, самая марксистско-лениская страна, — из всего межконтинентального конгломерата под скипетром короля Георга. Ещё до обретения независимости, в сентябре 1947го, на Цейлоне прошли первые парламентские выборы. И — сенсация: три коммунистические партии, — Lanka Sama Samaja Party (LSSP), Bolshevik Leninist Party (BLP), Communist Party (CP) — стяжали: первая — 204 020 голосов, вторая -113 193 голоса; третья — 70 331 голос.
Вместе — почти 400 000. Победила, правда, умеренно-консервативная leaning United National Party (UNP) — 751 432 голоса; но коммунисты наседали со всех сторон, теснили и толкали. Лидер LSSP, доктор Нанайакара Мартин Перера, занял пост министра финансов.
Тем не менее, в Москве эти выборы были восприняты — как внезапный и очень болезненный удар. Дело в том, что две сильные компартии — Ланка Сама самайя и Болшевик-Ленинист, — это были резко враждебные сталинской Москве силы: Четвёртый Коминтерн, троцкисты. Сталинская Компартия на Цейлон получила всего два места в парламенте, — против пятнадцати троцкистов. Несмотря на то, что в неё были внедрены огромные средства. Именно поэтому, начиная с 1948го, Цейлон оказался в центре яростной оперативной разработки спецслужб СССР. Вскоре Коммунистическая Партия Цейлона явно разочаровала московский центр; её лидер, молодой журналист Питер Кейнеман, (потомок голландцев, кембриджский бакалавр, и -профессиональный агент советской разведки), в 1950 году был смещён с поста генерального секретаря по личному распоряжению Сталина.
Была разработана альтернативная стратегия: ставка сделана на сингальский национализм. В 1951 году возникла Партия Свободы; формально — умеренно-прогрессивная, разве что — последовательно антибританская, её основная директива — это аутентичность Азии, третий азиатский путь; и одновременно — превращение Цейлона в сингальское национальное государство, фронтальное наступление на вторую нацию острова — тамилов. Партию возглавил Соломон Бандаранаике, министр здравоохранения. Сразу же у Партии свободы появились огромные финансовые средства неясного происхождения. В деятельности Бонданараике появился новый, настойчивый, даже резкий мотив: поворот в сторону Соцлагеря, всемерное сближение Цейлона с СССР.
Партия свободы уже в 1952 году стала ведущей силой оппозиции, троцкисты, слишком всё же экзотичные своим марксо-ленинизмом, постепенно оттеснялись в тень. Сингалезы — к власти, разрыв с Британией и США, вытеснение тамилов — это было гораздо понятнее и ближе, чем мировая пролетарская революция в версии покойного Leon Trotsky.


Мохаммед Амин Диди 1951

Именно в это время, с 1951-52 года во всей деятельности правительства Мальдивского Султаната — явственно прослеживается цейлонская ориентация: правительство Цейлона — основной кредитор, источник гуманитарной помощи. Диктатор Мальдив был прочно связан с Цейлоном.
В частности: от имени правительства Мальдивской Республики были куплены три дома и два больших участка в Коломбо, столице Цейлона. В том числе – вилла Sosun: шикарный жилой коттедж, и вокруг – достаточно обширный парк, в тихом переулке между Парман Када и Хаулаку роуд. Все эти владения, оплаченные, разумеется, за счёт чахлого мальдивского бюджета, были в полном распоряжении Мохаммада Амина Диди. На вилле Сосун был устроен закрытый пансионат для мальчиков: все его воспитанники были выходцами и родственного круга Амина. Там же находились его личные апартаменты, куда не было доступа посторонним. Сам мальдивский Вали уль Амр часто появлялся на Цейлоне.
Правящая Народная прогрессивная партия весьма напоминала в основных параметрах цейлонскую Партию Свободы. Отказ от короны Султана, провозглашение республики Мальдив — несомненно, объясняется жёстким красным излучением совето-прогрессистского этоса.
В августе 1953го, — когда Мохаммад Амин прибыл в Коломбо для лечения, намереваясь провести там месяц, а то и больше, — остров сотрясала грандиозная тотальная забастовка профсоюзов: это была первая массированная атака Партии свободы и коммунистов. Её бурно приветствовала пресса в СССР и странах Соцлагеря.

12. В мае 1953 года ситуация стала совсем тревожной. На столичном острове Мале начались глухие волнения. На рынке появилась испорченная мука, были случая тяжёлых отравлений, — одно это уже могло стать поводом для мятежа.
Само имя Мохаммеда Амина уже пульсировало ненавистью. Большинство населения было уверено, что глава государства – главный виновник голода, что рост цен вызван тем, что клан Амина расхищая и без того едва живой бюджет Республики. Роскошная жизнь окружения президента свидетельствовала лучше любой пропаганды.
Только ближайшее окружение Вали уль Амра в избытке получало любой провиант – это вызывало всеобщую ярость на фоне изнурительного голода.
Во главе мятежа готовились встать консервативные исламисты-суннитов. Они с самого начала угрюмо воспринимали шальную модернизацию Амина.
Во главе сопротивления мог встать лидер духовенства — суровый имам Абдуллах Джалал уд-дин.


Хаким Диди и его соратники перед расстрелом

В 1953 году – только одно значимое событие просочилось сквозь все щели в англоязычные газеты: экзотический процесс чёрных магов. Четверо с острова Вилигили, из атолла Хувандху, — три мужчины и женщина, — были обвинены в убийстве шефа этого атолла посредством чёрной магии. А также – в том, что при помощи чёрной магии он намеревались уничтожить самого президента Амина. Главным обвиняемым стал некий Хаким Диди. Чёрные маги были доставлены в Мале, признались во всём под пытками; по решению трибунала Хаким Диди был расстрелян.
Этот вычурный медиевистический приговор – кажется, был последним юридическим актом Первой Республики; далее судебные процессы вообще были прекращены.
Но – нарастала громада арестов, пытки стали непременной частью допросов. Расстрелы участились. При этом всё происходило для внешнего мира – бесшумно, невидимо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти