Поиск по сайту / Site search

30.04.2019

Олег Гуцуляк: Съезды порабощенных народов России как этапы предпрометеизма: из истории прометеизма как борьбы народов против русского империализма

В марте 1905 г. состоялся I съезд писателей и журналистов России. Присутствовавшие на съезде представители «инородческой печати», обсудив общие вопросы политического положения отдельных народностей, пришли к заключению о необходимости подготовить почву для образования союза народностей, стремящихся к автономии и федерализму. Тогда же составилось временное Бюро, задачей которого было ознакомиться с отдельными областными национальными вопросами в России, войти в сношения с представителями народностей, не приславших делегатов на съезд журналистов, и организовать предварительный съезд для учреждения названного Союза.

І Съезд порабощенных народов России заседал в Санкт-Петербурге 19, 20 и 21 ноября 1905 года при наличности 115 членов и имел 5 заседаний. На первых заседаниях были заслушаны доклады об исторических судьбах народностей, входящих в состав Российского государства, о мертвящем влиянии политической и административной централизации и обрусительной политике русского правительства. Докладчики обращали особенное внимание на историю национально-политических движений в XIX веке и на современное положение политических партий в среде каждой народности. На следующих заседаниях как в ряде докладов, так и при обмене мнений выяснялся вопрос о теоретических основаниях национальной и территориальной автономии, причем в основу суждений всеми ораторами был положен принцип единства и целости Российского государства, а также гарантии прав меньшинства как в целом государстве, так и в автономных областях.

На последнем заседании Съезда была принята нижеследующая резолюция:


«Собравшиеся в С.-Петербурге представители адербейджанцев (закавказских татар), армян, белорусов, грузин, евреев, киргизов, латышей, литовцев, поляков, татар, украинцев и эстов, выслушав доклады о положении перечисленных народностей, в связи с современным политическим состоянием России, пришли к следующим заключениям:

1) Освободительное движение, постепенно расчищающее почву для переустройства государства на демократических началах, есть общее дело всех народностей России.

2) Народности эти кровно заинтересованы в том, чтобы грядущий строй обеспечил всем, и каждой из них и всем вместе, свободу и полноту их духовного и материального развития.

3) Съезд признает несостоятельность и недопустимость централизации всего законодательства и управления в государстве столь обширном, столь разнообразном и сложном в экономическом, религиозном и национальном отношениях, как Россия.

4) Съезд признает, что в децентрализации государственной власти и в организации народовластия на началах федеративного строя заинтересованы все народы России.

5) В интересах народностей, не сосредоточенных на одной определенной территории, а также в интересах национального меньшинства, в каждой из таких территорий должны быть установлены общегосударственной конституцией такие нормы, которые обеспечивали бы каждому такому меньшинству и всякой народности неприкосновенность ее национальных прав и интересов.

Одной из мер для достижения этой цели является, по мнению Съезда, система пропорционального представительства как в общегосударственном парламенте, так и в местных сеймах.

Для осуществления намеченных задач Съезд считает необходимым создание Союза народностей в целях взаимной поддержки в борьбе за национальные права».

По принятии приведенной резолюции Съезд, признавая Союз автономистов-федералистов основанным, избрал из своей среды Комитет для созыва в непродолжительном времени первого делегатского Съезда от всех принимающих принципы автономии, демократических партий народностей, входящих в состав Союза. Комитету этому было поручено издать протоколы Съезда и доклады, заслушанные на нем, а также внести на детальное обсуждение и утверждение первого делегатского Съезда проект Устава Союза, доложенный предварительному Съезду.

После открытия заседаний Первой Государственной Думы по инициативе И. А. Бодуэна де Куртенэ образовался внепартийный Союз Автономистов, насчитывающий около 100 депутатов. В нем принимали участие как члены партии Народной Свободы, так и Трудовая группа. Но затем Союз Автономистов был преобразован в политическую партию, выступавшую за перестройку России на принципах национальной автономии и федерализма: за децентрализацию государственного управления на основе демократических начал и принципа широкой автономии отдельных областей, обеспечение меньшинствам гражданских, культурных, национальных прав, употребления родного языка в общественных и правительственных учреждениях, право на культурное и национальное самоопределение с отменой всех привилегий и ограничений по национальности и вероисповеданию. Ядро партии составили представители западных окраин, преимущественно крупные помещики. Самостоятельную политику вели 35 депутатов от 10 губерний Царства Польского, которые образовали партию «Польское Коло». В I Государственной Думе была создана парламентская фракция Союза автономистов (глава – поляк А. Ледницький, заместитель главы – И. Шраг), которая насчитывала 120 депутатов. После роспуска Государственной Думы в июле 1906 Союз автономистов прекратил свою деятельность.

Фактическим лидером Союза автономистов в Государственной Думе был Топчибашев (Топчубашев) Али-Мардан-бек Алекпер оглы (4.05.1862 −8.11.1934), видный политический деятель юрист по образованию, адвокат. Азербайджанец из семьи бека, родился в Тифлисе. Его дед Мирза Джафар Али Мардан-бек оглу Топчубашев – известный востоковед. Он перевел на русский язык древний тюркский эпос «Китаби-Деде Горкуд». Был действительным членом Лондонского королевского азиатского общества. А.-М. Топчибашев после окончания гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Получив диплом с отличием в 1884 году, А.-М. Топчибашев некоторое время работал в Тифлисе, а затем переехал в Баку, где женился на Пери-ханум, дочери известного общественного деятеля и основателя азербайджанской печати Гасан-бека Зардаби. С 1897 г. он отошел от адвокатской практики. В 1898 году крупный нефтепромышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев открыл газету «Каспий» (на русском языке), редактором которой становится А.-М. Топчибашев. С 1902 по 1905 гг. – он гласный Бакинской городской думы. Участник I, II, III съездов мусульман России, издатель газеты «Хайят» на тюркском языке. А.-М. Топчибашев был избран депутатом в Государственную Думу от Бакинской губернии. Позже – участник Государственного Совещания в Москве в августе 1917 г. После обретения независимости Азербайджаном Али-Мардан-бек Топчибашев был назначен министром иностранных дел и отбыл для переговоров в Стамбул. Тем временем в Баку его избрали председателем парламента. Затем был послом Азербайджанской Демократической республики в Грузии и Турции. В 1919 г.А.-М. Топчибашев возглавил азербайджанскую делегацию, прибывшую на Версальскую мирную конференцию. С 1920 по 1934 гг. находился в эмиграции во Франции. Был участником Генуэзской (1922) и Лозаннской конференций, где им ставился вопрос о незаконной оккупации Азербайджана Красной Армией. 8 ноября 1934 года Али-Мардан-бек Топчибашев скончался в Париже [Усманова Д.М. «Союз автономистов» в I Государственной Думе // История государственности Республики Татарстан и современность. Материалы Республиканской научной конференции 8-9 декабря 1998 г. – Казань: Мастер Лайн, 2000. – С.56-59].

Известным активистом Союза автономистов был дворянин Петр-Мариан Петрович Массониус, думский депутат от Минской губернии. Он был редактором ежемесячного литературно-критического издания «Книжка», а также общественно-политических газет – «Варшавской газеты», приостановленной по решению суда, и заменившей ее газеты «Реформа». Массониус. Он был выпускником математического факультета Варшавского университета, в Лейпцигском университете он получил степень доктора философии. Свои специальные и общественно-политические статьи П-М.П. Массониус писал в основном на польском языке. Не причисляя себя ни к какой партии, он, однако, не скрывал идейную приверженность к партии демократических реформ, а в Думе представлял «Союз автономистов».

Бескомпромисcным и идейным борцом за права народов был Иван Алекса́ндрович Бодуэн де Куртенэ (Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay,1. 03. 1845, Радзымин под Варшавой – 3 .11. 1929, Варшава), известный польский лингвист (см. о нем отдельную статью: http://www.mesoeurasia.org/archives/15031).

Представлял значительную силу в Союзе автономистов т.н. «Украинский блок». Будучи «конституционно-демократической» направленности, он настаивал на автономии «Большой Украины». Переустройство России на началах автономии расценивалось как наиболее совершенный способ сочетания государства со свободным развитием национальной жизни.

Одним из организаторов съезда порабощенных народов был Александр Александрович Русов (Олександр Олександрович Русив; 1847 – 1915), историк, экономист, один из активных деятелей украинского общественного движения «Старой Громады», был причастным к зарождению земского конституционного движения, направленного на демократизацию общественно-политического строя в Российской империи путем реформ. Под влиянием А.А. Русова развился талант драматурга И. Карпенко-Карого, писателя Д. Марковича, поэтессы Л. Василевской (Днепровой Чайки). В связи с крестьянскими волнениями весной 1902 г. по приказу министра внутренних дел В.Плеве А.А. Русова уволили с должности заведующего Полтавским земским статистико-экономическим бюро и запретили проживание в Украине. В Петербурге (сентябрь 1902 – сентябрь 1908 гг.) исследователь возглавлял статистический отдел страховой компании «Надежда». Плодотворно сотрудничал в статистической, крестьянской и библиотечной комиссиях Вольного экономического общества, входил в состав других украинских организаций столицы. Накануне и во время революции 1905-1907 гг. в России А.А. Руссов пребывал в Петербурге, где представлял украинские интересы на собраниях либеральных земцев. Он подготовил доклад «Народо-союзное начало в государственном строе и при выборах депутатов в представительные учреждения» (СПб, 1905). В нем были изложены основные принципы, по которым, по мнению А.А. Русова, должно было строиться новое федеративное государство. Во время революции 1905-1907 гг. он боролся за консолидацию украинских партий и групп, призывал к созданию партии украинского народоправия. А.А. Русов был причастен к созданию «Декларации об автономии Украины», над которой работал М.С. Грушевский. Наивысшим его достижением была разработка «Проекта государственного устройства Украины в федеративном Российском государстве». По поручению парламентской группы автономистов I Государственной Думы А.А. Русов вместе с другими деятелями готовил проект закона «О языках». В условиях реакции весной 1908 г. он был одним из инициаторов создания всеукраинской организации – Товарищества украинских прогрессистов (ТУП; «поступовцив»), которая объединяла украинцев на принципах конституционализма и парламентаризма. С 1908 по 1915 г. преподавал статистику в Киевском коммерческом институте, возглавлял статистико-экономическую комиссию при исторической секции украинского Научного общества им. Тараса Шевченка. Умер А.А. Русов от приступа астмы 8 октября 1915 г. в Саратове, куда во время первой мировой войны был эвакуирован в составе сотрудников Киевского коммерческого института. Был похоронен 15 октября 1915 г. на Байковом кладбище в Киеве.

8-14 (21-27).09.1917 г. в Киеве прошел ІІ Съезд порабощенных народов. Единому фронту угнетённых народов России украинские политики предоставляли большого значения. Идея проведения съезда порабощенных народов России (так он стал называться в окончательном итоге) была обоснована еще на Украинском национальном конгрессе. В Съезде участвовали 93 делегата – представителя от литовцев, эстонцев, белорусов, молдаван, евреев, грузинов, бурятов, донских казаков. Характерно, однако, что на приглашение организационной комиссии Съезда не отозвалась ни одна русская политическая или общественная структура. Чтобы удержать Съезд в рамках легальности, глава Временного правительства Российской республики А. Керенский прислал своего представителя М. Славинского, украинского поэта и публициста, который постоянно жил в Петрограде и возглавлял в правительстве Особенное совещание из провинциальной реформы. Приветствуя съезд от имени Временного правительства, М. Славинский признал, что «общественная свобода» еще не означает безопасность народов от «национального гнета». Оно возможно возможно лишь при автономном строе. Но также он отмечал, что правительство не считает себя в праве перед Учредительными собраниями провозгласить федеральный уклад, но не препятствует всякой работе на местах, которая имеет своей целью установления автономного и федерального строя.

М.С. Грушевский, которого избрали почетным председателем съезда, выступил с речью 2З сентября 1917 г. Он заявил, что федерализм является спасением для России, тогда как жестокий централизм, унаследованный от царских времен, приведет ее к гибели. Приветствуя М. Славинского как представителя центрального правительства, он выразил надежду на то, что пассивное отношение правительства к национальному вопросу уже меняется и наступает другое понимание интересов Российской республики. Но председатель Совета вынужден был заметить, что не будет лицемерить, так как участниками Съезда не руководит какое-то чисто платоническое «доброжелание» к России: «Мы не получили ничего доброго в наследство от старого правительства и ничего достойного не видели от нового. Пока что оно хранит систему подавления устремлений народов».

В резолюции Съезда отмечалось, что главным недостатком государственного строя России является чрезмерное сосредоточение законодательной и исполнительной власти в едином центре. Это вызывало невозможность эффективного функционирования государственной машины, не получало достаточной мощи экономическое развитие и вело к эксплуатации окраин центром. Многонациональный состав России и разнообразие национальных культур, народного хозяйства и исторического прошлого делают единственно пригодной формой государственного строя именно федерацию. Национальности, «распыленные по всему государству», как, например, евреи, должны получить право на экстерриториально-персональную автономию, а национальности, которые представляют меньшинство населения в определенном крае или области, – право на национально-персональную автономию. Чрезвычайно важным был пункт о том, что созыв Всероссийского учредительного собрания не должен препятствовать созыву краевым учредительным собраниям, в задание которых входит проработка форм внутренней организации автономных учреждений народа или края.

Съезд образовал новую общественную организацию – Совет Народов, с пребыванием в Киеве. Ему поручалось теоретически обосновать работу по созданию Российской Федерации. Председателем Совета Народов было избрано М.С. Грушевского.

В дальнейшем Центральная Рада Украинской Народной Республики не отклонила резолюцию, а солидаризировалась с ней, приняв в её русле соответствующие законы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти