Как известно, в этом году исполнилось уже 55 лет с момента первого полета человека в космос. Но, к сожалению, сегодня мало кто помнит, какая именно наземная автотехника доставила космонавта №1 и его основного дублера Германа Титова 12 апреля 1961 на стартовую площадку на Байконуре.
Кстати, следует напомнить и тот малоизвестный, и по сей день факт, что в этом автобусе находился еще один дублер — Григорий Нелюбов (1934-1966). Его судьба, к сожалению, сложилась впоследствии трагически. Ведь, несмотря на якобы русскую фамилию, сам он родом был из Запорожья и имел казацкое происхождение. И хотя, как военный пилот Нелюбов был более опытным, чем сам Гагарин, и по своим физическим данным ничем ему не уступал, а тренировался в этой первой космической тройке, пожалуй, наиболее настойчиво и, чуть ли, не фанатично, Никита Хрущев его в качестве первого космонавта «забраковал», также как и Титова. Но если мотивация тогдашнего советского «вождя» касаемо Титова, состояла в том, что первый космонавт из СССР не может носить имя Герман, то на счет Нелюбова он заметил:
— Меня и так обвиняют, что я, мол, на высшие должности «хохлов» тяну! Он лучше, говорите, подготовлен и более образованный? Но, надо, товарищи учитывать и политический момент — первым космонавтом планеты должен быть русский на сто процентов!
Григорий Нелюбов
За свое «анкетное украинство» Нелюбов заплатил впоследствии по полной программе. Полететь в космос ему было так и не суждено, а потом Григория Григорьевича под надуманным предлогом отчислили из отряда космонавтов, отправили в отдаленный гарнизон на Дальнем Востоке, где он через несколько лет и погиб при весьма подозрительных и до сих пор так до конца и не выясненных обстоятельствах.
Что касается автотехники, то именно в украинском Львове, который много кто в современной России теперь считает «бандеровской» столицей, сконструировали и собрали первый в мире автобус (на базе тогдашнего серийного ЛАЗ-695Б), предназначенный для перевозки космонавтов. Уже тогда эту модель оборудовали кондиционером воздуха и даже холодильником-баром! В мировой практике такие специализированные автомашины львовские конструкторы и инженеры создали первыми. Кстати, немало рабочих Львовского автобусного завода, которые собирали этот автобус, в свое время отсидели в Гулаге или за приписанное им участие, или за сочувствие УПА-ОУН! В салоне были горячая и холодная вода, при входе специальные механические щетки снимали с одежды и обуви грязь и пыль, и все это сжигалось в двигателе. А при переезде скафандры космонавтов подключали к бортовой системе жизнеобеспечения.
Следует также упомянуть, что львовские автобусы дальнейших модификаций еще несколько десятилетий после гагаринского полета возили космонавтов на Байконур. Россияне, правда, в свое время попытались заменить украинские разработки на модели известных западных фирм. Но, как оказалось, ни одна иномарка оказалась неспособной преодолеть «специфическую» бетонную трассу к этому космодрому, который начали строить еще узники сталинских лагерей, а закончили военные строители более полувека тому назад.
Между тем именно с «космическим» автобусом и связана «пикантная» традиция, начало которой положил еще Юрий Алексеевич Гагарин. Дело в том, что тогдашний ЛАЗ, несмотря на все упомянутые «навороты», не был еще оборудован встроенным туалетом! Так вот — во время этого исторического рейса Гагарин попросил сделать на полпути к Байконуру кратковременную остановку, и, выйдя из автобуса, помочился на его колесо. С тех пор все космонавты, по крайней мере, мужчины, отправляясь отсюда на орбиту, неуклонно следуют этому гагаринскому «обряду». Как ни странно, но почему-то с теми, кто впоследствии осуществлял с Байконура космические полеты и игнорировал эту «неписаную» традицию, как и с теми, кто потом перед стартом не смотрел теперь уже культовый фильм «Белое солнце пустыни» (1970 г., режиссер — Владимир Мотыль), происходили на орбите различные нештатные ситуации — вплоть до трагических.
Правда, существует и другая версия. Это был лишь повод — Юрий Гагарин, как утверждала его близкая родня, всегда носил с собой нательный крест. И эта остановка нужна была ему как повод, чтобы частично расшнуровать еще не полностью загерметизированный скафандр, поцеловать крестик и украдкой перекреститься. Поскольку, понятно, что в те коммуно-атеистические времена публично сделать это на стартовой площадке он бы уже не смог.
Между прочим, не менее «живописная» история, по воспоминаниям очевидцев, произошла в тот памятный день и на малой родине первого космонавта планеты.
Итак, 12 апреля 1961 года. Деревня Клушино, Гжатский район Смоленской области. Погожий весенний день, поле. Алексей Гагарин, отец космонавта, сильно припадая на ногу (инвалидность) с вилами возится у копны прошлогоднего сена (приехал из райцентра помочь родне). С грохотом на поле въезжает пустая телега. На подводе — сельский приятель и кум:
— Алексей! Слыхал? По радио передавали — некий летчик, майор Юрий Гагарин вроде бы на Луну полетел! Не Юрка ли это твой — он же у тебя тоже военный летчик?! (Откуда было тогда отцу знать из-за тогдашней тотальной «секретности», что его сыну звание майора присвоили тогда только после старта!).
— Да нет! Он у меня только старший лейтенант! А Гагариных в России много! Самогонки привез?
— И самогона, и сальца немножко!
— Так разливай! Выпьем за здоровье этого майора Гагарина. Может и Юрию нашему, даст Бог, счастливый билет выйдет!
Кстати, следует напомнить и тот малоизвестный, и по сей день факт, что в этом автобусе находился еще один дублер — Григорий Нелюбов (1934-1966). Его судьба, к сожалению, сложилась впоследствии трагически. Ведь, несмотря на якобы русскую фамилию, сам он родом был из Запорожья и имел казацкое происхождение. И хотя, как военный пилот Нелюбов был более опытным, чем сам Гагарин, и по своим физическим данным ничем ему не уступал, а тренировался в этой первой космической тройке, пожалуй, наиболее настойчиво и, чуть ли, не фанатично, Никита Хрущев его в качестве первого космонавта «забраковал», также как и Титова. Но если мотивация тогдашнего советского «вождя» касаемо Титова, состояла в том, что первый космонавт из СССР не может носить имя Герман, то на счет Нелюбова он заметил:
— Меня и так обвиняют, что я, мол, на высшие должности «хохлов» тяну! Он лучше, говорите, подготовлен и более образованный? Но, надо, товарищи учитывать и политический момент — первым космонавтом планеты должен быть русский на сто процентов!
Григорий Нелюбов
За свое «анкетное украинство» Нелюбов заплатил впоследствии по полной программе. Полететь в космос ему было так и не суждено, а потом Григория Григорьевича под надуманным предлогом отчислили из отряда космонавтов, отправили в отдаленный гарнизон на Дальнем Востоке, где он через несколько лет и погиб при весьма подозрительных и до сих пор так до конца и не выясненных обстоятельствах.
Что касается автотехники, то именно в украинском Львове, который много кто в современной России теперь считает «бандеровской» столицей, сконструировали и собрали первый в мире автобус (на базе тогдашнего серийного ЛАЗ-695Б), предназначенный для перевозки космонавтов. Уже тогда эту модель оборудовали кондиционером воздуха и даже холодильником-баром! В мировой практике такие специализированные автомашины львовские конструкторы и инженеры создали первыми. Кстати, немало рабочих Львовского автобусного завода, которые собирали этот автобус, в свое время отсидели в Гулаге или за приписанное им участие, или за сочувствие УПА-ОУН! В салоне были горячая и холодная вода, при входе специальные механические щетки снимали с одежды и обуви грязь и пыль, и все это сжигалось в двигателе. А при переезде скафандры космонавтов подключали к бортовой системе жизнеобеспечения.
Следует также упомянуть, что львовские автобусы дальнейших модификаций еще несколько десятилетий после гагаринского полета возили космонавтов на Байконур. Россияне, правда, в свое время попытались заменить украинские разработки на модели известных западных фирм. Но, как оказалось, ни одна иномарка оказалась неспособной преодолеть «специфическую» бетонную трассу к этому космодрому, который начали строить еще узники сталинских лагерей, а закончили военные строители более полувека тому назад.
Между тем именно с «космическим» автобусом и связана «пикантная» традиция, начало которой положил еще Юрий Алексеевич Гагарин. Дело в том, что тогдашний ЛАЗ, несмотря на все упомянутые «навороты», не был еще оборудован встроенным туалетом! Так вот — во время этого исторического рейса Гагарин попросил сделать на полпути к Байконуру кратковременную остановку, и, выйдя из автобуса, помочился на его колесо. С тех пор все космонавты, по крайней мере, мужчины, отправляясь отсюда на орбиту, неуклонно следуют этому гагаринскому «обряду». Как ни странно, но почему-то с теми, кто впоследствии осуществлял с Байконура космические полеты и игнорировал эту «неписаную» традицию, как и с теми, кто потом перед стартом не смотрел теперь уже культовый фильм «Белое солнце пустыни» (1970 г., режиссер — Владимир Мотыль), происходили на орбите различные нештатные ситуации — вплоть до трагических.
Правда, существует и другая версия. Это был лишь повод — Юрий Гагарин, как утверждала его близкая родня, всегда носил с собой нательный крест. И эта остановка нужна была ему как повод, чтобы частично расшнуровать еще не полностью загерметизированный скафандр, поцеловать крестик и украдкой перекреститься. Поскольку, понятно, что в те коммуно-атеистические времена публично сделать это на стартовой площадке он бы уже не смог.
Между прочим, не менее «живописная» история, по воспоминаниям очевидцев, произошла в тот памятный день и на малой родине первого космонавта планеты.
Итак, 12 апреля 1961 года. Деревня Клушино, Гжатский район Смоленской области. Погожий весенний день, поле. Алексей Гагарин, отец космонавта, сильно припадая на ногу (инвалидность) с вилами возится у копны прошлогоднего сена (приехал из райцентра помочь родне). С грохотом на поле въезжает пустая телега. На подводе — сельский приятель и кум:
— Алексей! Слыхал? По радио передавали — некий летчик, майор Юрий Гагарин вроде бы на Луну полетел! Не Юрка ли это твой — он же у тебя тоже военный летчик?! (Откуда было тогда отцу знать из-за тогдашней тотальной «секретности», что его сыну звание майора присвоили тогда только после старта!).
— Да нет! Он у меня только старший лейтенант! А Гагариных в России много! Самогонки привез?
— И самогона, и сальца немножко!
— Так разливай! Выпьем за здоровье этого майора Гагарина. Может и Юрию нашему, даст Бог, счастливый билет выйдет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий