Согласно официальным китайским данным численность уйгуров в КНР составляет приблизительно 11 миллионов человек, и за пределами Китая численность уйгуров до 0,5 млн (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения). История и происхождение этого тюркского народа имеет глубокие корни, но собственно сама история этого народа, как собственно и других народов, началась с именем «уйгур».
История этнонима «уйгур»
В письменных источниках уйгуры упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.), в китайских династийных хрониках «Суйттти (581–618 гг.), Танши (618–907 гг.) и в арабо-персидских сочинениях, но под разными названиями : вэйху, хойху, токуз-огузы. В арабо-персидских источниках их называли тогуз-гузы (токуз-огуз, т. е. «девять родов или племён»: йологэ или яглакар, гэса, аучжай, йовугэ, кюйлоу, мокэсигие, хасиеву, хувиньсо, худугэ ) пока Махмуд аль Кашгари не стал назвать их по сложившемуся общему для девяти племён самоназванию – уйгур (китайский эквивалент юйгу), но впервые, собственно этноним «уйгур», начинает встречаться в китайских источниках, как имя одного из тюркоязычных телеских («тележники») племён.
Существует несколько версий появления, и значения этнонима «уйгур»:
Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)». Абулгази опирается на источники Рашид ад-Дина, по которому, легендарный Огуз-хан дал имя «уйгур» племени, которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь. На тюркском языке это слово означает «объединяющий, соединяющий».
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ещё к временам Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур»
Выше перечисленные племена приняли общее имя уйгур, после создания собственного Уйгурского каганата (745–840 гг.), но наряду с этим этнонимом также широкое было распространение экзоэтноним «токкуз огуз».
После распада уйгурского каганата и миграции древнеуйгурских племён из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться вплоть до XVI—XVII вв. группами населения Турфана, Кумула, Кучи.
С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами, монголы — хотонами, китайцы — чантоу. Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария. Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном, куда входят шесть городов.
«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией» — Чокан Валиханов, 1859 г.
Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками) и духовенства (ахунами). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы — потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке. Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени. Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами.
Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана, при поддержке известного тюрколога С.Е.Малова, было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур».
История народа уйгур
Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).
В III—IV вв. уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их каганата (государства). Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам.
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. На левом берегу Орхона была построена столица Кара-Балгасун или Орду-Балык, на месте которой спустя почти пять веков Чингиз-хан построил свою столицу. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745—795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 г. к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.
Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии, однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы — против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан.
В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В результате тесных контактов с иранскими и согдийскими купцами и проповедниками (манихейства, несторианства), уйгуры создали собственную письменность и оригинальную литературу, и культуру скульптурных изображений. Именно в этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе, осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., из таких племён как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие
Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана (Синьцзян, Китай) из отдалённых территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения, и об этом свидетельствуют научные исследования по разным направлениям.
Антропология уйгуров
На древнекитайском рисунке уйгурский мужчина изображён «с толстым носом, большими глазами и сильно развитой растительностью на лице и на всём теле и с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями» (Грумм-Гржимайло, 1926, с. 18). Описание человека явно европеоидное, однако уйгуры антропологически, являются народом смешанного типа, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси.
Генетика уйгурского этноса
Уйгуры относятся к населению Евразии, с восточно-евразийскими и западно-евразийскими генетическими и антропометрическими признаками, и генетические исследования выявили разнородные компоненты и в разных пропорциях.
Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотана — это небольшой город-округ с населением 322 000 человек — выяснилось, что живущие там уйгуры имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских. В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области доля европейских генов падает до 47 %. Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует только 30 % европейского компонента
При исследовании мтДНК (женская ДНК), получены следующие данные. Частота западно-евразийской гаплогруппы в уйгурах составляет 42,6 %. Частота восточно-азиатской гаплогруппы — 57,4 %. При уточнении данных по Y-ДНК гаплогруппам (мужская ДНК) — западно-евразийский компонент — до 65 %, восточно-азиатский компонент — от 30 % до 35 %.
Современные жители бассейна реки Тарим — уйгуры, относятся как к гаплогруппе R1b-M73 (около 20%) и гаплогруппе R1a1 (около 30%), что совпадают с таримскими гаплогруппы R1a1 и тохарским R1b1-M73.
Подобное соотношение генных компонентов может быть вызвано двумя причинами:
Как результат непрерывного потока генов из популяций европейского и азиатского регионов.
Как результат формирования одним большим миграционным потоком в относительно краткий исторический период (т. н. модель гибридной изоляции). Если принимать во внимание данную теорию, то подобный период был возможен 126 поколений или 2 520 лет тому назад (если одно поколение считать за 20 лет).
Согласно теории китайских учёных, изложенной в статье в American Journal of Human Genetics, западно-азиатское население теснее связано с уйгурами, нежели население Восточной Азии. Анализ исторических данных указывает на то, что уйгуры сформировались путём смешения между тохарами с Запада и орхонскими уйгурами с Востока в 8 веке нашей эры. Уйгурская империя изначально находилась на территории нынешней Монголии и завоевала племена тохаров в Синьцзяне. Археологические находки на тохарских раскопках указывают на сходство с северными и центральными европейцами. Уйгуры из региона Орхон демонстрируют явно восточно-азиатское происхождение. В Синьцзяне произошло смешение этих двух этнических общностей и в итоге появились нынешние уйгуры. Затрудняет окончательную идентификацию прошлой генетической истории уйгуров то, что неизвестная точная генетика ассимилированных уйгурами тохаров.
Таким образом, уйгуры являются одним из многих народов Центральной Евразии, который обладает одновременно генетикой, связанной с европеоидами, и с генетикой населения Восточной Азии.
Подобная смешанная генетика в современный период послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае в силу своей экзотической внешности, но при сохранении заметной доли восточно-азиатских стандартов. В начале ХХI века уйгуры составляют большую долю относительно своей численности в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры тоже популярны, в силу того что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить на севернокитайском языке.
Язык современных уйгуров
Современный уйгурский язык (новоуйгурский) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский, лобнорский) и множество говоров, но поскольку этнический состав Восточного Туркестана менялся не раз, сохранились и этнические группы, отразившие этот процесс. К примеру, жёлтые уйгуры в Ганьсу (и сохранившие буддистское вероисповедование), говорят на сарыг-югурском языке, который по анализу списков Сводеша ближе к хакасским и горно-алтайским языкам, а караханидско-уйгурское койне, образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюркских племён, пришедших в XI веке из Маверранахра (огузы, карлуки и т.д).
В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар), самыми известными из которых, являются турфанцы, кашгары, хотанцы, доланы, абдалы и другие. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершённости ассимиляции групп иного этнического происхождения.
Источники
Литература: Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: этнос, языки, религии. М., 1992; Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. СПб., 2003. e-reading.club
История этнонима «уйгур»
В письменных источниках уйгуры упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.), в китайских династийных хрониках «Суйттти (581–618 гг.), Танши (618–907 гг.) и в арабо-персидских сочинениях, но под разными названиями : вэйху, хойху, токуз-огузы. В арабо-персидских источниках их называли тогуз-гузы (токуз-огуз, т. е. «девять родов или племён»: йологэ или яглакар, гэса, аучжай, йовугэ, кюйлоу, мокэсигие, хасиеву, хувиньсо, худугэ ) пока Махмуд аль Кашгари не стал назвать их по сложившемуся общему для девяти племён самоназванию – уйгур (китайский эквивалент юйгу), но впервые, собственно этноним «уйгур», начинает встречаться в китайских источниках, как имя одного из тюркоязычных телеских («тележники») племён.
Существует несколько версий появления, и значения этнонима «уйгур»:
Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: «Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)». Абулгази опирается на источники Рашид ад-Дина, по которому, легендарный Огуз-хан дал имя «уйгур» племени, которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь. На тюркском языке это слово означает «объединяющий, соединяющий».
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ещё к временам Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур»
Выше перечисленные племена приняли общее имя уйгур, после создания собственного Уйгурского каганата (745–840 гг.), но наряду с этим этнонимом также широкое было распространение экзоэтноним «токкуз огуз».
После распада уйгурского каганата и миграции древнеуйгурских племён из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться вплоть до XVI—XVII вв. группами населения Турфана, Кумула, Кучи.
С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами, монголы — хотонами, китайцы — чантоу. Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария. Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном, куда входят шесть городов.
«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией» — Чокан Валиханов, 1859 г.
Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками) и духовенства (ахунами). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы — потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке. Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени. Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами.
Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана, при поддержке известного тюрколога С.Е.Малова, было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур».
История народа уйгур
Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).
В III—IV вв. уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их каганата (государства). Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам.
С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. На левом берегу Орхона была построена столица Кара-Балгасун или Орду-Балык, на месте которой спустя почти пять веков Чингиз-хан построил свою столицу. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745—795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 г. к власти пришло племя эдизов (795—840), которое также приняло название яглакар.
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.
Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии, однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы — против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан.
В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В результате тесных контактов с иранскими и согдийскими купцами и проповедниками (манихейства, несторианства), уйгуры создали собственную письменность и оригинальную литературу, и культуру скульптурных изображений. Именно в этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе, осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., из таких племён как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие
Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана (Синьцзян, Китай) из отдалённых территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения, и об этом свидетельствуют научные исследования по разным направлениям.
Антропология уйгуров
На древнекитайском рисунке уйгурский мужчина изображён «с толстым носом, большими глазами и сильно развитой растительностью на лице и на всём теле и с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями» (Грумм-Гржимайло, 1926, с. 18). Описание человека явно европеоидное, однако уйгуры антропологически, являются народом смешанного типа, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси.
Генетика уйгурского этноса
Уйгуры относятся к населению Евразии, с восточно-евразийскими и западно-евразийскими генетическими и антропометрическими признаками, и генетические исследования выявили разнородные компоненты и в разных пропорциях.
Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотана — это небольшой город-округ с населением 322 000 человек — выяснилось, что живущие там уйгуры имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских. В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области доля европейских генов падает до 47 %. Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует только 30 % европейского компонента
При исследовании мтДНК (женская ДНК), получены следующие данные. Частота западно-евразийской гаплогруппы в уйгурах составляет 42,6 %. Частота восточно-азиатской гаплогруппы — 57,4 %. При уточнении данных по Y-ДНК гаплогруппам (мужская ДНК) — западно-евразийский компонент — до 65 %, восточно-азиатский компонент — от 30 % до 35 %.
Современные жители бассейна реки Тарим — уйгуры, относятся как к гаплогруппе R1b-M73 (около 20%) и гаплогруппе R1a1 (около 30%), что совпадают с таримскими гаплогруппы R1a1 и тохарским R1b1-M73.
Подобное соотношение генных компонентов может быть вызвано двумя причинами:
Как результат непрерывного потока генов из популяций европейского и азиатского регионов.
Как результат формирования одним большим миграционным потоком в относительно краткий исторический период (т. н. модель гибридной изоляции). Если принимать во внимание данную теорию, то подобный период был возможен 126 поколений или 2 520 лет тому назад (если одно поколение считать за 20 лет).
Согласно теории китайских учёных, изложенной в статье в American Journal of Human Genetics, западно-азиатское население теснее связано с уйгурами, нежели население Восточной Азии. Анализ исторических данных указывает на то, что уйгуры сформировались путём смешения между тохарами с Запада и орхонскими уйгурами с Востока в 8 веке нашей эры. Уйгурская империя изначально находилась на территории нынешней Монголии и завоевала племена тохаров в Синьцзяне. Археологические находки на тохарских раскопках указывают на сходство с северными и центральными европейцами. Уйгуры из региона Орхон демонстрируют явно восточно-азиатское происхождение. В Синьцзяне произошло смешение этих двух этнических общностей и в итоге появились нынешние уйгуры. Затрудняет окончательную идентификацию прошлой генетической истории уйгуров то, что неизвестная точная генетика ассимилированных уйгурами тохаров.
Таким образом, уйгуры являются одним из многих народов Центральной Евразии, который обладает одновременно генетикой, связанной с европеоидами, и с генетикой населения Восточной Азии.
Подобная смешанная генетика в современный период послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае в силу своей экзотической внешности, но при сохранении заметной доли восточно-азиатских стандартов. В начале ХХI века уйгуры составляют большую долю относительно своей численности в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры тоже популярны, в силу того что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить на севернокитайском языке.
Язык современных уйгуров
Современный уйгурский язык (новоуйгурский) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский, лобнорский) и множество говоров, но поскольку этнический состав Восточного Туркестана менялся не раз, сохранились и этнические группы, отразившие этот процесс. К примеру, жёлтые уйгуры в Ганьсу (и сохранившие буддистское вероисповедование), говорят на сарыг-югурском языке, который по анализу списков Сводеша ближе к хакасским и горно-алтайским языкам, а караханидско-уйгурское койне, образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюркских племён, пришедших в XI веке из Маверранахра (огузы, карлуки и т.д).
В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) — юрты (уйг. юртлар), самыми известными из которых, являются турфанцы, кашгары, хотанцы, доланы, абдалы и другие. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершённости ассимиляции групп иного этнического происхождения.
Источники
Литература: Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: этнос, языки, религии. М., 1992; Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. СПб., 2003. e-reading.club
Комментариев нет:
Отправить комментарий