Поиск по сайту / Site search

28.02.2019

Кирилл Серебренитский: Альбер Калонжи Дитунга, Император Южного Касаи: последний Бонапарт (III)

Альбер Калонжи Дитунга,
министр сельского хозяйства. 1962
** В изгнании низложенный Император Альбер пробыл не так уж долго, полтора года.
В июне 1964 года Президент Жозеф Каса Вубу предпринял нечто неожиданное: в Конго был вызван Моиз Капенда Чомбе, изгнанный диктатор Республики Катанга, — до того времени главный враг центрального правительства, на протяжении четырёх первых лет существования страны – эпическое олицетворение зла, разрушительных тенденций, трибализма и воинственного сепаратизма для официальной пропаганды.
По-крестьянски хитроумный Президент предложил диктатору Катанги пост премьер-министра Конго и самые обширные полномочия.
10 июля 1964 года Моиз Чомбе представил Президенту и парламенту новое правительство. Кресло министра сельского хозяйства, (le ministre de l’Agriculture) занял другой бывший диктатор, — Альбер Калонжи Дитунга Мулопве.
(Вероятно, это единственный пример в истории: низложенный Император – в скромном кресле аграрного министра).
Став министром, Калонжи по горячим следам в 1964 году опубликовал книгу, своего рода мемуарный манифест, названный патетически — «Ma lutte, au Kasai, pour la Verite au service de la Justice» («Моя борьба в Касаи за Правду на службе Справедливости»).
На протяжении года под руководством правительства Чомбе было разгромлено восточное восстание, был освобождён красный Стэнливилль. После этого Каса Вубу начал вытеснять опасного премьера-диктатора. 13 октября 1965го Чомбе вынужден был уйти в отставку, следующее правительство возглавил Эварист Кимба Мутомбо (Evariste Kimba Mutombo), заметный лишь одним – безусловной преданностью Президенту. Это была фатальная ошибка Каса Вубу.
24 ноября 1965 года произошёл новый военный переворот, к власти пришел молодой бригадный генерал Жозеф-Дезире Мобуту (Joseph-Desiré Mobutu).
Альбер Калонжи Дитунга Мулопве.
"Конго 1960. Правда о Южном Касаи"

** Уже через три месяца, в феврале 1966 года, диктатор Мобуту развернул крестовый поход против сепаратизма. Он заявил, что огромные и практически не работоспособные административные структуры в регионах поглощают средства, непосильные для федерального бюджета, и, кроме того, — эти национально-провинциальные правительства, парламенты, бюрократические аппараты и микро-армии под видом жандармерий – являются неизбывной угрозой целостности республики Конго.
В марте 1966 года диктатор предложил разделить страну на четырнадцать новых провинций. В апреле упразднены были, за счёт слияния, две провинции, затем ещё три; осталось – девять. В мае 1967 года все остатки автномий были уничтожены, провинции упразднены. Новая Конституция превратила Конго у строго унитарное государство.
Земля Касаи тоже превратилась в территорию, жёстко подчинённую центральному правительству. В 1967ом территория бывшей империи была разделена на департаменты Восточное Касаи (Kasai-Oriental) и Западное Касаи (Kasai-Occidental). В восточную часть была включена грозная ещё недавно земля Бакванга. Позже возникли другие департаменты, названные, чаще всего, по крупнейшим рекам.
В 1966 году Мобуту приказал переименовать столицу: с этого времени Леопольдвилль носит африканское имя – Киншаса; в 1971ом страна, по желанию диктатора, приняла новое название — Республика Заир; 1972ом сам генерал Жозеф-Дезире Мобуту переименовался: отныне он стал — Мобу́ту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга («Воин, идущий от победы к победе, и сжигающий всех, кто пытается его остановить» — примерно так (на его родном языке — нгбанди).
Президент Жозеф Каса Вубу умер в ссылке, в своей родной деревне, в нищете, в марте 1969го; бывший премьер, Эварист Кимба Мутомбо, попал в концлагерь и был убит по приказу диктатора в июне 1966го; Моиз Чомбе – был приговорён к смертной казни, бежал, оказался в тюрьме в Марокко и умер от инфаркта в январе 1969го.

И многие исторические фигуры Конго, громоподобные в 1960х, сгинули в ближайшие годы. Альбер Калонжи Дитунга Мулопве в этом отношении оказался – безусловным победителем: жизнь низложенного Императора длилась долго, и, что самое удивительное – длится до сих пор. Спокойная, почти безмолвная частная жизнь вне политики, вне Большой Истории.
После недолгого изгнания Калонжи, с разрешения Мобуту, обосновался в Киншасе и, как бывший министр, получил кресло сенатора, — но разумно на протяжении многих лет оставался в совершенном политическом безмолвии. Разве что – бывший Император усердно содействовал утверждению в Заире и в других странах Срединной Африки – организации, к которой принадлежал смолоду: Ордена Розы и Креста.
В 1980ом Калонжи даже обозначил предельную свою лояльность по отношению к Мобуту Сесе Секо: он вступил в единственную партию Заира – Народное движение Революции (Mouvement populaire de la Revolution), которое возглавлял, разумеется, сам Мобуту. Бывший Император был избран членом Центрального Комитета правящей партии, и занимал эту символическую должность до 24 апреля 1990 года.
Режим Мобуту рухнул в мае 1997 года; престарелый диктатор бежал в Марокко, и уже в сентябре того же года скончался в Рабате от онкологического заболевания.
Власть в стране захватил повстанческий Альянс Демократических Сил за Освобождение Конго. Пост Президента занял другой старик – Лоран-Дезире Кабила, 58летний партизанский командир, бывший сподвижник Лумумбы, тридцать пять лет непрерывно просидевший на своих базах в глубине лесов на востоке страны.
Немедленно покойный Лумумба превратился в олицетворённую святыню новой идеологии; все, кто так или иначе был причастен к гибели красного премьера, оказались в опасности. Альбер Калонжи Дитунга, которого тоже обвиняли в заговоре против Лумумбы, эмигрировал в третий раз. Ему оказало содействие правительство Бельгии. До конца 1997го бывший Император жил в этой стране, затем натурализовался в Великом Герцогстве Люксембург, и обосновался там прочно.

** В январе 2001го Президент-партизан был убит; его преемником стремительно стал бригадный генерал Жозеф Кабила Кабанге, его старший сын. За сорок лет истории Республики это был всего лишь четвёртый Президент. Тоже, в общих очертаниях, диктатура, но – в духе XXI столетия: осторожная, оглядчивая, тщательно оберегающая демократические атрибуты. В 2006ом, затем в 2011ом генерал Кабила прошёл сквозь выборы, как независимый кандидат, и оба раза у него были достаточно сильные противники.

** Через несколько лет бывший Император снова стал напоминать о себе; несмотря на более чем преклонный возраст (редкость  для Африки).
В 2005 год вышла вторая книга Императора: «Congo 1960. La Sécession du Sud-Kasaï. La vérité du Mulopwe». («Конго 1960. Отпадение Южного Касаи. Правда о Мулопве»).

Конго 1960. Книга Калонжи
Во многих исследованиях широко использовались интервью с бывшим Императором. В 2010ом, например, в издательстве «La Kasai» выпущена была книга «La vérité sur le Sud-Kasaï» — пространное интервью с Мулопве; автор — Бруно Касонга Ндунга Муле (Bruno Kasonga Ndunga Mule).

** В декабре 2011го на выборах действующему президенту противостоял доктор Этьен Чисекеди ва Малумба, (Étienne Tshisekedi wa Mulumba), лидер партии L’Union pour la démocratie et le progrès social (UDPS) — почти восьмидесятилетний старик добродушно улыбчивый, по-деревенски уютный с виду, — решительный и жёсткий политик с весьма бурной биографией: он уже трижды возглавлял правительство во времена Мобуту: в 1991ом, в 1993ем, и последний раз – перед самым бегством Мобуту, в апреле 1997го, всего неделю.
В декабре 2011го дедушка Чисекеди снова поднялся неожиданно – на кипящих волнах оппозиции; вокруг него стянулись все противники диктатуры. По официальным данным Жозеф Кабила набрал 49 % голосов, Чисекеди – 32 %; за лумумбистского президента проголосовали глубинные регионы, за либерального оппозиционера – большие города, а столица, Киншаса, предоставила ему победное большинство голосов .
После выборов пророкотали по всем городам серьёзные волнения, в столицу вступили верные Президенту войска. Оппозиция объявила выборы фиктивными, и UDPS заявила, что на самом деле доктор Этьен Чисекеди – законно избранный, легитимный, в соответствии с конституцией 2004 года, Президент Демократической Республики Конго. Офис Чисекеди в Киншасе превратился в резиденцию теневого правительства. И Жозеф Кабила решил на этот раз не предпринимать никаких резких действий в стиле Мобуту.
Чисекеди — тоже выходец из времён провозглашения независимости: прошло полвека, но в Конго эпоха Лумумбы, Чомбе и Калонжи всё ещё длится.Политическая его карьера началоась – при помощи Калонжи: в 1961ом 29летний доктор права Этьен Чисекеди, луба по национальности, был министром юстиции в правительстве Горнорудного Государства Южное Касаи.
Поклонники Лумумбы, — а культ его сейчас превратился в своего рода религию в Конго, — неоднократно обвиняли Чисекеди в причастности к убийству красного премьера, и требовали отдать старого оппозиционера под трибунал.
(Известно, что к Калонжи он относился иронически и именовал его – «королева»).

** Престарелый Альбер Калонжи при случае отзывался о сыне своего врага вполне одобрительно. Например, в интервью « JMK Today, Demain le Congo » от 12 июля 2010 года он сказал: «… le président Kabila est un très bon président. Il y a la paix, il n’y a pas de tueries, comme Mobutu nous avait habitués ».
(«…президент Кабила – это очень хороший президент, есть мир, нет убийств, к которым Мобуту нас приучил»).


Альбер Калонжи Дитунга Мулопве. 2010. 



Альбер Калонжи Дитунга Мулопве. 2010.Альбер Калонжи Дитунга Мулопве на заседании UPDS-Валлония в Бельгии, 2010. Альбер Калонжи Дитунга Мулопве на заседании UPDS-Валлония в Бельгии, 2010. 

В июне 2009го Альбер Калонжи Дитунга Мулопве торжественно прибыл на родину, в Касаи, чтобы отметить свой юбилей. Он побывал в Кананге и Мбужи-Мбаи (бывшей Бакванге). Его встречали весьма торжественно, даже помпезно.
Но также из мелких публикаций, рассеянных по сайтам конголезской оппозиции, можно усмотреть следующее: бывший Император поддерживает также отношения с оппозицией, в частности – с филиалами UDPS в Европе; время от времени Калонжи Мулопве появляется на разных заседаниях, конференциях и праздничных сборищах конголезской диаспоры в Бельгии и во Франции.

При этом, как известно, Альбер Калонжи никогда не отрекался от своего экзотического трона, от достоинства верховного национального вождя; он сохраняет за собой титул: Souverain Possesseur des Terres occupées par les Balubas (Суверен и Властитель земель, занимаемых Балуба).

Эмблема современных сепаратистов Касаи

Очень многие балуба, прежде всего – сторонники независимости Касаи (а их и сейчас немало в Конго) – чтут Калонжи, как национальную легенду, как героя эпоса о павшей Империи.

Время летит быстро, за полвека эпос уже достаточно отвердел, даже обомшел. И то, что Альбер I, низенький лысый старичок в профессорских очках, — маленький герой грандиозного наполеоновского приключения, последний Бонап

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти