Пошук на сайті / Site search

14.04.2019

Кирилл Серебренитский: Мальдивский Султанат, 1954: Реставрация как революция (I)

На второй день день Раби аль ахир, на семнадцатом году правления Халифа Аль Муктафи, повелителя правоверных, в год 548 Хиджр, — от РХ 1153 год, — на острова, населённые народом дивехи, снизошёл Ислам.
Уже давно к тому времени на острове Махал-двипа (ныне Мале) пребывал шейх, имя которого было забыто впоследствии; его именуют сейчас — Абу-аль Баракат (Отец Благодати) и аль-Барбари (то есть – пришелец из страны Бербер, с северо-запада Африки. Более поздние хроники на исходе средневековья утверждали, что этот шейх прибыл звался Юсуф Тебризи, и пришёл из Ирана. Его священная могила — аулия — много веков уже является главной мусульманской святыней; она — на острове Мале, над ней воздвигнута мечеть Хукуру
Благодаря проповеди Абу аль Бараката многие на острове Махал приняли Единобожие, и наконец, стал мусульманином сам царь — Dhovemi Kalaminja Siri Thiribuvana-aadiththa Maha Radun, по прозванию Dharumavantha Rasgefaanu (Царь-Благодетель), из дома Сома, то есть Лунной династии. Он принял имя Мохаммад уль Абдалла..
До этого он был буддистом, как и всё население островов, и уже правил двенадцать лет.
После обращения король Дховеми отправил послов на все населённые острова – с приказом: всем немедленно принять Ислам. Сам Дховеми отправился на остров Ниландху и на другие острова атолла Северный Ниланде, и там всех обратил в праведную веру. На Мале по приказу короля была построена мечеть Shanivirazaa, в селении Dharumavantha Miskyii. Дховеми, он же Мохаммад I, принял титул Султана. Его династия стала именоваться Theemuge Dharikolhu (вместо языческого имени Сома – Лунная).
Так возник Султанат Махал Двипа, или Махалдхибийя, или Мальдив, как его именуют европейцы.

В 1388 году оборвалась линия династии Тэмуги, потом правил род Хилали, (до 1632го), потом династия Утиму (до 1692), потом династия Исидху (1692 – 1704), потом династия Диамигили (1704 – 1773), и, наконец, династия Хураа или Хураагу, которая ведёт происхождении с острова Хураа в атолле Северный Мале.
Впервые Дхон Бандаарайн (Dhon Bandaarain) из рода Хураа, он же Султан аль Гази аль Хасан Из-уд-дин , вступил на трон в 1759 году; но в 1763ем огромный флот под флагами южноиндийского королевства Майсур захватил аптолл Мале. Командующий это флотилией, Али Амса II, раджа Кунхи, взял Султана в плен и ослепил его.
Острова были разорены; только в 1766 году появился новый Султан — Мохаммед Гийяс уд-дин, из прежней династии Диамигили. Но в 1773ем его сверг Мухаммад Щамсуддин II, дядя несчастного Гази Хасана. Через год он отрёкся, и трон занял сын Хасана – Султан Мухаммад Муизз-ад-дин.
С этого времени престол плавно переходил от отца к сыну или от брата к брату, на протяжении 170 лет.
Султаны Мальдив носили титул Siri Kula Sudha Ira Siyaaka Saathura Audha Keerithi Katthiri Bovana Maha Radun — Sultan of Land and Sea, Lord of the twelve-thousand islands and Sultan of the Maldives, — Султан Земли и Моря, Повелитель Двенадцати тысяч островов.
В 1887 года Султанат Мальдив был введён под протекторат Великобритании. Архипелаг был втянут внутрь периметра гигантской Империи, но, как ни странно, на политическом и бытии Мальдив британское воздействие почти не отразилось. Британская администрация осторожно курировала военные и экономические сферы, — но за политическими событиями наблюдала отстранённо.

2. С 1925 года правительство Мальдивского султаната возглавлял — и весьма властно — Боду Везир, — Великий Визирь Абдул Маджид Диди, зять Султана Ибрагима Нураддина.

Визирь тоже происходил из рода Хураа-агу, но – из боковой ветви. Его предок в девятом поколении, Don Maraduru Fandiaiy Kilegefa’anu с острова Hura’a из атолла Северный Мале, был старшим братом первого Султана из этого дома. Отец Великого Визиря, — тоже Великий Визирь Атириге Ибрахим-хаджи Диди эфенди, носивший титул Bodu Muridu Thakuru’fa’anu, три раза – в 1883-1887, 1888-1899 и 1904 -1925 годах, – возглавлял правительство Султаната, в общей сложности правил страной без малого сорок лет.
Связи Ибрахима-хаджи эфенди распостранялись далеко за пределы архипелага: он окончил английский Ричмод-колледж на Цейлоне, совершил путешествие в Мекку и Медину, побывал в Стамбуле; некоторое время был консулом Османской Империи в Галле, на Цейлоне. Из Османии с ним приехала пятая жена (из шести) – некая Рахмат Диди, «Circasian lady», — то есть из знатного черкесского рода. Поэтому и Абдуд Маджил получил необычное для мальдивской традиции имя: в честь Абдул Меджида, Султана Османии и Халифа суннитов.
(Младший брат визиря, Абдул Гамид Диди, был назван тоже в честь Султана Османского).
Матерью Абдула Маджида был вторая жена Визиря, Ekgamuge Don Didi, дочь адмирала Velanage Manikfan Malinge Hassan Didi Fa’amuladeri Kilegefa’anu, в 1890х командовавшего военно-морскими силами Султаната.
Абдул Меджид сразу после смерти отца в 1925 году унаследовал от него пост Великого Визиря, и возглавил правительство Султаната; одновременно он – Великий Казначей сборщик налогов (этот пост он занимал с 1904 года).
Около 1899 года женой Абдул Маджида стала принцесса Вейоге Рукиа Дон Гома (Princess Veyoge Ruqia Don Goma); её отец – Султан Ибрахим Нуруддин II Искандар, правил Мальдивами в 1882-1885 и 1888-1892 годах. От этого брака в 1901 году родились два сына-близнеца — Хасан Фарид и Мухаммад Фарид.
После развода принцесса Вейоге Дон Гома вышла замуж второй раз, муж её — некий Хабиб, о котором ничего не известно. кроме имени. От этого брака тоже родились близнецы: принц Исмаил Хабиб Маниррулу и принц Ибрахим Хабиб Маниппулу, а также дочь Хабиба.

3. В 1932 году Меджлис выступил против Визиря и развернул грандиозные реформы, которые обрушила недвижный восьмивековой уклад Султаната. Султан Мухаммед Шамсуддин III покровительствовал модернизации.
В сентябре Великий Визирь Абдул Меджид отказался от всех постов и выехал в Египет; с ним уехала вторая жена Famuladeyrige Didi и младший сын, Ибрахим Фарид.
Тридцатилетние близнецы Хасан Фарид и Мохаммед Фарид, наоборот, увлечённо вторглись в политику. Они возглавили Консультативный Комитете – новое правительство. По желанию Султана, Мохаммад стал исполняющим обязанности премьер-министра и возглавил Казначейство, а Хасан Фарид был назначен министром финансов.
22 декабря 1932 года была утверждена первая конституция Мальдив, согласно которой отныне Медждис (парламент) избирал Султана. С 1933го Мухаммад Фарид стал спикером Меджлиса, а Хасан Фарид – министром внутренних дел.
При этом Абдул Меджид всё ещё официальнозанимал все основные посты: Премьер-министр, Главнокомандующий войсками, министр внутренних дел, директор общественных работ и мэр столичного (и единственного на архипелаге) города Мале. Все ждут его возвращения, но он обосновался в Каире.

4. 8 апреля 1943 году от престола отрёкся Султан Хасан Нур-ад-дин II Искандар (или Хасан XII). Меджлис, опираясь на конституцию, избрал нового султана – им стал всё обиженный эмигрант, аль Амир Абдул Меджид Диди.
И тут возникла уникальная ситуация, которая длилась почти десять лет: бывший премьер не желал возвращаться на архипелаг — даже для коронации; тем более — шла Вторая Мировая, и по всему Индийскому океану ходили японские и германские субмарины.
Целый год новый султан даже не отвечал на простой вопрос: согласен ли он вступить на престол. Меджлис смиренно ждал. Наступил период междуцарстия — Interregnum.
После нескольких месяцев неясности в январе 1944 года был сформирован Регентский совет, Council of Regency, или Executive council. Его возглавил Хасан Фарид Диди, сын Абдул Меджида; теперь – наследный принц Султаната.

Prince Ibrahim Habeeb Manippulu

Но он тоже отсутствовал на архипелаге: он пребывал в Коломбо, — где уже два года занимал там пост полномочного посла Мальдивского султаната при губернаторе Цейлона.
В феврале 1944 года на острове Хитаду (Hithadhoo), в атолле Адду началось восстание; его возглавили местные вожди: Бухаа Хасан Калей-фаан и Касим Диди Калей-фаан. На Хитаду размещалась британская военная база. Солдаты грабили и избивали местных жителей, в комендатуре скопились арестованные; имели место пытки, были случаи изнасилования женщин. Восстание было вполне внушительным в параметрах архипелага. Мятежники фактически держали в осаде британскую базу; туда были прекращены все поставки провианта, перекрыта торговля, жизненно необходимая для английского гарнизона.
Принц Хасан Фарид лично отправился на Адду. На острова регента доставил британский военно-морской тральщик HMS Maaloy (J136). Принц встретился с лидерами повстанцев и уверил их, что, если восстание будет прекращено, не последует никаких репрессий. Бухаа Хасан Калеи-фаан был, под покровительством принца, отправлен на атолл к югу от Мале.
Тральщик HMS Maaloy направился назад, в Коломбо. Но 27 марта 1944 года, к югу от атолла Адду его торпедировала японская субмарина. Британский корабль пошёл ко дну, и, в числе прочих, на его борту погиб и принц-регент Мальдив.
31 марта было официально объявлено о кончине наследного принца. Детей у него не было; осталась только вдова, принцесса Мандунге Рукийа Тутту Дон Гома (Manduge Ruqiya Tuttu Don Goma), дочь принца Мандунге Тутту Ахамда Маниппулу, бывшего Регента.
(Это принцесса умерла в Мале, сравнительно недавно, 11 марта 2008 года).
Вскоре после гибели сына, Абдул Меджид прибыл на Цейлон и занял пост Полномочного представителя Султаната. Но на свои острова так и не вернулся.

4. Война закончилась. 3 октября 1945 года Меджлис объявил: независимо от местопребывания, амир Абдул Меджид Диди от ныне – законно избранный местоблюститель Султанского Трона и глава государства (al-Muntakhab al-Arash ud-Daula al-Mahaldiviya).
В стране продолжал править Регентский Совет (Council of Regency). После гибели принца во главе совета встал брат Султана — доктор Хенвейруге Али Диди (Henveyrugey Ali Kuda Rannabandeyri Kilegefan), — самый известный на архипелаге врач. Следующие восемь лет, до кончины Абдул Меджида, он олицетворял собой личность Султана на островах. В торжественных случаях к его имени присоединялся титул Аль Амир, то есть глава государства.
Сын Председателя Регентского Совета, — Тутту Ахмад Диди, — вступил в брак с Хибибой, дочерью принцессы Вейоге Дон Гома от второго брака. Но менее чем через год этот почтенный медик был уже осторожно оттеснён от осязаемой власти.
5. В 1945 году был избран новый Премьер-Министр — Мохамед Амин Диди Доримена Килегефа-ану, Muhammad Amin Dorimena Kilegefa’anu. Премьеру было 35 лет.
Карьера его была фантастична – по европейским параметрам: впервые кресло министра он занял – в двадцать два года.
Но – всё было просто: Мохаммед Амин Диди – родной племянник Абдул Меджида Диди, бывшего премьер-министра, а теперь – Султана Мальдивского. Старший брат нового монарха, — и отец нового премьера, — Атириге Ахмад Диди, тоже в своё время – директор (супериндендат) таможни и почты, умер в 1922 году в Британской Кении. Мохаммед Амин Диди был его единственным сыном, и, соответственно, — старшим в этом наизнатнейшем семействе.
Десяти лет от роду был отправлен на Цейлон, в Коломбо, и там закончил колледж Сент-Джозеф. Затем в 1928-1929 годах он учился в Индии, в Мусульманском Университете в Алигаре.
На фотографии — выпуклый лоб. приплюснутый нос, округлые щёки, явный дравид, непохожий на прежних султанов (которые сохранили сухо-величавые арабские черты); но при этом облик — крайне современный, скучновато-урбаноидный: кабинетные залысины, тяжёлые тёмные очки вразлёт, наимоднейшие для того времени, из-за линз — умный настороженный взор.
Карьера его была — фантастична, и только знатным происхождением её никак нельзя было объяснить: в 1931 году, то есть 21 года от роду, — он почтмейстер Мале, в 1932- 1933ем —
Министр торговли, таможни и почты, с 1942 – внутренних дел, и Chair Food Organisation Cttee 1943-1945. С 1943 года Мохаммед Амин Диди стал членом Регентского Совета.


Мохаммед Амин Диди

В 1945ом Амин Диди быстро взял под контроль все основные рычаги власти: официально возглавил правительство, неофициально обрёл решающее влияние в Регентском Совете; Меджлис тоже не смел ему противоречить по основным вопросам.
Помимо прочего, с 1946 года, премьер-министр Амин стал директором «Madhrasathul Majeediyya», единственного на архипелаге медресе (сейчас Majeediyya School).
Тогда же он, деятель совершенно штатский, занял должность начальника штаба полка королевской милиции Сифаин (chief of staff of the royal militia regiment called the Sifain), — то есть высший военный пост на Мальдивах. Непосредственно этим формированием командовал заместитель начальника штаба – принц Ибрахим Хабиб Маниппулу (Ibrahim Habeeb Manippulu, сын принцессы Вейоге Дон Гома от второго брака.
Этот кадровый индо-британский офицер в 1943 — 1944 годах служил добровольцем в Индийской Армии, в Императорском индийском Пенджабском полку ( Imperial Indian regiment in the Punjab).


Принц Ибрахим Хабиб Маниппулу, 1944.

Султан издали лениво наблюдал от случая к случаю за своим архипелагом; доверял он – только племяннику-премьеру.
Только в апреле 1948 года Абдул Меджид Килегефаану прибыл в Мале, после шестнадцатилетнего отсутствия, — но всего на несколько дней. 24 апреля нн подписал новую редакцию соглашения о протекторате Британии над Мальдивами. И тут же покинул архипелаг.
Во время этого визита, 29 апреля, племянник-премьер Мохаммед Амин Диди был, указом Султана возведён в наивысший мальдивский титул — Kilegefa’anu.Dhoshimeyna.

6. С октября 1950 года принц Мохаммед Амин Диди был лидером партии Rayyithunge Muthagaddim Party (Peoples’ Progressive Party, Народная Прогрессивная Партия, — одно название уже многозначительно).
На январь 1953го в этой партии было 2870 мужчин и 1871 женщины, — почти 5 000 человек, немало для архипелага, максимальная числеерсть населения которого тогда оценивалась в 60-70 000. Женщины в партии — для исламского социума Мальдив это уже было непривычно, резко, тревожно. Но Партия упорно выступала за модернизацию Султаната, и. в частности, — за абсолютное равенство женщин.
В 1951ом Меджлис был заполнен членами НПП; партия стала правящей и как-либо противостоять ей стало весьма опасно.
В мае 1951 года покорный Меджлис принял очередную обновлённую версию конституции – уже шестую. В ней права премьер-министра расширялись почти беспредельно.
Стало совершенно ясно: Мальдивским султанатом правит диктатор, причём – прогрессист и модернизатор, одержимый железным ожесточением трансформации доставшейся ему страны, — в нечто неведомое.
На зелёных атоллах, широкой полосой рассеянных в океане, — (картина, казалось бы, безмятежная: тишь, прибой, пальмы, нежно горячее синее небо, рыбачьи лодки), — словно повеял с далёкого севера леденящий сталинский борей.


Мохаммед Амин Диди

Амин Диди начал строительство асфальтированных трасс, прорезающих насквозь маленькие острова, — от океана до океана. Для этого сносили отдельные дома, порой – частные селения, отбирали безвозмездно драгоценную землю.
В острова вонзились острия социализма в советской редакции. Строительство было принудительным, труд – по сути, рабским. Толпы мальдивцев сгонялись на стройки под конвоем полиции.
Любое проявление недовольства пресекалось – крайне жестоко: внезапные аресты, пытки, ночной расстрел без каких-либо признаков суда. Была введена строжайшая цензура. Однопартийный монолит, по сути, раздавил новорожденную оппозицию, и, соответственно, вообще – политическое бытие.
Амин выступал как реформатор, но – исламский, шариатский. Он использовал шариат для превентивных репрессий. Были строго запрещены табак и алкоголь. Восстановлена старая шариатская практика: ампутация руки как наказание за кражу.
Одновременно началось бурное радостное строительство в Мале, — Амин словно испытывал население на прочность: возводились шикарные виллы – для узкого круга личных друзей диктатора; проносись слухи – что отдельные виллы он возводил для каждой из своих любовниц, и менял их – достаточно часто.
В том же роковом 1951 году на Мальдивский архипелаг надвигалась катастрофа, — самая прозаическая, то есть экономическая. На мировом рынке резко упали цены на сушёную рыбу, — основной импорт архипелага; одновременно – свирепо выросли цены на провиант, который доставлялся отчасти с материка, преимущественно же – с Цейлона. .
Собственно, население Мальдив с начала Второй мировой войны страдало от дефицита продуктов. Но после войны продовольственный кризис только усилился. В середине ХХ столетия архипелагу грозил голод.
К 1953 году население архипелага сократилось вдвое: с 80 до 40 000. Мальдивцы бежали при первой возможности.
Правительство Цейлона пыталось помочь Мохаммаду Амину, — уже не в первый раз. В мае 1953 года были посланы 7500 мешков муки, общей стоимостью в 300 000 рупий, — в кредит. При этом мальдивское правительство уже было в долгах: только цейлонская компания Umbuchi поставила в кредит провианта на 700 000 рупий, — суммы громадные в то время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти