Поиск по сайту / Site search

01.11.2012

1 ноября — День народных славянских будителей

Буди́тели (болг. будители, чеш. buditelé, словацк. buditelia, словен. buditelj, буквально — «пробуждающие») — активисты национального, культурного и языкового возрождения в среде славянских народов, борцы за независимость и единение Славянства.

На протяжении XVII-XIX веков, в эпоху формирования европейских наций, весь славянский мир был разделён между тремя доминирующими в восточной Европе империями: Российской, Австро-венгерской и Османской. Деятельность этих империй во многом была направлена на ассимиляцию подвластных народов. Утрата национальных институтов приводило к потере в первую очередь носителя народной культуры – национального языка, а вслед за ним и целых пластов культурного наследия.

Одним из первых деятелей славянского возрождения был Юрий Крижанич (Juraj Križanić) 1617-1683 гг.б хорватский богослов, философ, писатель, лингвист, историк, этнограф и энциклопедист, выступал за прекращение распрей между славянами католического и православного исповедания, за единство всех славянских народов. Находясь в царской ссылке в Тобольске написал самое главное произведение своей жизни: «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)». Это смелое произведение стало одним из всполохов грядущего возрождения. Имея множество талантов Крижанич был не только мастером пера но и настоящим воином. Получив царское прощение он отправился в Речь Посполитую, где в возрасте 66 лет погиб в битве под Веной во время похода Яна Собеского сражаясь за Славянство против турок-османов.



Так же в южнославянском крыле движения следует отметить такого будителя как Людевит Гай (Ljudevit Gaj, 1809 — 1872). Будучи лингвистом и литератором он составил и опубликовал грамматику хорватского языка «Краткую основу хорвато-славянского правописания» («Kratka osnova hrvatsko-slavenskoga pravopisanja». 1830). До этого в Хорватии существовало семь различных диалектов и правописаний, из которых Гай вывел одно, наиболее близкое к сербскому языку. Алфавит единого хорватского языка стал базироваться на латинице с дополнительными надстрочными знаками, которые Гай позаимствовал из чешского языка. Будучи активным общественным деятелем Людовит Гай выступал за независимость Хорватии от Австрии и создание конфедерации южнославнских народов (Югославии).

Немаловажную роль сыграли будители юга Славянщины, боровшиеся против османского владычества. К числу отцов болгарского возрождения относится Паисий Хилендарски (1722 — 1773), его труд «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских», сыграл огромную культурную роль в возрождении болгарской нации. Наибольшая общественная активность османских славян приходится на вторую половину XIX века. К 1860 году болгарское духовенство сумело добиться независимости от греческой церкви. Благодаря болгарским будителям в османской Болгарии возродился болгарский театр, появились научные и литературные жанры на болгарском языке.

На западе Славянщины, находящейся под оккупацией австрийскими немцами также возгоралось пламя национального возрождения. Со времён битвы у Белой Горы (1618 год) чехи и словаки находились под властью австрийской монархии. За двести лет оккупации чешская элита была серьёзно ассимилирована и практически не говорила на родном языке.

Одним из первых учёных, внёсших неоценимый вклад в дело славянского возрождения, был «отец» и «патриарх» славистики (науки о Славянстве) Йосеф Добровский (Josef Dobrovský, 1753-1829). Он был основателем славянского языкознания как науки, внёс основополагающий вклад в изучение старославянского и кодификацию чешского литературного языка.

Ещё одним из сонма славянских будителей является словацкий и чешский учёный Павел Йосеф Шафарик (Pavol Jozef Šafárik, 1795-1861). Из множества его работ можно выделить книги: «Славянские Древности» (Slovanské Starožitnosti) одно из первых серьёзных произведений об истории славянства, а так же «Славянская Народопись» (Slovanský Nаrodopis) которая является краеугольным камнем славянской этнографии.

Из литературы той эпохи нельзя обойти вниманием деятельность словацкого поэта Яна Коллара (Ján Kollár, 1793 — 1852). Его основное поэтическое произведение, которому он посвятил большую часть своей жизни «Дочь Славы» («Slávy dcera», название можно перевести как «Дочь Славии»), рассказывает о том, как славянские боги ужасаются тем горестям, которые постигли славянские народы в рассеянии и иноземной неволе и призывают славян пробудиться, объединиться и бороться за независимость и единство славянского народа.

Деятельность будителей не ограничиваюсь только научным или литературным творчеством. Одним из активных общественных деятелей среди «австрийских» славян был словак Людовит Велислав Штур (Ludevít Velislav Štúr, 1815- 1856). Являясь филологом он разработал языковой стандарт словацкого языка, в конечном счёте приведшего к современному словацкому литературному языку. Его перу принадлежит одно из программных произведений славянского ренессанса «Славянство и мир будущего» (Slovanstvo a svet budúcnosti, 1867) которую он начал со слов:

«Выслушайте эти речи: цель их — взаимное соглашение между всеми нами, Братья. Выслушайте их вы, Братья пространного, могучего, Северовостока и порабощенного Юга, и вы, Западные Братья, состоящие в сокрушающем все услужении чужеземцам. Внемлите словам моим во всех землях и во всех округах, где только раздается Славянская речь…»

Также Штур был одним из организаторов первого Славянского Собора в Праге 1848 года, организатором словацких революционных кампаний во время революции 1848-1849 годов в Венгрии, активно участвовал в подготовке второго Славянского Собора в Москве.

Семена посеянные будителями в обществе, взошли во второй половине XIX века. Сразу после славянского конгресса в Праге появилось множество славянских ячеек действующих как в правовом поле того времени, так и тайно. Огромную роль сыграла деятельность сети молодёжных группировок известных под общим названием «Омладина», автономно действующих в чешских, словацких и сербских регионах Австро-Венгрии. Члены организации издавали журналы, организовывали литературные и фольклорные кружки, активно участвовали в уличных протестах. Большое количество омладинов, за революционную деятельность было репрессировано австрийским режимом.

Ещё одним методом легального развития идей национализма и панславизма среди молодёжи было спортивное «Сокольское движение» организованное в 1862 году чешским учёным, историком и педагогом Мирославом Тыршем (Miroslav Tyrš). Общество издавало журнал «Сокол» в котором публиковало статьи посвящённые физическому развитию, здоровому образу жизни, истории славянства и славянской мифологии. Общество проводило регулярные массовые физкультурные слёты.

Из числа польских будителей следует отметить Адама Чарноцкого (Adam Czarnocki), сделавшего блистательную карьеру от простого школьного учителя до научного сотрудника Виленского университета и Петербургской Академии Наук. Был одним из первых, кто практиковал «хождение в народ». В начале своей деятельности на свои средства объездил многие польские земли входившие в состав Российской Империи, изучая быт и культуру крестьян. В своей работе «О Славянщине до христианства» (1818) впервые сделал попытку дать картину древнеславянского быта, культуры и народного творчества в дохристианский период, наметил программу комплексных исследований славянских и соседних народов. В «Розысканиях касательно русской истории» (1819) критиковал некоторые положения «Истории государства Российского» Николая Карамзина, уточнил факты, связанные с историей Беларуси, в последующих изданиях Карамзин учёл их.

Александр Васильевич Духнович (1803-1865), униатский священник, поэт, писатель. Один из зачинателей русского движения в Прикарпатской Руси. Проникшись идеями просвещения крестьян путём распространения русского литературного языка, который он считал общим достоянием всего русского народа, как в Российской империи, так и в «Подъяремной Руси». Он активно изучал церковнославянский и русский языки, собирал народные песни. В 1847 году издал свою первую книгу — карпаторусский букварь под названием «Книжица читалная для начинающих». За активную общественную деятельность в ходе венгерской революции 1848 года он был схвачен помещён в тюрьму, но вскоре отпущен.

Среди будителей востока Славянщины мы обязательно должны упомянуть деятельность Адольфа Добрянского-Сачурова (1817-1901) — писатель, юрист и общественный деятель Австрийской империи, происходил из древнего православного шляхетсокго рода, предки которого служили ещё при дворе литовского короля Ягайло. Идеолог возвращения униатов в православие, автор множества работ, посвящённых истории, этнографии, религиозной и политической ситуации в австрийской Руси. Признанный лидер карпаторусского и галицкорусского движения, поборник культурного, языкового и этнического единения австрийских русинов со славянами Российской империи.

Среди русских деятелей славянского ренессанса необходимо упомянуть академика Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880), настоящего этнографа, объездившего почти весь славянский мир. К числу его произведений относятся труды: «Об обожании солнца у древних славян» (1846), «Архитектура храмов языческих славян» (1846), «О языческом веровании древних славян в бессмертие души» (1847), докторская диссертация «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (1846), «Исследования об языческом богослужении древних славян» (1847) и многие другие.

Владимир Иванович Ламанский (1833-1914) — ученик Срезневского и, как он шутил, Ломоносова. Основатель русской школы славяноведения, его перу принадлежит более 163 работ о Славянах. Изучение культуры славянских стран привел его к выводу, что все славяне это один народ. Ламанский призывал образованных современников к изучению славянства с детства: «…без знания малороссийских дум и песен нельзя понимать одного из крупных явлений нашей исторической жизни — южнорусского казачества, замечательных произведений нашей словесности — ни Слова о полку Игореве, ни лучших созданий Гоголя. Непременно, кажется, следует знакомить учеников наших средних учебных заведений и с лучшими малороссийскими произведениями Основьяненки, Гулака, Шевченки, Вовчка и др., ибо они будут содействовать и развитию эстетического чувства, и ближайшему ознакомлению с бытом и с характеристическими особенностями южной Руси. При современном же методе сравнительного изучения 14-15-летний юноша, знакомый с языком церковнославянским и русским, в его историческом развитии и в наречиях под руководством учителя, в самое короткое время и без особенных усилий может выучиться трем другим славянским языкам — сербскому, чешскому и польскому.»
По поводу отношения восточных славян с западными и южными Ламанский писал:
«Современное поступательное движение России всего лучше определить высвобождением её основной народной стихии, славянской, из-под влияния ей чуждых стихий. Какие бы грозные тучи ни собирались на нашем небосклоне, но окончательное её торжество несомненно. Оно же неразлучно с примирением и сближением русского народа с другими народами славянскими.»
Эти слава, написанные более 150 лет назад и сейчас актуальны как никогда.

На века в нашу историю вписано имя ещё одного пророка Славянства, выдающегося дипломата, члена-корреспондента Петербургской академии наук, поэта Фёдора Ивановича Тютчева. В 1831 году, после кровавого подавления польского восстания, он выразил свои переживания относительно русско-польских отношений в стихотворении «На взятие Варшавы»

«…Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди:
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать

Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплемённый,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как Феникс, возродится в нем!»

В стихотворении «К Ганке» в 1841 году, ещё за 7 лет до первого славянского конгресса, он писал:
«Рассветает над Варшавой,
Киев очи отворил,
И с Москвой золотоглавой
Вышеград заговорил!

И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам, –
Наяву увидят внуки
То, что снилось и отцам!»

В стихотворении «Epitre a l’Apotre» (К апостолу, 1842) обращаясь к Адаму Мицкевичу он писал о русско-польских отношениях и призывал к миру:
«…Воспрянь – не Польша, не Россия –
Воспрянь, Славянская семья! –
И, отряхнувши сон, впервые –
Промолви слово: «Это я!»…»

В преддверии второго славянского конгресса в 1867 Тютчев написал своё знаменитое послание «К Славянам»:
«…Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!»

Будучи профессиональным дипломатом и стратегом, он понимал, что судьба славянского мира зависит от отношений между поляками и русскими. Отлично разбираясь в геополитике того времени в 1850 он написал такие строки:
«Тогда лишь в полном торжестве
В славянской мировой громаде
Строй вожделенный водворится,
Как с Русью Польша помирится»

В стихотворении «Два единства» 1870 году он предупреждал славян о надвигающейся угрозе с запада:
«Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –
Славянский мир, сомкнись тесней!»

Для будителей юга и запада Славянщины был характерен особенно глубокий интерес к истории и культуре древнеславянских народов. Особое внимание они уделяли истории, культуре и языку русского народа. Многие будители много путешествовали в Россию, изучали русский язык, перенимали из него многие славянские корни, утраченные на их родине в условиях многовекового иноземного владычества, вносили первые вклады в развитие чешско-русских, сербско-русских и болгарско-русских отношений. Также нельзя забывать и о влиянии славянских будителей на русскую культуру. Так например, имена славянских учителей Кирилла и Мефодия широко известны в России стали только после 1862 года, когда чешские активисты отмечали тысячелетие их Моравской миссии. Кстати, имя моравского князя, пригласившего Кирилла и Мефодия для перевода литургии на славянский язык (что стало основой православной литургии) в православной России до сих пор широко не известно, хотя в католической Чехии его знает почти каждый школьник.
Следствием деятельности широких национальных масс поднятых народными будителями стали предпосылки для объединения славянских наций в такие государства как Чехословакия (чехи, словаки, русины-украинцы Закарпатья) и Югославии (сербы, хорваты, словенцы)

При этом мы никогда не должны забывать об ошибках сделанных на пути национального возрождения поздними национальными деятелями. Перед ними стоял соблазн отступить от общеславянской идеи и скатиться до национального обособления, великодержавия и шовинизма. Именно этим воспользовались игроки большой игры для стравливания Сербии и Болгарии в балканских войнах начала XX века и конфликтах, прогремевших на руинах Югославии. Мы никогда не должны забывать от этих ошибках, и сделать всё, чтобы не повторить их вновь.

Впервые, день народных будителей стали отмечать в Болгарском городе Пловдиве в 1909 году как день памяти одного из болгарских будителей святого преподобного Йоана Рилски, а уже в 1922 году, увидев популярность этого праздника среди народа, болгарский царь Борис III своим указом сделал этот день общегосударственным праздником. В 1945 году праздник был отменён коммунистической властью и вновь возрождён только в 1993 году по идее болгарского историка и общественного деятеля Петра Константинова. В настоящий момент этот праздник получает всё большую популярность среди славян всего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти