Дерево - важнейший образ тюркской мифологии и религии. Жизнь щорцев, хакасов, алтайцев и тувинцев (тюрков Саяно - Алтая) всегда была связана с горной тайгой. Как и гора, дерево выступает в роли центра мира, оно связывает землю с небом. Поэтому с деревом ассоциируются все важнейшие процессы, которые происходят в природе и обществе.
Так по воззрением хакасов существует ағас – ээзи (лесной дух-хозяин дерева). Хакасы считают, ағас – ээзи охраняют уснувшего под кроной дерева путника.
Так известна одна легенда о том, как один человек в лесу, под раскидистым деревом, спросив разрешение на ночлег у ағас – ээзи уснул. Ночью к этому дереву пришла лесная дева. Путник сквозь сон услышал их разговор, когда она стала звать лесного духа, говоря: «Твой дедушка сильно болеет и хочет видеть тебя». На что лесной дух-хозяин ответил: «Я не смогу навестить его, т. к. у моего подножия спит гость». «Для гостя приготовлен подарок». — воскликнула лесная дева. Утром путник проснулся от громкого гула. Он отправился на то место и увидел упавшее большое дерево, в дупле которого находились соболиные меха. Дерево являлось умершим дедом лесного духа, приютившего путника.
После захода солнца в лесу запрещалось рубить деревья. Если же ночью появлялась в этом срочная необходимость, то дерево сначала надо было разбудить легким постукиванием топора и затем спросить разрешение у ағас – ээзи.
На постройки и на дрова использовали только сухостой («тыны чох ағас») — дерево без дыхания (жизни).
При заготовке леса для строительства дома первое дерево обязательно
надо было валить в сторону восхода солнца. Дрова кололи в специальном отведенном месте двора, имевшем сакральное значение.
Ночью рубить дрова запрещалось. В случае необходимости к духу-хозяину места колки дров обращались со словами: «царевна рожает ребенка, срочно рублю дрова для ее обогрева». Чурка для колки дров («тортах») имела тоже своего духа-хозяина. Например запрещалось оставлять топор на ночь воткнутым в чурку. Верили, что последняя будет всю ночь стонать. В таком жилище не будет счастья.
Алтайцы так же почитали духа-хозяина леса (агаш ээзи). Алтайцы признавали за деревьями способность дышать, думать, разговаривать, ходить друг к другу в гости, испытывать боль, плакать, понимать язык людей.
Были в лесу и деревья-шаманы - те, у которых раздваивался ствол или ветви на вершине переплетались клубком.
Считалось, что у каждого рода есть своя порода дерева, от которой он ведет свое происхождение. Священное дерево рода не рубили, к нему относились с большим уважением. Самыми почитаемыми деревьями у алтайцев были: береза, лиственница, тополь, кедр, сосна, пихта, ель. Под березой умерщвляли жертвенное животное, из нее сооружали жертвенники, использовали в свадебных обрядах как символ чистоты. Священный тополь часто упоминается в эпосе.
Особая роль отводилась кустарниковым деревьям: жимолости, можжевельнику, вереску, таволожнику, которые играли роль оберегов и обладали способностью отгонять злых духов. Чтобы набрать веточек этих растений, надо было испросить разрешения у духа-хозяина тайги, привязать жертвенные ленты дьялама. На месте сбора нельзя было кричать, осквернять место, в противном случае человек нес наказание от духа хозяина леса.
Литература: Бутанаев В.Я, К. М. Торбостаев "Энциклопедии Республики Хакасия"; Материалы М.В.Чевалкова в публикациях Г.Н.Потанина.
Так по воззрением хакасов существует ағас – ээзи (лесной дух-хозяин дерева). Хакасы считают, ағас – ээзи охраняют уснувшего под кроной дерева путника.
Так известна одна легенда о том, как один человек в лесу, под раскидистым деревом, спросив разрешение на ночлег у ағас – ээзи уснул. Ночью к этому дереву пришла лесная дева. Путник сквозь сон услышал их разговор, когда она стала звать лесного духа, говоря: «Твой дедушка сильно болеет и хочет видеть тебя». На что лесной дух-хозяин ответил: «Я не смогу навестить его, т. к. у моего подножия спит гость». «Для гостя приготовлен подарок». — воскликнула лесная дева. Утром путник проснулся от громкого гула. Он отправился на то место и увидел упавшее большое дерево, в дупле которого находились соболиные меха. Дерево являлось умершим дедом лесного духа, приютившего путника.
После захода солнца в лесу запрещалось рубить деревья. Если же ночью появлялась в этом срочная необходимость, то дерево сначала надо было разбудить легким постукиванием топора и затем спросить разрешение у ағас – ээзи.
На постройки и на дрова использовали только сухостой («тыны чох ағас») — дерево без дыхания (жизни).
При заготовке леса для строительства дома первое дерево обязательно
надо было валить в сторону восхода солнца. Дрова кололи в специальном отведенном месте двора, имевшем сакральное значение.
Ночью рубить дрова запрещалось. В случае необходимости к духу-хозяину места колки дров обращались со словами: «царевна рожает ребенка, срочно рублю дрова для ее обогрева». Чурка для колки дров («тортах») имела тоже своего духа-хозяина. Например запрещалось оставлять топор на ночь воткнутым в чурку. Верили, что последняя будет всю ночь стонать. В таком жилище не будет счастья.
Алтайцы так же почитали духа-хозяина леса (агаш ээзи). Алтайцы признавали за деревьями способность дышать, думать, разговаривать, ходить друг к другу в гости, испытывать боль, плакать, понимать язык людей.
Были в лесу и деревья-шаманы - те, у которых раздваивался ствол или ветви на вершине переплетались клубком.
Считалось, что у каждого рода есть своя порода дерева, от которой он ведет свое происхождение. Священное дерево рода не рубили, к нему относились с большим уважением. Самыми почитаемыми деревьями у алтайцев были: береза, лиственница, тополь, кедр, сосна, пихта, ель. Под березой умерщвляли жертвенное животное, из нее сооружали жертвенники, использовали в свадебных обрядах как символ чистоты. Священный тополь часто упоминается в эпосе.
Особая роль отводилась кустарниковым деревьям: жимолости, можжевельнику, вереску, таволожнику, которые играли роль оберегов и обладали способностью отгонять злых духов. Чтобы набрать веточек этих растений, надо было испросить разрешения у духа-хозяина тайги, привязать жертвенные ленты дьялама. На месте сбора нельзя было кричать, осквернять место, в противном случае человек нес наказание от духа хозяина леса.
Литература: Бутанаев В.Я, К. М. Торбостаев "Энциклопедии Республики Хакасия"; Материалы М.В.Чевалкова в публикациях Г.Н.Потанина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий