Сираки, одно из сарматских племен, занимали с II в. до н.э. приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани.
Профессор Городцов считает, что они принесли с собою особые драгоценные украшения для конской сбруи. Они хоронили своих покойнико в могильной яме: обычно с её северной стороны, ниже дна, подкапывалась камера или подбой, куда укладывали покойника, а прямо на дно могилы помещали его убитого коня.
Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях, расположенных от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. По словам древнегреческого географа и историка Страбона, аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
В 49 г. н.э. сираки и аорсы – традиционные союзники утвердившейся в Боспорском царстве понтийской династии – втягиваются в борьбу за престол между Митридатом VII и Котисом. Наличие сразу двух царей на Боспоре разлучило сираков и аорсов: первые помогали Митридату, вторые – Котису. В итоге аорсы оказались на стороне победителей, а сираки утратили благосклонность боспорских владык. В ходе этой борьбы какая-то часть аорсов и сираков оказалась далеко к западу от родных степей. По сообщению римского историка Плиния Старшего, аорсы кочевали в Буджакской степи в Молдавии, а сираки – между Николаевским лиманом и Перекопом. Напомню: на другом берегу Николаевского лимана располагался греческий город Ольвия, граждане которого также поддержали Митридата VII.
Перечисляя народы с севера на юг Страбон пишет: «… первую часть – от северных стран и океана – населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них вглубь страны – сарматы (тоже скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор…» (Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. 1990: 176-177). Сираков большинство исследователи локализуют в пределах довольно ограниченного района: в Прикубанье, либо в бассейне рек Егорлык и Маныч (Шилов В.П., 1983: 41-43). Аорсы обитали на левобережье Нижнего Дона, верхние аорсы владели северным и западным побережьями Каспийского моря, степями Нижнего Поволжья (Шилов В.П., 1983: 37; Скрипкин А.С., 1990: 196).Видимо. часть сармат-сираков позже была ассимилирована тюрками. Так, этноним «сирак» (sıyraq) сохранился в качестве названий небольших родов у ногайцев, казахов и узбеков:
1. Qara-sıyraq – род (ырув), входивший в состав Джембойлукской орды ногайцев (представители проживают в Турции).
2. Quw-sıyraq – родовое подразделении в составе рода Sıyqım племени Duwlat (Ulı jüz – Большая орда, Казахстан).
3. Sıyraq – род (урув) в составе племени Nayman (Orta jüz – Средняя орда, Казахстан).
4. Sıyraqtı (основа sıyraq + аффикс -tı) – родовое отделение племени jağalbaylı (жагалбайлы).
5. Sıyraqtı ~ sıyraq – среди родовых групп объединения алшынов (Младший жуз, Казахстан).
6. Qara sıyraq, букв. «чёрные голени», – род в составе узбекского племени qırq, букв. «сорок» (возможно, от выражения qırq uruw «сорок родов» в значении «составленный из множества разных родов»).
Определение qara «чёрный» обозначало часть рода по географическому признаку (западный, северный), в противоположность словам aq «белый» и sarı(ğ) «жёлтый» (т.е. восточный или южный); ср. qara-tatar, qara-bulğar, qara-qıpçaq, sarığ-yuğur и т.д.
Лексема sıyraq имеет значения: «голень; большая берцовая кость; одна четвёртая часть туши (крупного скота); сошки (старого охотничьего ружья)».
Возможно, родовые подразделения с этим названием встречаются в составе других казахских племён и тюркских народов.
Аналогичные примеры:
- скифское племя agar (греч. форма мн.ч. – agaroi), видимо, имеет связь через общее имя со средневековым тюркским племенем aqar ~ ağar и ушедшими в раннем средневековье на запад аварами (abar ~ awar, букв. «переселенцы» – причастие от глагола ağ- ~ aw-);
- древний этноним sawar ~ sawır (самоназвание северокавказских гуннов-савиров) сохранился в имени sabar, обозначающем родовое подразделение кыргызского племени sarı-bağış;
- название скифского племени katiar сохранилось в разных формах: qazar – хазар, qadjar – каджар, kedar – кедар, гунны-кидариты и пр.; известны объединения «белых» (агафирсы, акациры, ак-казар, ак-хазир и т.д.) и «чёрных» (кара-хазар);
- название скифского племени kaniak осталось в именах родов, впоследствии вошедших в состав племени arğın – qara-kenjek и sarı-kenjek, представители которых проживают в селе Кайнар (Абралинский район, ВКО), а также в названии средневекового города в Казахстане – Кенжак;
- название скифского племени alazones (основа – alaz), обитавшего во времена Геродота в Северном Причерноморье, использовалось в средние века как обозначение тюркского племени haladz ~ halaç, от которых ведут происхождение халаджи в Иране и многочисленное племя гильзаев в Афганистане; этот же древний этноним сохранился как архаичное самоназвание alaş у казахов и был известен в роли общего боевого клича (uran) у ногайцев и казахов.
Аримы – это название киммерийского племени упоминается в гомеровском эпосе (Αριμοισι). В ассирийских источниках XIII века до н.э. упоминаются arima, в более поздних урартских источниках – arme. Arimoi (латинск. Arimi) как киммерийское племя в Малой Азии, обосновавшееся в Киликии. Страбон локализовал их в Лидии. Они неизбежно вступали в контакты с автохтонным населением, постепенно смешиваясь, заимствовали слова и усваивали местный язык. Ввиду этого остальные тюрки стали называть метисированных соплеменников этим этнонимом - yarım «половинные». Так, например, казанские татары насмешливо называли мишарей (носителей западного диалекта поволжско-татарского языка) yarım-urıs «полурусский» из-за употребления немалого числа русских слов в речи последних. В XIX веке турки называли помаков (славяноязычных болгар-мусульман) yarım dinli «полуверные», видимо, из-за того, что те придерживались каких-то старых обычаев, связанных с православием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий