Немало интересного можно узнать об этом уникальном славянском этносе, посетив Самборский историко-этнографический музей «Бойковщина», который относится к числу старейших музейных учреждений такого типа в Украине. Ведь прошло без малого 90 лет со времени его основания группой местных интеллигентов-украинцев.
— Кто же были эти люди, которые с таким энтузиазмом и жертвенностью взялись за организацию Общества «Бойковщина» и музея в Самборе? — рассказывает Роксолана Данчин, известный краевед и неизменный его директор со времени возрождения музея в 1991 году. — Это, прежде всего, Иван Филипчак — педагог, писатель и музеевед, Владимир Гуркевич — адвокат и общественный деятель, Владимир Кобыльнык — врач, этнограф, археолог и публицист, Антон Княжинский — педагог, музеевед и писатель, Михаил Скорык — педагог, публицист и ученый, Владимир Кордуба — инженер, картограф, культурно-общественный деятель. А особенно хочу отметить известного общественного деятеля Cамборщины, который в 20-30-х годах прошлого века вынужденно находился на Закарпатье (тогда Чехословакия), адвоката Данилу Стахура. Именно Стахур и уступил тогда для экспозиции музейных собраний весь первый этаж своего собственного дома, который находился в Самборе.
В целом же, по мнению госпожи Роксоланы, и сегодня в информационном поле Украины такой многочисленный карпатский субэтнос, как бойки присутствует наименее. Между тем происхождения этнонима «бойко» до сих пор остается одной из самых больших загадок украинской этимологии. Выводили его и от русского слова «бойкий», и от диалектной словоформы «бойе», и от формы обращения к Богу «богойку», и даже от греческого «боем», что означает вол. А наиболее экзотической, хотя и довольно теперь аргументированной, является гипотеза о происхождении бойков от кельтского племени боев, которые в VI в. н. э. овладели территорией современных Австрии, Чехии и Словакии. Однако, как бы там ни было, по подсчетам исследователей – выходцев из украинской диаспоры в Северной Америке, перед Второй мировой войной на территории тогдашней Польши проживало около 1 миллиона бойков. А среди исследователей Карпатского региона бойки имеют репутацию «чистейшей» касательно украинских черт этногруппы. Ведь они не несут на себе ни заметных румынских воздействий, как, например, гуцулы, или польских и словацких, как, скажем, лемки. А среди самых известных бойков первым традиционно называют Ивана Франко, уроженца с. Нагуевичи — теперь Дрогобычского района. Частицу бойковской крови имел и сам Тарас Шевченко, корни матери которого — Екатерины – тянутся из соседней с Самборщиной горной Сколевщины. Выдающийся астроном, астролог и медик эпохи Возрождения, ректор Болонского университета Юрий Дрогобыч также происходил из Бойковского края. Стоит упомянуть и легендарного гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного и о. Августина Волошина, президента Карпатской Украины.
А самым богатым зарубежным украинцем в мире до последнего времени называли гражданина Канады, ныне покойного Петра Яцыка, уроженца поселка Верхнее Синевидное в Сколевского района. В 1944 г. Он эмигрировал на Запад, жил сначала в Германии, где закончил технико-хозяйственный институт в Регенсбурге. В 1949 г.. 28-летний Петр прилетел в Канаду и, стоя в аэропорту Монреаля с 7 долларами в кармане, поклялся: «Я стану миллионером и буду строить свою Украину здесь». Трудно перечислить, где и кем он не работал. Наконец основал свое предприятие по строительству жилых комплексов и промышленных объектов, которым руководил с большим знанием дела. Со временем стал самым богатым человеком Канады и крупнейшим украинским меценатом. Однако никогда не забывал своего происхождения. Более того, на его щедрые пожертвования развивался Институт украинских студий Гарвардского университета (США), Центр исследований истории Украины — теперь им. Петра Яцыка при Альбертском университете (Канада) и др. А Образовательной фонд им. Петра Яцыка сейчас имеет фонд в 4 млн. долларов. Финансировал он и проведение ежегодного международного украинского языкового конкурса среди молодежи. А свой жизненный путь славный меценат завершил в Торонто 1 ноября 2001 г., где и похоронен на местном кладбище.
Следует отметить, что на протяжении всей многовековой истории бойки никогда не отрицали своей кровной связи с соотечественниками восточнее Львова и Перемышля. До ХХ в. они идентифицировали себя как русины, а затем — как украинцы. Переломным же этапом в деле исследований и популяризации своеобразия бытия бойков было создание уже упоминавшегося культурного общества, а впоследствии и музея в Самборе. Начиная с 1931 года, по инициативе и на средства украинской интеллигенции начал выходить журнал «Летопись Бойковщины». С этого времени в местные села отправляются научные экспедиции, которые изучают материальную и духовную культуру бойков. Постепенно начал пополняться экспонатами и музей. Незабываемым, к примеру, был случай, когда старый хозяин привез реликтовую деревянную соху в дар музею. А вскоре священник и этнограф Юрий Кмит создает и Словарь бойковского диалекта.
К сожалению, в связи с послевоенными репрессиями на территории Западной Украины, которые затронули и сподвижников «Бойковщины», судьба музея была решена в 1954 году кощунственным приказом Министерства культуры УССР по его ликвидации. А богатейшая коллекция была распылена по различным музейным учреждениям. Многие из раритетов осели в украинских музеях, а некоторые вещи так и остались за границей: старинные — в Санкт-Петербурге, а исторические летописи — в Германии. Возрождение же музея совпало с восстановлением независимого Украинского государства. Он возобновил свою деятельность в 1991 году как филиал Львовского Национального музея в бывшем здании приходской школы, построенной на средства жителей города еще в 1679 году. Организационные же трансформации завершились в 2001 году. Тогда музей «Бойковщина» перешел в подчинение управления культуры облгосадминистрации как самостоятельная музейная единица с собственным балансом.
Сегодня здесь работают три постоянно действующие экспозиции, среди которых наибольшее внимание привлекает выставка «Хозяйственно-материальная культура бойков и бойковский костюм». Здесь представлены деревянные предметы бойковского домашнего быта, женская и мужская бойковская одежда, образцы вышивок Турковщины, уголок бойковского традиционного дома, предметы ткачества.
Сейчас музейная жизнь, хоть и не без проблем, налаживается. Скажем, «при Польше» музей имел целых три просторных помещения в разных зданиях исторической части Самбора. Сейчас же выделенной местной властью площади откровенно не хватает. Ведь сегодня, общее количество фондовых сбережений, которые благодаря самоотверженности музейных работников и бескорыстию рядовых самборчан удалось собрать буквально по крупицам, составляет более 22000 единиц. А новые экспонаты, в том числе, и археологические образцы уникальной бойковской так называемой черной керамики сюда поступают постоянно.
— Кто же были эти люди, которые с таким энтузиазмом и жертвенностью взялись за организацию Общества «Бойковщина» и музея в Самборе? — рассказывает Роксолана Данчин, известный краевед и неизменный его директор со времени возрождения музея в 1991 году. — Это, прежде всего, Иван Филипчак — педагог, писатель и музеевед, Владимир Гуркевич — адвокат и общественный деятель, Владимир Кобыльнык — врач, этнограф, археолог и публицист, Антон Княжинский — педагог, музеевед и писатель, Михаил Скорык — педагог, публицист и ученый, Владимир Кордуба — инженер, картограф, культурно-общественный деятель. А особенно хочу отметить известного общественного деятеля Cамборщины, который в 20-30-х годах прошлого века вынужденно находился на Закарпатье (тогда Чехословакия), адвоката Данилу Стахура. Именно Стахур и уступил тогда для экспозиции музейных собраний весь первый этаж своего собственного дома, который находился в Самборе.
В целом же, по мнению госпожи Роксоланы, и сегодня в информационном поле Украины такой многочисленный карпатский субэтнос, как бойки присутствует наименее. Между тем происхождения этнонима «бойко» до сих пор остается одной из самых больших загадок украинской этимологии. Выводили его и от русского слова «бойкий», и от диалектной словоформы «бойе», и от формы обращения к Богу «богойку», и даже от греческого «боем», что означает вол. А наиболее экзотической, хотя и довольно теперь аргументированной, является гипотеза о происхождении бойков от кельтского племени боев, которые в VI в. н. э. овладели территорией современных Австрии, Чехии и Словакии. Однако, как бы там ни было, по подсчетам исследователей – выходцев из украинской диаспоры в Северной Америке, перед Второй мировой войной на территории тогдашней Польши проживало около 1 миллиона бойков. А среди исследователей Карпатского региона бойки имеют репутацию «чистейшей» касательно украинских черт этногруппы. Ведь они не несут на себе ни заметных румынских воздействий, как, например, гуцулы, или польских и словацких, как, скажем, лемки. А среди самых известных бойков первым традиционно называют Ивана Франко, уроженца с. Нагуевичи — теперь Дрогобычского района. Частицу бойковской крови имел и сам Тарас Шевченко, корни матери которого — Екатерины – тянутся из соседней с Самборщиной горной Сколевщины. Выдающийся астроном, астролог и медик эпохи Возрождения, ректор Болонского университета Юрий Дрогобыч также происходил из Бойковского края. Стоит упомянуть и легендарного гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного и о. Августина Волошина, президента Карпатской Украины.
А самым богатым зарубежным украинцем в мире до последнего времени называли гражданина Канады, ныне покойного Петра Яцыка, уроженца поселка Верхнее Синевидное в Сколевского района. В 1944 г. Он эмигрировал на Запад, жил сначала в Германии, где закончил технико-хозяйственный институт в Регенсбурге. В 1949 г.. 28-летний Петр прилетел в Канаду и, стоя в аэропорту Монреаля с 7 долларами в кармане, поклялся: «Я стану миллионером и буду строить свою Украину здесь». Трудно перечислить, где и кем он не работал. Наконец основал свое предприятие по строительству жилых комплексов и промышленных объектов, которым руководил с большим знанием дела. Со временем стал самым богатым человеком Канады и крупнейшим украинским меценатом. Однако никогда не забывал своего происхождения. Более того, на его щедрые пожертвования развивался Институт украинских студий Гарвардского университета (США), Центр исследований истории Украины — теперь им. Петра Яцыка при Альбертском университете (Канада) и др. А Образовательной фонд им. Петра Яцыка сейчас имеет фонд в 4 млн. долларов. Финансировал он и проведение ежегодного международного украинского языкового конкурса среди молодежи. А свой жизненный путь славный меценат завершил в Торонто 1 ноября 2001 г., где и похоронен на местном кладбище.
Следует отметить, что на протяжении всей многовековой истории бойки никогда не отрицали своей кровной связи с соотечественниками восточнее Львова и Перемышля. До ХХ в. они идентифицировали себя как русины, а затем — как украинцы. Переломным же этапом в деле исследований и популяризации своеобразия бытия бойков было создание уже упоминавшегося культурного общества, а впоследствии и музея в Самборе. Начиная с 1931 года, по инициативе и на средства украинской интеллигенции начал выходить журнал «Летопись Бойковщины». С этого времени в местные села отправляются научные экспедиции, которые изучают материальную и духовную культуру бойков. Постепенно начал пополняться экспонатами и музей. Незабываемым, к примеру, был случай, когда старый хозяин привез реликтовую деревянную соху в дар музею. А вскоре священник и этнограф Юрий Кмит создает и Словарь бойковского диалекта.
К сожалению, в связи с послевоенными репрессиями на территории Западной Украины, которые затронули и сподвижников «Бойковщины», судьба музея была решена в 1954 году кощунственным приказом Министерства культуры УССР по его ликвидации. А богатейшая коллекция была распылена по различным музейным учреждениям. Многие из раритетов осели в украинских музеях, а некоторые вещи так и остались за границей: старинные — в Санкт-Петербурге, а исторические летописи — в Германии. Возрождение же музея совпало с восстановлением независимого Украинского государства. Он возобновил свою деятельность в 1991 году как филиал Львовского Национального музея в бывшем здании приходской школы, построенной на средства жителей города еще в 1679 году. Организационные же трансформации завершились в 2001 году. Тогда музей «Бойковщина» перешел в подчинение управления культуры облгосадминистрации как самостоятельная музейная единица с собственным балансом.
Сегодня здесь работают три постоянно действующие экспозиции, среди которых наибольшее внимание привлекает выставка «Хозяйственно-материальная культура бойков и бойковский костюм». Здесь представлены деревянные предметы бойковского домашнего быта, женская и мужская бойковская одежда, образцы вышивок Турковщины, уголок бойковского традиционного дома, предметы ткачества.
Сейчас музейная жизнь, хоть и не без проблем, налаживается. Скажем, «при Польше» музей имел целых три просторных помещения в разных зданиях исторической части Самбора. Сейчас же выделенной местной властью площади откровенно не хватает. Ведь сегодня, общее количество фондовых сбережений, которые благодаря самоотверженности музейных работников и бескорыстию рядовых самборчан удалось собрать буквально по крупицам, составляет более 22000 единиц. А новые экспонаты, в том числе, и археологические образцы уникальной бойковской так называемой черной керамики сюда поступают постоянно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий