Тавернье, лично пытавшийся добиться казни одного йога на Яве, приводит ещё одно доказательство свирепого нрава воинов-йогов. Сошедший с корабля, этот йог "выкрикивая молитвы, внезапно схватился за свой кинжал и попытался атаковать нескольких голландских матросов. Прежде чем они успели заметить его и предпринять что-либо в свою защиту, этот обезумевший йог успел ранить семнадцать человек, тринадцать из которых скончались". Примерно тем же десятилетием, что Тавернье, другие авторы также отмечали тот факт, что йогины, с которыми им доводилось столкнуться, нередко оказывались вооруженными.
Описания воинов нагов характеризуют их, как обладающих удивительной силой, с боевым раскрасом на лицах и телах, который придавал им нечеловеческий вид, издающих леденящие кровь вопли и уничтожающих в наркотическом трансе своих врагов. Будучи мастерами рукопашного боя, эти воинственные аскеты также носили при себе луки, стрелы, мечи и щиты, чакры (металлические диски, описанные в трудах Вартемы), а когда военная промышленность достаточно продвинулась вперeд, то и огнестрельное оружие тоже.
Слово “йог” оставалось наиболее ходовым в тот период обозначением странствующих воинственных аскетов, которые могли относиться к любой духовной традиции. Из исторических источников ясно, что воинствующие аскеты в Южной Азии принадлежали к разным сампрадаям, кулам, акхарам и пантхам. Некоторые из них были служителями Бхайравы, таким адептам позволено не воздерживаться от мясоедения и вина.
Шанкара, которого по традиции считают изначальным основателем всех саньясинских орденов, был описан в его агиографиях, многие из которых имеют отношение к периоду Моголов, как победивший легионы капаликов в ужасающих магических стычках.
Историкам широко известно крупное сражение между йогами и саньясинами, произошедшее в 1567 году в Амбале (Пенджаб). Эта битва, за которой император Акбар пристально наблюдал вплоть до своего судьбоносного вмешательства, едва ли началась по приказу кого-либо из императорских военачальников. Это даёт повод утверждать, что она представляла своеобразный подсчёт очков между противостоящими орденами воинствующих аскетов, что вовсе не являлось по тем временам чем-то необычным. Армии йогов много лет подряд занимали почётное место среди боевых подразделений Южной Азии в эпоху Моголов.
По большей части этих боевые йогов можно было отнести к двум различным типам.
С одной стороны, это были ордена йогов и монашеские фракции как таковые, где "в результате соединения элементов тогдашнего общественного строя с боевым аскетизмом шиваитов, множество мужчин оказались в братствах, во главе которых находился духовный лидер, он же воинский командир".
С другой стороны, существовали также воинствующие банды североиндийских аборигенов, которые, будучи рекрутированы военачальниками и другими деятелями театра боевых действий для сражения в составе миротворческих операций, нередко включали в свои ряды йогов.
После признания британцами великой духовной культуры Индии, и ещё сильнее после обретения Индией независимости, культура традиционных йогов в некоторой мере стала возрождаться. Но есть два нюанса. 1. Йоги утратили свою военную силу, хотя многие из них до сих пор входят в "боевые акхары" и используют оружие на праздниках, в ритуальных целях. 2. Вивекананда, Кришнамачарья и их последователи, созданием и пропагандой "новой древней йоги" оказали влияние на некоторую часть традиционных йогов, которые стали в своём сознании смешивать древний путь с этой "новой древней йогой".
То, что раньше понималось под йогическим образом жизни, йогой и йогинами, очень сильно отличается от того, что большинство людей под этим понимает сегодня. Древняя йога имеет очень мало отношения к комплексам физических асан, и ранее никогда с ними не ассоциировалась. Как и с неким абсолютным ненасилием. Нужно признать, что постепенно исказили и выхолостили не только понятие тантризма, подменив его "нео-тантрой", но и йогу, подменив её "нео-йогой", созданной не то чтобы на теоретической базе Йога сутр в их полноте, сколько на изводах основанного европейцами Теософского общества, которые подпитали стремление Кришнамачарьи создать свою физическую "гимнастику йогов".
То же самое касается тантризма. Некоторые индийские гуру (что уж тут говорить про европейских и американских) провозглашают, что проповедуют древний тантрический путь "чакр и кундалини йоги", не отдавая себе отчёта в том, и даже не подозревая о том, что их понимание чакр и кундалини не свойственно классическому тантризму, а основано опять же на продуктах Теософского общества европейских оккультистов, в частности на трудах Чарльза Ледбитера и его последователей.
Всё течёт и меняется. Многое амбивалентно. В йоге викторианской эпохи, изобретённой Вивеканандой и Кришнамачарьей, и активно ныне практикуемой повсеместно, есть и плюсы. Во-первых, физические упражнения, если их правильно выполнять, полезны для здоровья. Во-вторых, если вы общаетесь с современными йогами, делающими асаны, следующими пацифизму и ахимсе, вы не рискуете быть принесёнными в жертву богам и съеденными ради обретения сиддх и мукти. Как и не рискуете тем, что кто-либо из этих йогов может отобрать у вас ваше тело и использовать его в своих личных целях.
И тем не менее, то, что сегодня, как правило, понимают под йогой и её образом жизни, имеет очень малое отношение к тому, что под этим понималось хотя бы в первую половину 19 века. Не говоря уже о более ранних временах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий