Поиск по сайту / Site search

30.04.2019

Олег Гуцуляк: Бескомпромиссный и идейный борец за права народов Ян Бодуэн де Куртенэ (1845-1929): из истории прометеизма как борьбы народов против русского империализма

Бескомпромиссным и идейным борцом за права народов был Иван Алекса́ндрович Бодуэн де Куртенэ (Jan Niecisław Ignacy Baudouin de Courtenay; 1. 03. 1845, Радзымин под Варшавой – 3 .11. 1929, Варшава), известный польский лингвист. По родословной легенде происходил из древнего французского аристократического рода Куртене, ведущего свое начало от короля Людовика VI и ипредводителя крестоносцев Балдуина Фландрского, впоследствии императора Константинопольского, и к роду принадлежали, в частности, императоры Латинской (Римской) империи, но во Франции род Бодуэнов де Куртенэ пресекся еще в 1730 г. В Польшу предок Бодуэна де Куртенэ переселился на рубеже XVII-XVIII вв.

И.А. Бодуэн де Куртенэ окончил в 1866 г. Главную школу в Варшаве, научную деятельность начинал под руководством славистаИ. И. Срезневского. В 1875 г. учёный стал профессором, в 1887 г. – членом Польской Академии наук, а в 1897 г. – членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Работая в Казанском (1874-1883), Юрьевском (1883-1893), краковском Ягеллонском (1893-1899), Петербургском (1900-1918), Варшавском (1918-1929) университетах и заведуя в последнем кафедрой сравнительного языкознания, он стал деятельным участником польского отделения Международного общества свободной мысли, читал публичные лекции на злободневные темы в разных городах.


Его острые публицистические статьи печатались в столичной и провинциальной прессе. После восстановления независимости Польской республики принял польское гражданство и продолжил политическую деятельность, вновь отстаивая права национальных меньшинств – которыми на сей раз оказались уже не поляки, а другие народы, в том числе и русские. В 1922 г. он выдвигался представителями национальных меньшинств (помимо желания) как кандидат в президенты Польши. В первом туре выборов 9 декабря набрал 103 (19,04 %) голоса и занял третье место, выше, чем у избранного в итоге Габриэля Нарутовича; во втором туре – всего 10 голосов, в третьем – 5. Избранный в пятом туре Г. Нарутович получил большую часть голосов, ранее отданных за И.А. Бодуэна де Куртенэ, но поддержка левых и национальных меньшинств вылилась в ненависть к Г. Нарутовичу со стороны правых, и вскоре после избрания он был убит.

В январе 1925 г. И.А. Бодуэн де Куртенэ принял предложение возглавить редакцию журнала «Myśl wolna» («Свободная мысль»). В своей статье, написанной в связи со вступлением в эту должность, он делает характерное признание: «Принимая на себя обязанности подписывать “Свободную мысль” в качестве редактора, … я откровенно признаюсь, что изменяю своей научной дисциплине, перед которой я по-прежнему имею обязательства. Извиняет меня до некоторой степени то обстоятельство, что благодаря войне и революции я вместе со всем своим имуществом потерял собранные в течение всей жизни научные материалы и стал лишен возможности осуществить свои замыслы обработать эти материалы и извлечь из них различные выводы. Вызывает это у меня апатию в отношении научных задач и объясняет ту легкость, с какой я принимаюсь за общественные вопросы и беру слово в профессионально чужих для меня областях». Самой крупной работой И.А. Бодуэна де Куртенэ, посвященной национальному вопросу, была опубликованная в Варшаве в 1926 г. брошюра «О национальном вопросе» (Baudouin de Courtenay J. W sprawie narodowościowej. – Warszawa, 1927) представляющая собой изложение его публичных выступлений в ряде городов Польши в течение 1924 г.

В этой брошюре, так же как и в написанной ранее в России статье «Национальный и территориальный признак в автономии» (СПб., 1913), за которую он подвергся судебному преследованию и трехмесячному заключению в Санкт-Петербурге в 1915 г., ученый-лингвист выступает не только защитником прав национальных меньшинств, но и предлагает модель устройства многонационального государства в виде территорий (в современной терминологии – регионов), сложившихся в процессе исторических событий, а также в соответствии с географическими, экономическими и национальными условиями. Эти территории должны были быть наделены широкими правами в экономической, общественной и культурной деятельности, а национальности, населяющие территории (регионы), должны были иметь одинаковые гражданские права, причем языки «нацменьшинств» должны были пользоваться одинаковыми правами наряду с языком преобладающей национальности. В подобном устройстве И.А. Бодуэн де Куртенэ видел гарантию стабильного федеративного устройства государства, в котором не проявлялись бы центробежные сепаратистские тенденции. При этом одним из главных постулатов он считал безусловное признание права воли отдельного индивидуума на религиозное и национальное самосознание и самоопределение. Всякое покушение на свободу вероисповедания и национальное самоопределение является в правовом государстве преступлением против достоинства человеческой личности. Он отстаивал право человека определять свою национальную принадлежность не к одной-единственной, а к двум и даже более национальностям, а также не принадлежать ни к одной. «Польскому», «еврейскому», «украинскому», «прибалтийскому» вопросам он посвятил ряд статей, написанных в конце ХIХ – начале ХХ в.

В статье «О национальном вопросе» он, трактуя известное выражение «Москва – Третий Рим», причисляет царскую Россию к ряду империй — «разбойничьих гнезд», по его выражению, стремящихся к мировому господству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти