Обыватели в наши дни склонны отождествлять религию и современную модернистскую мораль. Собственно, нравственное поведение верующих людей только и оправдывает в их глазах существование религии, ведь все остальные ее атрибуты, включая веру в трансцендентное, для такого обывателя – в лучшем случае терпимые странности. «Верующий человек не крадет и не убивает, потому что Бога боится» — рассуждает такой человек и делает вывод: «значит религия — моральна».
Действительно, если брать этот факт как такой, это верно. Там, где иной неверующий человек может, скажем, стянуть, что плохо лежит, потому что обстановка такая, что никто не заметит, то верующий задумается: «Бог ведь все видит и от Него ничего не скроешь». Но, во-первых, не всякий неверующий таков, некоторые просто не крадут, не убивают, не блудят, потому что испытывают к этому неприязнь, привитую им в результате воспитания, в то же время есть и верующие, которые могут, заглушив в себе голос совести, совершить те же неприглядные поступки. Здесь невозможно делать общие выводы, а нужно рассматривать каждый случай по отдельности.
И, во-вторых, поступки делают моральными и неморальными в том смысле, к какому привык современный мир, их мотивы. Сами по себе они могут выглядеть как моральные и даже быть полезными для общества, но к морали в модернистском её виде никакого отношения не иметь. Такие примеры приводил еще Кант: скажем, если под моралью понимать следование долгу, которое человек выбирает, опираясь только на свое индивидуальное решение по здравому рассуждению, причем, не стремясь ни к какой корысти, то делание добра из желания попасть в рай после смерти тела также неморально, как и делание добра из желания получить за это славу и деньги здесь, на земле.
Более того, я берусь утверждать, что с точки зрения морали модернистского либерального буржуазного человека такие традиционные религии, как например, православие, стоят вне морали, хотя и они запрещают лгать, красть, убивать, клеветать и т.д. Ведь то же православие идеал человека видит в святом, человеке, который отказался от своей индивидуальной воли и своего индивидуального разума, полностью доверившись воле и разуму Бога (как об этом и говорится в молитве: «впрочем, да будет воля Твоя, а не моя»). Для представителя современной либеральной морали тут нет никакого нравственного выбора, потому что нравственный выбор предполагает наличие самодостаточного индивида, который сам, опираясь на свои собственные суждения, делает выбор между добром и злом. Православный святой с точки зрения либерала не нравственен, он – вне нравственности, как ребенок, который сам ни за что не отвечает и делает то, что ему предложат родители. Святой с точки зрения либерала еще якобы «не дорос» до «мужества» подчиниться только собственному разуму, как характеризует человека «взрослого» и «просвещенного» Кант в статье «Что такое Просвещение?» (кстати, в этой статье Кант резко нападает на людей, которые принимают важные для себя решения, следуя советам священника, по мнению Канта это должен делать только сам человек, он — сам себе высший судия). Поэтому люди Запада не считают русских моральными людьми и у них есть при этом своя логика: русские – не индивидуалисты, а значит, никогда не делают самостоятельного выбора, они следуют решению дружеской компании, совета родственников, наконец, священника или начальника, мы, по мнению европейцев и американцев, не доросли до «истинно нравственного поведения».
Но, с другой стороны, и для православного человека современная модернистская мораль аморальна. Ведь в основе ее лежит гордыня и человекопоклонничество: для Канта важно, чтобы индивид сам всё решал, то есть человеческая воля представляет высшей инстанцией, человек ставится на место Бога. Перед нами грех гордыни — страшнейший дьявольский грех, который западные либералы представляют как … добродетель. Если человек не крадет, но не потому, что он желает следовать Божьей заповеди, а потому что он сам так решил для себя, опираясь на свое собственное рациональное рассуждение, на свой собственный внутренний моральный долг, то он не растет духовно, а наоборот — упал до глубины мерзкого греха – так должен рассуждать представитель православного нравственного сознания. Уж лучше бы он украл, но потом покаялся, чем жить во внешнем благочестии и в гордыне, что он может быть судьей своих поступков – без священника, без Церкви, без Бога…
Где уж тут можно говорить о совместимости современной морали и традиционных религий.
Действительно, если брать этот факт как такой, это верно. Там, где иной неверующий человек может, скажем, стянуть, что плохо лежит, потому что обстановка такая, что никто не заметит, то верующий задумается: «Бог ведь все видит и от Него ничего не скроешь». Но, во-первых, не всякий неверующий таков, некоторые просто не крадут, не убивают, не блудят, потому что испытывают к этому неприязнь, привитую им в результате воспитания, в то же время есть и верующие, которые могут, заглушив в себе голос совести, совершить те же неприглядные поступки. Здесь невозможно делать общие выводы, а нужно рассматривать каждый случай по отдельности.
И, во-вторых, поступки делают моральными и неморальными в том смысле, к какому привык современный мир, их мотивы. Сами по себе они могут выглядеть как моральные и даже быть полезными для общества, но к морали в модернистском её виде никакого отношения не иметь. Такие примеры приводил еще Кант: скажем, если под моралью понимать следование долгу, которое человек выбирает, опираясь только на свое индивидуальное решение по здравому рассуждению, причем, не стремясь ни к какой корысти, то делание добра из желания попасть в рай после смерти тела также неморально, как и делание добра из желания получить за это славу и деньги здесь, на земле.
Более того, я берусь утверждать, что с точки зрения морали модернистского либерального буржуазного человека такие традиционные религии, как например, православие, стоят вне морали, хотя и они запрещают лгать, красть, убивать, клеветать и т.д. Ведь то же православие идеал человека видит в святом, человеке, который отказался от своей индивидуальной воли и своего индивидуального разума, полностью доверившись воле и разуму Бога (как об этом и говорится в молитве: «впрочем, да будет воля Твоя, а не моя»). Для представителя современной либеральной морали тут нет никакого нравственного выбора, потому что нравственный выбор предполагает наличие самодостаточного индивида, который сам, опираясь на свои собственные суждения, делает выбор между добром и злом. Православный святой с точки зрения либерала не нравственен, он – вне нравственности, как ребенок, который сам ни за что не отвечает и делает то, что ему предложат родители. Святой с точки зрения либерала еще якобы «не дорос» до «мужества» подчиниться только собственному разуму, как характеризует человека «взрослого» и «просвещенного» Кант в статье «Что такое Просвещение?» (кстати, в этой статье Кант резко нападает на людей, которые принимают важные для себя решения, следуя советам священника, по мнению Канта это должен делать только сам человек, он — сам себе высший судия). Поэтому люди Запада не считают русских моральными людьми и у них есть при этом своя логика: русские – не индивидуалисты, а значит, никогда не делают самостоятельного выбора, они следуют решению дружеской компании, совета родственников, наконец, священника или начальника, мы, по мнению европейцев и американцев, не доросли до «истинно нравственного поведения».
Но, с другой стороны, и для православного человека современная модернистская мораль аморальна. Ведь в основе ее лежит гордыня и человекопоклонничество: для Канта важно, чтобы индивид сам всё решал, то есть человеческая воля представляет высшей инстанцией, человек ставится на место Бога. Перед нами грех гордыни — страшнейший дьявольский грех, который западные либералы представляют как … добродетель. Если человек не крадет, но не потому, что он желает следовать Божьей заповеди, а потому что он сам так решил для себя, опираясь на свое собственное рациональное рассуждение, на свой собственный внутренний моральный долг, то он не растет духовно, а наоборот — упал до глубины мерзкого греха – так должен рассуждать представитель православного нравственного сознания. Уж лучше бы он украл, но потом покаялся, чем жить во внешнем благочестии и в гордыне, что он может быть судьей своих поступков – без священника, без Церкви, без Бога…
Где уж тут можно говорить о совместимости современной морали и традиционных религий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий