Поиск по сайту / Site search

13.02.2019

Игорь Буккер: Инок Авель, страх царей

Монах Авель (в миру Василий Васильев; 18 марта 1757, Акулово, Алексинский уезд, Тульская губерния — 29 ноября 1841, Суздаль, Владимирская губерния) — монах-предсказатель.

В суздальском Спасо-Ефимьевском мужском монастыре находилась тюрьма для лиц духовного звания. Оставшиеся 15 лет своей жизни монах-предсказатель проведёт в стенах этого узилища. В этом монастыре-музее посетители могут лицезреть стенд, посвящённый знаменитому сидельцу, и место, где он окончил свои скорбные дни.

Русская сторона всегда была богата мистиками. Самыми известными считаются Григорий Распутин и монах-предсказатель Авель. Гибель царской династии первым предсказал инок Авель. Более того, он рассказал о кончине каждого из представителей рода Романовых. За правду его не раз сажали в каменный мешок, но снова выпускали, чтобы услышать пророчества.

Великие мистики всех народов — люди разных сословий. Более обеспеченные сознательно выбирали нищету или, вернее сказать, аскезу. Причём, это касается представителей разных религий, пусть вас не смущает слово из христианского лексикона. Другие не были богатыми людьми, но стремились получить образование, на что требовались деньги. В любой век на это нужны средства, отнюдь не лишние в домашнем хозяйстве. Общим для мистиков всех народов и эпох является образование. Оно тоже было разным: от простейшего умения писать (бывало, что и неграмотно) до энциклопедических знаний.

Крестьянский сын Авель, в миру называвшийся Василием Васильевым, понятное дело, происходил не из обеспеченной семьи. Его отец, коновал, по словам самого Василия, человек «простой, без всякого научения и видом угрюмый», понятное дело, надеялся передать своё ремесло сыну. Однако мальчик был склонен к таинственным «мудрованиям», поскольку «больше у него было внимания о божестве и о божественной судьбе».

Крестьянский сын Василий родился в 1757 году в селе Акулово Тульской губернии и прожил 83 года, 21 из которых провёл в тюрьмах. Поначалу Васильев не блистал выдающимися способностями, которые отличали бы его от сверстников. В 17 лет парня, как водится, без его согласия женили. Со своей благоверной будущий ясновидящий прижил троих сыновей. Удивительно мало для того времени — но не потому, что жену свою Василий не жаловал, а потому, что «в своём селении жил мало, а всегда шатался по разным городам».

Охота к перемене мест овладела 19-летним грамотным юношей, умевшим к тому же плотничать. За девять лет Васильев исходил чуть ли не всю Россию да ещё побывал в «южныя и западныя, а потом в восточные страны». Однажды, находясь в Херсоне «при строении кораблей», Василий тяжело заболел и дал обет Богу: если исцелится, «то он пойдёт вечно ему работать в преподобии и правде». Выздоровев, он ещё год трудился на верфи.

Не получив родительского благословения на монашеский подвиг, Василий тайком покинул родные места, получил откупную у барина и осенью 1785 года объявился в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. Тамошний игумен Назарий тепло принял странника и выделил ему келью. Через год принявший постриг монах запросился в место уединённое, чтобы вести там отшельническую жизнь. Возможно, в этой обители или в пустыни Василий Васильев и был наречён Авелем.

В уединении Авель пережил видения или изменённые состояния сознания, после чего у него проявился пророческий дар. В тексте «Жития» отца и монаха Авеля, опубликованного в 1875 году, рассказывается, как два светлых духа взяли его, сказав: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». Под избранными подразумевались «северная царица Екатерина Алексеевна и её сын Павел Петрович».

После странствий по городам и весям Авель прибыл с проповедью Слова Божия на Волгу, в Николо-Бабаевский монастырь. В стенах этой обители монах-прорицатель написал первую из трёх своих «зело престрашных» пророческих книг. До наших дней не дошла ни одна из них. Они словно бы растворились в 19-м столетии.

Зимой 1796 года монах Аркадий, которому Авель неосторожно показал свой труд, донёс на мистика настоятелю. Чернеца под конвоем отправили сначала в Кострому в духовную консисторию, а оттуда уже отослали к правящему епархиальному архиерею Павлу. Некоторые источники сообщают, что архиерей расстриг крамольника и в свою очередь передал книгу и её автора в губернское правление.

Будущий герой Отечественной войны 1812 года генерал Алексей Ермолов в то время находился в Костроме и позднее вспоминал: «Находясь однажды за столом губернатора Думпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью». Мытарства Авеля только начинались. По губернаторскому приказу монаха (или уже расстригу) отправили в Петербург.

В столице Авеля допрашивали обер-прокурор Правительствующего Сената генерал Александр Самойлов и шеф Тайной экспедиции Александр Макаров. По поводу встречи Авеля императрицей Екатериной сохранились противоречивые сведения. По одной из версий, узнав дату своей кончины, Семирамида Севера впала в бабью тоску. Другие источники утверждают, что просвещённая императрица отказалась от встречи с новоявленным пророком.

9 марта 1796 года в секретной камере под номером 22 Шлиссельбургской крепости объявился пожизненный арестант. Через десять месяцев и десять дней, в соответствии с предсказанием Авеля, как утверждают историки, Екатерина Великая почила в бозе. Павел Первый был обескуражен точностью предречения дня и часа смерти своей матери и повелел отыскать «столь зрячего провидца». После императорской аудиенции Авеля, в соответствии с монаршей волей, поселили в келье Александро-Невской лавры. Здесь он снова принял (возможно, вторично) постриг.

Неугомонный дух толкал Авеля на новые странствия, и он отправился в Москву, где общался с известными в то время грамотеями Матвеем Мудровым и Петром Страховым. Оттуда монах собирался в новые странствия, но отчего-то передумал и вернулся в полюбившийся ему Валаамский монастырь, чтобы засесть за написание ещё одной пророческой книги. Ситуация екатерининских времён повторилась в царствование Павла: арест, конвой, высылка в столицу Российской империи, допросы. Мистические бредни полоумного монаха не интересуют следователей, если бы не предсказание смерти Павла I.

Другие тюремщики и другое узилище. 26 мая 1800 года застенки Петропавловской крепости любезно приняли арестанта. До ночи 12 марта 1801 года оставалось не так уж много времени. Александр Первый, в отличие от отца, сослал опасного предсказателя подальше от столицы — в Соловецкий монастырь. Интересно, переживёт ли молодого императора, который на 20 лет моложе предсказателя, монах Авель?

На этот раз Авель не стал повторяться, оглашая российским самодержцам день и час их смерти. Люди взрослые, должны сами понимать, что хоть они божьи помазанники, но, как и все, не вечные. Царь Александр молод и здоров — чего ему пужаться? На рубеже 1803 года в своей третьей книге Авель предрекает пожар Москвы. Когда «гроза 12 года» миновала, Александр I понял, что миф о Кассандре касался не только древних греков, но и некоторых его подданных греческого вероисповедания.

«Ежели он жив и здоров, то ехал бы к нам в Петербург, — приказывает государь обер-прокурору Святейшего Синода князю Голицыну доставить пред его очи монаха Авеля. — Мы желаем его видеть и с ним нечто поговорить».

Настоятель, который морил Авеля голодом и всячески издевался над колодником, испугался и попытался не выпустить прорицателя из монастыря. Но сверху последовал величайший окрик, и 1 июля 1813 года Авель был отпущен на все четыре стороны, снабжённый паспортом, деньгами и одеждой. Под своё покровительство Авеля взяла графиня Прасковья Андреевна Потёмкина, жена внучатого брата светлейшего Павла Сергеевича Потёмкина, урождённая Закревская. Она советовалась с Авелем о хозяйственных и семейных делах, ссужала его деньгами, но предсказывать ей что-либо монах отказывался наотрез. Книги он писать не бросил, но теперь тщательно зашифровывал написанное.

Александра Благословенного монах Авель всё же пережил. 27 августа 1826 года, по высочайшему повелению Николая I, скрывшегося из Высотского монастыря под Серпуховым чернеца приказано было изловить и заточить для смирения в суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь. В этом мужском монастыре находилась тюрьма для лиц духовного звания. Оставшиеся 15 лет своей жизни монах-предсказатель проведёт в стенах этого узилища. В этом монастыре-музее посетители могут лицезреть стенд, посвящённый знаменитому сидельцу, и место, где он окончил свои скорбные дни. Николая Павловича старик Авель уже не переживёт и мирно отойдёт к праотцам 29 ноября 1841 года.

В протоколах допросов упоминаются пять тетрадей, или книг. В других источниках говорится всего о трех книгах, написанных Авелем за всю жизнь. Так или иначе, увы, все они бесследно исчезли в XIX веке. Книги эти были не книгами, в понимании современного читателя. Это были сшитые между собой листы бумаги. Насчитывали эти книги от 40 до 60 листов.
17 марта 1796 года Министерством юстиции Российской империи было заведено «Дело о крестьянине вотчины Л. А. Нарышкина именем Василий Васильев, находившемся Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом назвавшегося Авелем и о сочиненной им книге, на 67 листах».

Как уже упоминалось, сохранилось всего две книги прорицателя: «Книга Бытия» и «Житие и страдания отца и монаха Авеля». Ни в той, ни в другой книге пророчества не присутствуют. Только описание уже сбывшихся предсказаний. Но император Павел I с тетрадями, приложенными к следственному делу, ознакомился, более того, он беседовал и с самим монахом, согласно многочисленным легендам, после этого появилось знаменитое завещание Павла I, о котором неоднократно упоминали многие мемуаристы.

М. Ф. Герингер, урожденная Аделунг, обер-камерфрау императрицы Александры Феодоровны писала в своем дневнике: «В Гатчинском дворце… в анфиладе зал была одна небольшая зала, в ней посередине на пьедестале стоял довольно большой узорчатый ларец с затейливыми украшениями. Ларец был заперт на ключ и опечатан… Было известно, что в этом ларце хранится нечто, что было положено вдовой Павла I, Императрицей Марией Феодоровной, и что ею было завещано открыть ларец и вынуть в нем хранящееся только тогда, когда исполнится сто лет со дня кончины Императора Павла I, и притом только тому, кто в тот год будет занимать Царский Престол в России. Павел Петрович скончался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года».

В ларце этом хранилось предсказание, написанное Авелем, по просьбе Павла I. Но узнать подлинную тайну ларца суждено было Николаю II, в 1901 году. А пока… В утро 12 марта 1901 года <…> и Государь и Государыня были очень оживленны и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной интересной прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что обрели они в этом ларце, никому <…> ничего не сказали.
После этой поездки <…>Государь стал поминать о 1918 годе как о роковом годе и для него лично, и для Династии».

Согласно многочисленным легендам, пророчество вещего Авеля предсказывало в точности все, что уже произошло с государями российскими, а самому Николаю II — его трагическую судьбу и гибель в 1918 году.

«…На вопрос Павла о том, будет ли после всех бед спасение державе Российской, инок произнёс следущее:
«Восстанет избранник Божий. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Он сам подтвердит своё избрание. Имя его трикратно суждено истории российской. Два уже были, но не на престоле царском. Он же третий, в нём спасение и счастье державы. Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожие. Вернётся к истокам жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится бедою кровавой».

Итак, спасителем России станет властитель, чьи тёзки дважды обладали престолом, но не царским. Не о тех ли правителях речь, которые именовали себя не царями, но князьями?

Имя Владимир следует сразу отбросить, так как и Владимир Креститель и Владимир Мономах были венчаны на трон «василевсами» — «царями, императорами», а Владимир Креститель принял еще и имя христианское Василий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти