Реконструкция наряда женщины народа мурома.
Изначально в обиходе использовалось слово "морамар". Под таким названием народ и земли упоминаются в сагах викингов. По одной из версий, легендарный Илья Муромец происходил из этого народа.
Мурома - финно-угорское племя, древнейшую форму этнонима — *morama — В. С. Кулешов сравнивает с названием племени меря, которое, по его мнению, заимствовано из балтийского источника, восходящем к праиндоир. *marya- "юноша".
Мурома жили в землях Нижней Оки во второй половине I тыс. от Р. Хр. на протяжении VI веков.
Дискуссионным является вопрос о близости муромы другим финно-угорским народам. Ряд исследователей считает мурому тождественной мордве-эрзя и принявшей участие в формировании современного народа. Судя по гидронимии нижней Клязьмы, язык мурома был близок мерянскому. В. Ф. Генинг считал мари, мерю и мурому составными частями мерянской общности народов.
Поселения размещались на возвышенностях над пойменными лугами. Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. Основу экономики составляло животноводство, разводили свиней, крупный рогатый скот, в меньшей мере овец. Особую роль играли лошади, которые разводились в том числе и на мясо. Промысловая охота была направлена на добычу пушнины.
Для каждого важного случая имелись обряды и приметы. Богам приносили в жертву животных. На похоронах могли устраиваться драки. Коней и людей хоронили вместе.
Помимо, языческих верований, но придерживались и мусульманских верований, называя «скверного Моамефа» своим пророком, с которым они познакомились через волжских булгар. Со временем мурома вошли в состав Древнерусского государства. Но принимать иную веру не хотели, оставаясь при своих верованиях.
К началу XI в. город Муром на их территории, успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вёл торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мёд и воск обменивались в Муроме на произведения Востока — шёлковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова.
Одновременно, шли процессы славянской колонизации, муромы постепенно начинают теряеть свою самобытность. Исчезают женские головные украшения, хотя отдельные типично муромские предметы ещё сохраняются. Одним из признаков славянского влияния стало изменение положения покойников головой на запад, вместо прежнего головой на север.
К XII веку мурома уже не упоминалось в летописях как отдельный народ - к этому времени мурома были полностью ассимилированы восточными славянами, но древняя мурома "составила основу населения нижнеокских земель". Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме.
На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии, топонимики и археологии. Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий