Пошук на сайті / Site search

16.08.2019

Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960)

Юрий Николаевич Рерих (1902 – 1960) — выдающийся учёный-востоковед, лингвист, историк, этнограф, археолог, искусствовед — человек энциклопедических знаний.

Юрий Рерих родился 16 августа 1902 г. в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские годы прошли в Петербурге; обучался в гимназии К.И. Мая. С ранних лет он проявил необычайную способность к языкам. Получив в Петербурге начальное образование, он продолжил обучение в лучших вузах мира. В Школе восточных языков Лондонского университета Юрий Рерих изучает персидский язык и санскрит (1919 – 1920), затем продолжает учёбу в Гарвардском университете (США) и завершает своё образование в Парижском университете в Сорбонне (1922 – 1923), где получает учёную степень магистра индийской словесности.

В 1923 г. Юрий Николаевич отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию, возглавляемую его отцом. Это путешествие дало ему возможность усовершенствовать своё знание восточных языков и диалектов, а благодаря длительному пребыванию среди тибетских племён Ю.Н. Рерих стал единственным в мире специалистом по тибетским диалектам. Знание тибетского и монгольского, древних восточных языков (санскрит, пали и др.) позволило ему глубоко постичь мировоззрение восточных народов.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи основывают в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати», директором которого становится Ю.Н. Рерих. Институт занимается вопросами всестороннего изучения Гималайского региона и прилегающих к нему областей, включающими природу и жизнь людей, их населяющих. Исследования Ю.Н. Рериха в области тибетологии и буддологии, монголоведения и индологии, результаты филологических, историко-культурных и археологических изысканий уже в 1930-е годы прочно утвердили его имя в ряду выдающихся востоковедов мира. События Второй мировой войны приостановили исследования Института, но научная работа Ю.Н. Рериха продолжалась.

В 1949 г., после ухода из жизни Н.К. Рериха, Юрий Николаевич и Елена Ивановна переезжают в Калимпонг. В 1955 г. закончился земной путь Е.И. Рерих.

В 1957 г. благодаря содействию Н.С. Хрущёва Ю.Н. Рерих возвращается на Родину. Местом его работы в Москве становится Институт востоковедения АН СССР, в котором он возглавил Сектор философии и истории религий Индии. Усилиями Ю.Н. Рериха была создана так называемая «рериховская школа» индологов и тибетологов, отличающаяся особым стилем исследований.

Но «задача, с которой Юрий Николаевич приехал на Родину, была гораздо шире чисто научной сферы и заключалась в том, чтобы дать импульс к формированию нового сознания у соотечественников, подвести их к тем новым идеям и путям, которые он почерпнул в источнике великой восточной мудрости. И эту задачу он выполнил через возвращение Родине принадлежащего ей всего духовного богатства семьи Рерихов: картин, книг, — и тем самым заложил фундамент будущих достижений» (Н.Д. Спирина). Эту работу он вёл параллельно с научной, организовывая выставки картин отца, добивался публикации его трудов, проводил лекции о его творчестве.

21 мая 1960 года Ю.Н. Рерих ушёл с земного плана.
_____________

Из всей семьи Рерихов Юрий Николаевич кажется нам особенно недосягаемым в связи с колоссальностью его научных знаний. Он — как неприступная вершина, которой можно только любоваться, но нельзя приблизиться к ней, потому что мы ещё не способны так многое вместить. Подумать только: молодой человек блестяще оканчивает восточные отделения лучших университетов мира: Гарвардский — со степенью бакалавра, в Сорбонне получает степень магистра индийской филологии. Выдающийся востоковед, этнограф, лингвист, «великий монголовед», «величайший в мире тибетолог»1, он не просто знал более тридцати языков, большинство из них он знал в совершенстве! По словам профессора Рам Рахула, возглавлявшего Департамент по центрально-азиатским исследованиям Университета им. Дж. Неру в Дели, духовный глава буддистов Далай-лама говорил, «что никто не знает Тибета так, как Джордж Рерих... что ему доставляет радость говорить с Рерихом, ибо уровень его знания тибетского языка мог быть украшением в любом тибетском высокопоставленном доме»2.

Читая воспоминания современников о Ю.Н. Рерихе, невозможно не удивляться их впечатлениям от общения с этим учёным, обладавшим столь обширными знаниями. Никаких внешних признаков величия, никакого отличия от обычных людей, напротив — удивительная скромность и неподражаемая, располагающая простота.

«Каждую среду после работы я приходил к Юрию Николаевичу, — рассказывает художник-космист Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. — Гостеприимный хозяин радушно встречал в передней; он всегда считал своим долгом раздевать и одевать гостей, несмотря на наши протесты. Он садился за стол, обычно заваленный книгами, и начиналась неторопливая, проникновенная и ласковая беседа»3.

А вот как характеризует Юрия Рериха в своём интервью Леопольд Романович Цесюлевич, заслуженный художник России, рериховед: «Юрий Николаевич был очень прост и естественен в жизни. Не было ничего нарочитого, подчёркнутого, — ни в пище, ни во внешнем облике... [Он] был простой, жизнерадостный, весёлый, не был чужд шутке, юмору. Говорил с друзьями нежно, тихо, ласково. ...Был удивительно деликатен и чуток»4.

Академик АН МНР Шегдарын Бира, в то время начинающий аспирант, так вспоминает о своём первом визите к Ю.Н. Рериху. Дверь ему открыл сам Юрий Николаевич, который очень любезно произнёс по-русски: «Заходите!» — и тотчас же перешёл на монгольский. «Мне стало сразу легко, спокойно... беседа захватила меня, и я не заметил, как пролетело больше двух часов»5. И это несмотря на чрезвычайную занятость учёного.

Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко, жена художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко, делится своими впечатлениями: «Человек с такими обширными знаниями, он никому ничего не вещал. Он был удивительно скромным и в то же время поразительным по глубине собеседником. Никогда он не давал почувствовать, что он всё знает. К собеседнику любого уровня он всегда относился с глубоким уважением»6.

А художница Илзе Рихардовна Рудзите отмечает: «Я заметила, что у всех людей, которые общались с ним, в том числе и у меня, в его присутствии растворялись любые волнения, напряжённость, застенчивость и прочее и человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как будто наравне с ним»7.

Ю.Н. Рерих мог быть и суровым: многие отмечали, что, когда он встречался с недобросовестностью или ленью, в его голосе звучала сталь. Но сейчас подчеркнём именно присущую ему простоту во всём: в одежде, общении, речи. Никто не чувствовал пропасти, разделявшей Юрия Николаевича и собеседника, которая, казалось бы, при таком огромном арсенале его знаний должна была чувствоваться сама собой.

Выступая с лекциями о Н.К. Рерихе, Юрий Николаевич, по словам очевидцев, иногда цитировал отдельные абзацы из статей Николая Константиновича, но чаще рассказывал обо всём своими словами — просто, доходчиво и убедительно. И эту простоту и доходчивость его речи подчёркивают все.

Обратимся к Учению Живой Этики. «Знание приводит к простоте»8. «Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал»9. «В этой простоте заключается вся очередная Тайна, ещё так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках»10.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «...простота и ясность изложения свидетельствуют о ясности сознания»11. «Отсутствие простоты — явный признак отсутствия духовности. Простота — великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. (...) Чем выше, тем проще»12.

Ю.Н. Рерих был представителем Новой Эпохи. Он, как и все Рерихи, стал для нас живым примером нового человека, человека наступающего светлого будущего. Обладая высочайшим знанием, он являл собою необыкновенную простоту, ибо всё великое — просто.

1 Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Новосибирск, 2002. С. 29.
2 Там же. С. 30.
3 Там же. С. 64.
4 Там же. С. 78 – 79.
5 Там же. С. 46.
6 Там же. С. 104.
7 Там же. С. 19.
8 Аум. 508.
9 Надземное. 581.
10 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 3.
11 Грани Агни Йоги. VIII. 293.
12 Там же. VI. 222. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти