Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще в андроновский период (XII–XI вв. до н. э.), в слоях которого ученые обнаружили постройки, практически идентичные тем, коими тысячелетия пользовались кочевые племена, населявшие бескрайние степи Средней Азии. Это были круглые постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с плетневыми решетками и с коническим или пирамидальным перекрытием. Перекрытие опиралось на раму, которой отводилась роль дымоотвода (читай – прародителя кондиционера). Поэтому, основываясь на результатах проведенных исследований, ученые советуют кочевникам благодарить за юрту именно жителей андроновской эры. Чрезвычайную важность в жизни киргизов в эпоху кочевого образа жизни юрта представляла в силу своей компактности и элементарной конструкции. Киргиз, решивший передислоцироваться в более удобную местность, в считанные часы мог разобрать юрту, нагрузить лошадей или верблюдов и немедля отправляться в путь. Поставить юрту на новом кочевье тоже было делом нескольких часов, более того, для этого не требовалось особенных физических усилий.
Юрта, надо сказать, уникальна еще и тем, что она универсальна. В этом смысле киргизам было совершенно не важно, какая погода стоит за пределами юрты. Войлочное покрытие юрты обеспечивало абсолютную водонепроницаемость, а плотность шерсти в войлоке сохраняла необходимую температуру внутри. Удивительным образом летом в юрте царит желанная прохлада, а зимой, наоборот, хранится блаженное тепло. Но гениальность юрты заключается не только в вышеперечисленных достоинствах, а в том, что юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы. Структура юрты без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения. Из-за высочайшей устойчивости юрта не исчезла из жизни кочевников даже тогда, когда появились саманные и глиняные жилища.
Киргизский вариант
Собственно, он мало чем отличается от андроновского (это касается и казахского, и монгольского вариантов юрты). Но, несмотря на отсутствие концептуального новаторства, следует рассмотреть его тщательнее. Прежде всего стоит отметить, что юрта у киргизов – символ гармонии мира, его сплоченности.
Самый верхний элемент юрты, сквозь который в нее проникает свет и уходит дым, называется тюндук (вид сверху на традиционное двойное скрещение на нем можно лицезреть на флаге современного Кыргызстана). Круглая форма тюндука символизирует вечность. Тюндук, в свою очередь, соединяет ууки – длинные, остроконечные палки, которые своими г-образными концами прикрепляются веревками к краям круга. Вертикально расположенные ууки скрепляются «стенами» – кереге – палками, которые прикрепляют в виде косых решеток по горизонтальному периметру ууков. И тюндук, и ууки, и кереге делаются из дерева и красятся в красный цвет. Красный цвет символизирует кровь овцы, принесенной в жертву богу неба – Коко Тенгиру. После того как готова основная структура юрты, ее «одевают» в войлок белого цвета. Кроме того, что белый цвет символизирует чистоту помыслов и праведность тех, кто собирается жить в юрте, он еще и говорит Коко Тенгиру о том, что шерсть, из которой изготовлен войлок, принадлежит жертвенной овце. Построив юрту и отдав традиционную дань покровителю неба, мужчины начинали задумываться о пастбищах и охоте. А женщины в это время не покладая рук «колдовали» над убранством юрты. И, как водится, всегда преуспевали в этом.
Внутри
Людей, хоть раз побывавших в юрте, поражает ее убранство и практичность. Любовью к искусству орнамента пронизано буквально все – будь то постельное белье, металлические сундуки или ковры на стенах: все имеет искусную вязь красивейших узоров. По величине и роскоши юрты определяется социальный статус хозяина: чем юрта больше по размеру и чем богаче ее хозяин, тем больше домашней утвари выполнено из драгоценных металлов и инкрустировано камнями и костью. Если говорить о величине юрты, то нетрудно догадаться, что самая большая и богатая юрта была у старейшины рода, у детей старейшины – юрты поменьше, и убранство в них чуть менее богато, и так далее, пока иерархическая цепь не доходила до окраины аула, где обычно ютились серые юрты самых бедных представителей популяции.
Пространство внутри юрты строго разграничено – в нем, как правило, нет ни одного лишнего квадратного метра, причем у каждого из этих метров своя роль в быту. Стены сплошь увешаны коврами, на них висят камчи (плетки), чаще всего с рукоятками из копыт марала. В камче воплощено мужество хозяина; в каком-то смысле камча являлась символом патриархата. Кровать, на которой спят хозяин и его жена, находится вдоль какой-нибудь из стен и чаще всего скрыта белоснежной занавеской. Если в юрте живет маленький ребенок, то возле кровати располагается маленькая люлька (бесик), в которой спит дитя. Свободная от кровати часть стены предназначается для кухонной утвари, которая находится как можно ближе к двери. Туда же при необходимости устанавливали печь. Самое же отдаленное от двери место называется тёр и предназначено оно для самого уважаемого и дорогого гостя (в случае отсутствия такового на этом месте сидит хозяин). Киргизы очень щепетильно относятся к этому месту в юрте. Согласно Корану, пророк Иса (Иисус) говорил о нем примерно следующее: «Когда приходишь в гости, не рвись на тёр. Если вдруг придет человек более уважаемый, чем ты, тогда хозяин дома скажет: «Уступи место!» И перед всеми тебе придется уступить. Поэтому, когда приходишь в гости, занимай менее почетное место. И если хозяин дома придет и скажет: «Уважаемый, пройди, пожалуйста, на тёр», то твой авторитет возрастет перед всеми». Квадратура в центре помещения предназначена исключительно для достархона (скатерти для приема пищи). Пищу в юртах, как известно, принимают сидя. Если вы хотите пристроиться поудобней, то к вашим услугам хозяева обязательно предоставят мягкие пуховые подушки.
Юрте – быть!
В Кыргызстане и по сей день отношение к юрте самое что ни на есть трепетное. Это не просто историческая ценность, но и, в зависимости от обстоятельств, такая же жизненная необходимость, как и раньше. Впрочем, иногда не только для киргизов. После сильнейшего землетрясения в турецком Измире несколько лет назад, когда десятки тысяч людей остались без крова, кыргызстанские власти отправили в Турцию тысячи юрт в виде гуманитарной помощи. Надо сказать, что они были весьма кстати.
Конечно, в современных кыргызстанских городах юрту можно встретить только в дни празднования главного весеннего праздника Нооруза. В дни этого священного праздника белоснежные шатры переносных жилищ можно наблюдать практически везде. Но это только в городах. В местности, где люди занимаются скотоводством, юрта до сих пор актуальна. И хотя нынешние киргизы собирают ее, как правило, лишь во время летних кочевий, ни снаружи, ни внутри юрты ничего не изменилось. И нет ничего лучше, чем в жаркий летний полдень оказаться далеко от городского шума, в прохладной войлочной скорлупе юрты, испить чашу-другую свежего айрана или кумыса и хоть ненадолго забыть о том, что в конце месяца нужно платить квартплату (тратиться на кондиционер, обогреватель и шумоизоляционные окна). Ибо только так можно ощутить себя человеком, преданным единственно истинному закону жизни – закону вечного движения (привет старику Броуну!). Тем более что уверенность этому самому движению придают отнюдь не титановые батарейки из рекламных роликов, а ощущение прочной – и бог с тем, что не каменной, – крыши над головой.
Источник: журнал «Националь», № 86, 2004
Юрта, надо сказать, уникальна еще и тем, что она универсальна. В этом смысле киргизам было совершенно не важно, какая погода стоит за пределами юрты. Войлочное покрытие юрты обеспечивало абсолютную водонепроницаемость, а плотность шерсти в войлоке сохраняла необходимую температуру внутри. Удивительным образом летом в юрте царит желанная прохлада, а зимой, наоборот, хранится блаженное тепло. Но гениальность юрты заключается не только в вышеперечисленных достоинствах, а в том, что юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы. Структура юрты без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения. Из-за высочайшей устойчивости юрта не исчезла из жизни кочевников даже тогда, когда появились саманные и глиняные жилища.
Киргизский вариант
Собственно, он мало чем отличается от андроновского (это касается и казахского, и монгольского вариантов юрты). Но, несмотря на отсутствие концептуального новаторства, следует рассмотреть его тщательнее. Прежде всего стоит отметить, что юрта у киргизов – символ гармонии мира, его сплоченности.
Самый верхний элемент юрты, сквозь который в нее проникает свет и уходит дым, называется тюндук (вид сверху на традиционное двойное скрещение на нем можно лицезреть на флаге современного Кыргызстана). Круглая форма тюндука символизирует вечность. Тюндук, в свою очередь, соединяет ууки – длинные, остроконечные палки, которые своими г-образными концами прикрепляются веревками к краям круга. Вертикально расположенные ууки скрепляются «стенами» – кереге – палками, которые прикрепляют в виде косых решеток по горизонтальному периметру ууков. И тюндук, и ууки, и кереге делаются из дерева и красятся в красный цвет. Красный цвет символизирует кровь овцы, принесенной в жертву богу неба – Коко Тенгиру. После того как готова основная структура юрты, ее «одевают» в войлок белого цвета. Кроме того, что белый цвет символизирует чистоту помыслов и праведность тех, кто собирается жить в юрте, он еще и говорит Коко Тенгиру о том, что шерсть, из которой изготовлен войлок, принадлежит жертвенной овце. Построив юрту и отдав традиционную дань покровителю неба, мужчины начинали задумываться о пастбищах и охоте. А женщины в это время не покладая рук «колдовали» над убранством юрты. И, как водится, всегда преуспевали в этом.
Внутри
Людей, хоть раз побывавших в юрте, поражает ее убранство и практичность. Любовью к искусству орнамента пронизано буквально все – будь то постельное белье, металлические сундуки или ковры на стенах: все имеет искусную вязь красивейших узоров. По величине и роскоши юрты определяется социальный статус хозяина: чем юрта больше по размеру и чем богаче ее хозяин, тем больше домашней утвари выполнено из драгоценных металлов и инкрустировано камнями и костью. Если говорить о величине юрты, то нетрудно догадаться, что самая большая и богатая юрта была у старейшины рода, у детей старейшины – юрты поменьше, и убранство в них чуть менее богато, и так далее, пока иерархическая цепь не доходила до окраины аула, где обычно ютились серые юрты самых бедных представителей популяции.
Пространство внутри юрты строго разграничено – в нем, как правило, нет ни одного лишнего квадратного метра, причем у каждого из этих метров своя роль в быту. Стены сплошь увешаны коврами, на них висят камчи (плетки), чаще всего с рукоятками из копыт марала. В камче воплощено мужество хозяина; в каком-то смысле камча являлась символом патриархата. Кровать, на которой спят хозяин и его жена, находится вдоль какой-нибудь из стен и чаще всего скрыта белоснежной занавеской. Если в юрте живет маленький ребенок, то возле кровати располагается маленькая люлька (бесик), в которой спит дитя. Свободная от кровати часть стены предназначается для кухонной утвари, которая находится как можно ближе к двери. Туда же при необходимости устанавливали печь. Самое же отдаленное от двери место называется тёр и предназначено оно для самого уважаемого и дорогого гостя (в случае отсутствия такового на этом месте сидит хозяин). Киргизы очень щепетильно относятся к этому месту в юрте. Согласно Корану, пророк Иса (Иисус) говорил о нем примерно следующее: «Когда приходишь в гости, не рвись на тёр. Если вдруг придет человек более уважаемый, чем ты, тогда хозяин дома скажет: «Уступи место!» И перед всеми тебе придется уступить. Поэтому, когда приходишь в гости, занимай менее почетное место. И если хозяин дома придет и скажет: «Уважаемый, пройди, пожалуйста, на тёр», то твой авторитет возрастет перед всеми». Квадратура в центре помещения предназначена исключительно для достархона (скатерти для приема пищи). Пищу в юртах, как известно, принимают сидя. Если вы хотите пристроиться поудобней, то к вашим услугам хозяева обязательно предоставят мягкие пуховые подушки.
Юрте – быть!
В Кыргызстане и по сей день отношение к юрте самое что ни на есть трепетное. Это не просто историческая ценность, но и, в зависимости от обстоятельств, такая же жизненная необходимость, как и раньше. Впрочем, иногда не только для киргизов. После сильнейшего землетрясения в турецком Измире несколько лет назад, когда десятки тысяч людей остались без крова, кыргызстанские власти отправили в Турцию тысячи юрт в виде гуманитарной помощи. Надо сказать, что они были весьма кстати.
Конечно, в современных кыргызстанских городах юрту можно встретить только в дни празднования главного весеннего праздника Нооруза. В дни этого священного праздника белоснежные шатры переносных жилищ можно наблюдать практически везде. Но это только в городах. В местности, где люди занимаются скотоводством, юрта до сих пор актуальна. И хотя нынешние киргизы собирают ее, как правило, лишь во время летних кочевий, ни снаружи, ни внутри юрты ничего не изменилось. И нет ничего лучше, чем в жаркий летний полдень оказаться далеко от городского шума, в прохладной войлочной скорлупе юрты, испить чашу-другую свежего айрана или кумыса и хоть ненадолго забыть о том, что в конце месяца нужно платить квартплату (тратиться на кондиционер, обогреватель и шумоизоляционные окна). Ибо только так можно ощутить себя человеком, преданным единственно истинному закону жизни – закону вечного движения (привет старику Броуну!). Тем более что уверенность этому самому движению придают отнюдь не титановые батарейки из рекламных роликов, а ощущение прочной – и бог с тем, что не каменной, – крыши над головой.
Источник: журнал «Националь», № 86, 2004
Комментариев нет:
Отправить комментарий