В 1926 году в Токио российский и советский этнограф Лев Штернберг говорил: «Для европейца среди океана монголоидных народов, характернейший признак коих — скудная растительность на лице, встретить на уединенных островах маленькое племя с типичной особенностью кавказской расы представлялось величайшей загадкой. И первое заключение, которое было сделано — айны есть таинственный обломок нашей собственной расы». Сам Штернберг придерживался теории родства айнов с племенами Океании: он проводил параллели с узорами орнамента маори (коренного населения Новой Зеландии (шире — Полинезии, — РЕД.), также обосновывал свое мнение родством языка и некоторыми культурологическими параллелями. Все-таки исследователи, строящие гипотезы вокруг айнского языка, больше оглядываются в сторону Средней Азии. Японцы же, а они в этом совершенно одиноки, полагают, что айны — это полиазиатская народность, пришедшая из Сибири.
Доктор исторических наук Сахалинского государственного университета Александр Василевский активно продвигает идею происхождения айнов из Океании. Сейчас даже появились исследования, которые показывают, что группа остатков айнской цивилизации совпадает с группой народов, говорящих на языке мяо-яо из Индокитая и юго-востока Китая.
В XVIII веке, когда все народы постепенно развиваются, айны теряют свою культуру. Они отказываются от гончарного дела в пользу деревянной посуды, а также теряют свою письменность, скорее всего это вызвано многовековыми войнами с японскими народами. Но все-таки, несмотря на такие отношения, у айнов и японцев нашлись точки соприкосновения, и некоторые элементы самурайской культуры были переняты именно у айнских воинов.
Одновременно с этим айны отказываются и от древнего обряда похорон в позе родившегося ребенка (позе эмбриона) и переходят на новый: умершего кладут на спину головой на север. Такие перемены могут указывать на появление новых племен, возможно родственных айнам по языку и своим традициям. Кнорозов интересно дешифровал похоронные айнские столбы, разделенные на три секции: «Это сахалинские айны, здесь лежит человек головой на север, столб ему оказывает на юг, его душа встает и проходит через Северный Сахалин, потом через пролив попадает на Хоккайдо».
Наиболее известен один из главных айнских праздников — праздник медведя, который они заимствовали у нивхов. И праздник косатки. Оба праздника были приурочены к равноденствиям. Ближайшее к весеннему равноденствию полнолуние — праздник косатки, затем идет период рыбалки: сначала горбуша, потом кета, — и затем, к концу путины, наступает праздник медведя в новолуние, ближайшее к равноденствию. То есть у айнов был очень сложный и продуманный календарь.
В конце 1970-х годов в судьбе советского историка и этнографа Юрия Кнорозова случился совершенно необычный поворот: его интерес к тому, что условно называют охотской культурой, заставил ученого отправиться к восточным границам СССР.
Находки и факты, установленные в результате работы северо-курильской этнографической экспедиции Юрия Кнорозова пролили некоторый свет на мир айнов, но и повлекли массу новых противоречий. В 1987 году он вторил Штернбергу и отделил пиктографию айнов от континентальной, хотя и усматривал сходство с эскимосской культурой. Но уже в 1990 году Кнорозов приводил цитату Льва Гумилева: «Вопросы происхождения айнов остаются спорными. Лишь некоторые элементы культуры вполне объясняются их длительным проживанием на субтропических японских островах, и нет оснований вести предков айнов из тропических стран. Язык и раса айнов пока остаются обособленными». Высказывалось мнение, что айны — остатки расы, исчезнувшей к середине XI века до н.э.
Первой своей задачей Кнорозов считал исследование наскальных изображений петроглифов вулкана Богдан Хмельницкий (остров Итуруп, Курилы. — Примеч. РП), и поиск новых пиктографических знаков и надписей на острове. Первое время команду Курильской экспедиции преследовали неудачи, но, в конце концов, на побережье Курильского залива были найдены валунные плиты со знаками-пиктограммами.
Интерес Кнорозова к айнам не был бескорыстен, потому что, в первую очередь, Кнорозов был американистом. Из его письма директору института этнографии академии наук СССР академику Бромлею: «Видимо, через Курильские острова шел Восточный пусть через Берингию, соединяющую Азию с Америкой Ледникового периода, и, видимо, этим путем шли предки эскимосов, алеутов, индейских племен, Тихоокеанского берега Северной Америки. В дальнейшем на Курильских островах появляются племена айнов, пришедшие с юга через Японские острова».
Во время экспедиций Кнорозова были разведаны летние и зимние селения жилища айнов, обнаружены могильники, исследованы айнские погребальные столбы, найдено значительное количество образцов их пиктографической письменности. Юрий Валентинович пришел к выводу (из письма): «Пиктография айнов, бесспорно, связана с более ранней пиктографией времен охотской культуры, очень близка к эскимосской, но резко отличается от пиктографии континентальных племен». В 1990 году Кнорозов в последний раз побывал в Сахалинской области, и на данный момент исследование айнов практически встало. Наверно, только заинтересованность нового ученого мировой величины способна привести работу в движение.
Доктор исторических наук Сахалинского государственного университета Александр Василевский активно продвигает идею происхождения айнов из Океании. Сейчас даже появились исследования, которые показывают, что группа остатков айнской цивилизации совпадает с группой народов, говорящих на языке мяо-яо из Индокитая и юго-востока Китая.
В XVIII веке, когда все народы постепенно развиваются, айны теряют свою культуру. Они отказываются от гончарного дела в пользу деревянной посуды, а также теряют свою письменность, скорее всего это вызвано многовековыми войнами с японскими народами. Но все-таки, несмотря на такие отношения, у айнов и японцев нашлись точки соприкосновения, и некоторые элементы самурайской культуры были переняты именно у айнских воинов.
Одновременно с этим айны отказываются и от древнего обряда похорон в позе родившегося ребенка (позе эмбриона) и переходят на новый: умершего кладут на спину головой на север. Такие перемены могут указывать на появление новых племен, возможно родственных айнам по языку и своим традициям. Кнорозов интересно дешифровал похоронные айнские столбы, разделенные на три секции: «Это сахалинские айны, здесь лежит человек головой на север, столб ему оказывает на юг, его душа встает и проходит через Северный Сахалин, потом через пролив попадает на Хоккайдо».
Наиболее известен один из главных айнских праздников — праздник медведя, который они заимствовали у нивхов. И праздник косатки. Оба праздника были приурочены к равноденствиям. Ближайшее к весеннему равноденствию полнолуние — праздник косатки, затем идет период рыбалки: сначала горбуша, потом кета, — и затем, к концу путины, наступает праздник медведя в новолуние, ближайшее к равноденствию. То есть у айнов был очень сложный и продуманный календарь.
В конце 1970-х годов в судьбе советского историка и этнографа Юрия Кнорозова случился совершенно необычный поворот: его интерес к тому, что условно называют охотской культурой, заставил ученого отправиться к восточным границам СССР.
Находки и факты, установленные в результате работы северо-курильской этнографической экспедиции Юрия Кнорозова пролили некоторый свет на мир айнов, но и повлекли массу новых противоречий. В 1987 году он вторил Штернбергу и отделил пиктографию айнов от континентальной, хотя и усматривал сходство с эскимосской культурой. Но уже в 1990 году Кнорозов приводил цитату Льва Гумилева: «Вопросы происхождения айнов остаются спорными. Лишь некоторые элементы культуры вполне объясняются их длительным проживанием на субтропических японских островах, и нет оснований вести предков айнов из тропических стран. Язык и раса айнов пока остаются обособленными». Высказывалось мнение, что айны — остатки расы, исчезнувшей к середине XI века до н.э.
Первой своей задачей Кнорозов считал исследование наскальных изображений петроглифов вулкана Богдан Хмельницкий (остров Итуруп, Курилы. — Примеч. РП), и поиск новых пиктографических знаков и надписей на острове. Первое время команду Курильской экспедиции преследовали неудачи, но, в конце концов, на побережье Курильского залива были найдены валунные плиты со знаками-пиктограммами.
Интерес Кнорозова к айнам не был бескорыстен, потому что, в первую очередь, Кнорозов был американистом. Из его письма директору института этнографии академии наук СССР академику Бромлею: «Видимо, через Курильские острова шел Восточный пусть через Берингию, соединяющую Азию с Америкой Ледникового периода, и, видимо, этим путем шли предки эскимосов, алеутов, индейских племен, Тихоокеанского берега Северной Америки. В дальнейшем на Курильских островах появляются племена айнов, пришедшие с юга через Японские острова».
Во время экспедиций Кнорозова были разведаны летние и зимние селения жилища айнов, обнаружены могильники, исследованы айнские погребальные столбы, найдено значительное количество образцов их пиктографической письменности. Юрий Валентинович пришел к выводу (из письма): «Пиктография айнов, бесспорно, связана с более ранней пиктографией времен охотской культуры, очень близка к эскимосской, но резко отличается от пиктографии континентальных племен». В 1990 году Кнорозов в последний раз побывал в Сахалинской области, и на данный момент исследование айнов практически встало. Наверно, только заинтересованность нового ученого мировой величины способна привести работу в движение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий