России не надо искать какой-то специальной изоляции от современной передовой цивилизации, т.е. от романо-германского и католическо-протестантского мира, пишущего латиницей. Вполне достаточно неблизкого славянского языка, православия и кириллицы. Эти трое и без того надежно защищают русскую культуру от понимания.
Протопоп Аввакум для Запада - это сферический конь в вакууме. Мало того, что непонятно "это русское православие", так еще надо погружаться в историю раскола... Я пробовал объяснять немецкому коллеге, кто такие староверы, в чем они расходятся с обновленцами и т.д. Он внимательно слушал, а потом сказал, что для этого нужно читать специальную литературу, но на нее у него нет времени... Лишь некоторые французы любят заниматься русской экзотикой со времен де Кюстина.
Но прибавляется еще четвертый фактор разъединения - история. И ладно бы только политическая. Но и идейная история России тоже мешает западному человеку ее понять. Достоевский и Толстой понятны потому, что они-то как раз создавали свои миры в сугубо европейских категориях, а Толстой еще и думал по-французски. Но Достоевский - это не "русская душа". Здесь коренное заблуждение Запада. Это выворачивание русской души наизнанку ради удобства западного зрителя, "душа на экспорт". Потому они нас и не могут понять, читая Достоевского. Чтобы нас понять, нужно читать прозу Чехова и романы Гончарова. И неплохо бы Щедрина. Соловьев тоже понятен, но как пересказчик Шеллинга не столь оригинален и интересен. Остальные просто пересказывали неоплатоников, Гегеля, Гуссерля или Бергсона. Если уходить вдаль, в допетровскую Русь, то там какие-то греки, пересказывавшие византийских же греков, или славяне-католики, пересказывавшие римских святых отцов. А еще ниже варяги, которые как раз не оставили никаких следов своего культурного присутствия в древнерусской мысли. И вот тут загвоздка. Зачем понимать Россию, если она только и делала, что пересказывала всех влиявших на нее? Причем либо пересказывала неточно, выдавая свои сочинения по мотивам за самобытность, либо точно, и тогда ее информация равна нулю.
Чем занималась немецкая мысль? Она комментировала античных греческих авторов. Немецкая философия создавалась для интерпретации греческой религии. А чем занималась арабская мысль? Она тоже комментировала греческих авторов. Но ее интересовала уже не религия, а логика и метафизика греков. Так они и жили... Русская мысль все это время была далека от комментирования античных авторов и пыталась разобраться со святыми отцами Византии, а потом с немецкой философией. Но святых отцов Византии она ассоциировала с библейскими текстами, а не с древними греческими авторами, а немецкую философию рассматривала как саму по себе, упавшую с неба. И эта неукорененность русской мысли в античности обеспечивает ее пятую - герменевтическую - изоляцию.
Шестая изоляция - жизнь после 1917 г. И романы, и фильмы того времени - явно не о том опыте, который проживал западный мир. Что такое советский быт и советские бытие - до Солженицына понятия не имели. А после Солженицына зажимали нос и даже не пытались понимать. Они извлекают из нашей литературы сугубо политическую и прагматическую информацию. Она им нужна для понимания социальной психологии, и не больше. Да, на Западе активно переводят наших писателей, но мотивации нехитрые: а) почитать, как Россия борется с путинским режимом; б) как страдают малые народы России, лишенные независимости.
Ну, и седьмая, и уж самая надежная изоляция - пространство. Очень далеко и очень холодно.
Спрашивается, зачем все это время многие умы России работали над моделями нового изоляционизма, новой суверенности, если ничего другого и быть не могло, а то, что могло быть другого - то аномально и ненадолго? Непостижимо. Поэтому, на самом деле, не ясно то, при каких условиях Россия может быть понятна романо-германскому миру!
Модели открытости требуют гораздо больше ума и сил.
Протопоп Аввакум для Запада - это сферический конь в вакууме. Мало того, что непонятно "это русское православие", так еще надо погружаться в историю раскола... Я пробовал объяснять немецкому коллеге, кто такие староверы, в чем они расходятся с обновленцами и т.д. Он внимательно слушал, а потом сказал, что для этого нужно читать специальную литературу, но на нее у него нет времени... Лишь некоторые французы любят заниматься русской экзотикой со времен де Кюстина.
Но прибавляется еще четвертый фактор разъединения - история. И ладно бы только политическая. Но и идейная история России тоже мешает западному человеку ее понять. Достоевский и Толстой понятны потому, что они-то как раз создавали свои миры в сугубо европейских категориях, а Толстой еще и думал по-французски. Но Достоевский - это не "русская душа". Здесь коренное заблуждение Запада. Это выворачивание русской души наизнанку ради удобства западного зрителя, "душа на экспорт". Потому они нас и не могут понять, читая Достоевского. Чтобы нас понять, нужно читать прозу Чехова и романы Гончарова. И неплохо бы Щедрина. Соловьев тоже понятен, но как пересказчик Шеллинга не столь оригинален и интересен. Остальные просто пересказывали неоплатоников, Гегеля, Гуссерля или Бергсона. Если уходить вдаль, в допетровскую Русь, то там какие-то греки, пересказывавшие византийских же греков, или славяне-католики, пересказывавшие римских святых отцов. А еще ниже варяги, которые как раз не оставили никаких следов своего культурного присутствия в древнерусской мысли. И вот тут загвоздка. Зачем понимать Россию, если она только и делала, что пересказывала всех влиявших на нее? Причем либо пересказывала неточно, выдавая свои сочинения по мотивам за самобытность, либо точно, и тогда ее информация равна нулю.
Чем занималась немецкая мысль? Она комментировала античных греческих авторов. Немецкая философия создавалась для интерпретации греческой религии. А чем занималась арабская мысль? Она тоже комментировала греческих авторов. Но ее интересовала уже не религия, а логика и метафизика греков. Так они и жили... Русская мысль все это время была далека от комментирования античных авторов и пыталась разобраться со святыми отцами Византии, а потом с немецкой философией. Но святых отцов Византии она ассоциировала с библейскими текстами, а не с древними греческими авторами, а немецкую философию рассматривала как саму по себе, упавшую с неба. И эта неукорененность русской мысли в античности обеспечивает ее пятую - герменевтическую - изоляцию.
Шестая изоляция - жизнь после 1917 г. И романы, и фильмы того времени - явно не о том опыте, который проживал западный мир. Что такое советский быт и советские бытие - до Солженицына понятия не имели. А после Солженицына зажимали нос и даже не пытались понимать. Они извлекают из нашей литературы сугубо политическую и прагматическую информацию. Она им нужна для понимания социальной психологии, и не больше. Да, на Западе активно переводят наших писателей, но мотивации нехитрые: а) почитать, как Россия борется с путинским режимом; б) как страдают малые народы России, лишенные независимости.
Ну, и седьмая, и уж самая надежная изоляция - пространство. Очень далеко и очень холодно.
Спрашивается, зачем все это время многие умы России работали над моделями нового изоляционизма, новой суверенности, если ничего другого и быть не могло, а то, что могло быть другого - то аномально и ненадолго? Непостижимо. Поэтому, на самом деле, не ясно то, при каких условиях Россия может быть понятна романо-германскому миру!
Модели открытости требуют гораздо больше ума и сил.
Victor Bashkeev
ОтветитьУдалитьМысль о том, что Россия - наследница империи Чингисхана сложно принять даже в большинству людей в России, особенно по эту сторону Урала. Потому и мы сами себя не разумеем, силясь прилепиться к наследию эллинов. А мы и сами - не оттуда никак. И слипшиеся наследники викингов и монголов так и болтаются посреди истории, пытаясь казаться себе Римом. Но и Рим наш особенный - на болотах финских...