Поиск по сайту / Site search

25.03.2021

Андрей Сошников: Цари Персии в Египте

Цари Персии считаются XXVII династией в Египте, и на этот раз династия была действительно чужеземной.

Мы мало знаем о пребывании Камбиза в Египте, за исключением того, что нам рассказал Геродот (посетивший Египет около столетия спустя) получивший информацию от египетских жрецов, настроенных против персов. Поэтому они изобразили Камбиза как жестокого и полусумасшедшего тирана, получавшего удовольствие от постоянного осквернения памятников, священных для египтян, и осмеяния традиций, которые они почитали. Например, в период правления Камбиза в Египте египтяне обнаружили быка, выполнявшего их желания, и назвали его Апис – земное воплощение бога Осириса. Конечно, бык является распространенным символом плодородия, и появление Аписа означало хорошие урожаи и счастливые времена. Апису традиционно посвящали праздники и оказывали божественные почести. Камбиз, как пишет Геродот, сразу после возвращения из тяжелого похода увидел египтян веселящимися и, вообразив, что они празднуют его поражение, впал в ярость. Узнав, что праздник проводится в честь Аписа, Камбиз, презиравший такого бога, поднял свой меч и ранил быка. Нам покажется это не столь суровым отношением (если мы подумаем о характере жестокостей, совершаемых в наше время), но для египтян это было намного более ужасным поступком, чем просто захват их страны. Однако, скорее всего, такого никогда не было, Камбиз правил Египтом настолько справедливо, насколько может ожидать завоеванный народ.

Камбиз не собирался ограничиваться завоеванием Египта. Он принял знаки покорности ливийцев к западу от Нила, а также греческого города Кирены. Своей следующей целью он предполагал Нубию на юге. Завоеватель направился на юг к Нубии, по пути захватив и разграбив Фивы (как и Ашшурбанипал полтора века назад). Он сумел подчинить северную часть Нубии Персии, перед тем как вернуться, чтобы восстановить свои силы и собрать дополнительные средства. (Враждебные источники, которыми пользовался Геродот, превратили это в страшное поражение, после которого случился жестокий эпизод с Аписом).

Несомненно, Камбиз продолжил бы череду своих побед, но на его родине разразилась династическая склока. Некий самозванец, утверждающий, что он – старший сын Кира, объявил себя царем. Камбиз поспешно вернулся, чтобы покончить с этим, но по дороге умер. (Неблагожелательный отчет Геродота намекает на то, что он мог совершить самоубийство, после того как был сведен с ума богами, раздраженными его святотатством). 

Правление персов было в некотором смысле благоприятным для Египта. Так, после нескольких месяцев замешательства, последовавших после смерти Камбиза, член царского рода, Дарий I, захватил власть. Он правил 35 лет (521–486 гг. до н. э.) и, без всяких сомнений, был самым талантливым из персидских царей. Он весьма эффективно реорганизовал свою огромную империю и разумно правил Египтом. 

В Египте Дарий выступает как фараон и с именем Сетут-Ра («Потомок Ра»). Известно, что от его имени предпринимались храмовые постройки и в Нильской долине, и в Великом оазисе. В царствование Дария деятельно эксплуатировались для храмовых построек Хаммаматские рудники; ведали ими частью туземные (например, Хнумабра, возводивший свою генеалогию к обожествлённому Имхотепу), частью персидские архитекторы, настолько подвергшиеся влиянию египетской культуры, что они молились египетским богам, и надписи их сделаны египетскими иероглифами. В экспедиции, работающие в Вади Хаммамат, включаются мастера, ведающие орудиями из железа. Переход к железным орудиям обеспечил египетско-персидским мастерам возможность обработки твердых пород камня. Есть основания полагать, что при персах работающие по камню мастера вывозились в Персию и там создавали произведения с несомненным египетским характером.

Имя Дария I встречается на египетских памятниках чаще, чем имена всех остальных персидских царей, вместе взятых. Интересны его Суэцкие надписи, повествующие о проведении канала от реки Нил до Красного моря, что было продолжением работ, начатых еще египетским фараоном Нехо II. В надписи на древнеегипетском языке на найденной в 1972 г. в Сузах его статуе, Дарий I выступает с традиционной титулатурой египетских фараонов как их наследник. В управлении Египтом участвовали туземцы, занимая высокие должности; жрецы и храмы пользовались покровительством; один из них, Уджагорреснет, был отпущен Дарием I в Египет для упорядочения религиозных дел. В Дельте продолжали сидеть мелкие князьки, большей частью ливийского происхождения и родственники последней династии.

Египет под правлением Дария платил дань Персии, которая не была чрезмерно обременительной – 700 талантов. В Мемфис и пограничные города (Элефантину, Марею и Дафну) помещены персидские гарнизоны, на содержание которых взыскивалось с туземцев 120 тыс. медимнов хлеба. 

Но Египет не был укрощен, хотя и подчинялся Персии – власть чужеземцев раздражала его, даже если для этого не было других причин, кроме той, что они были чужеземцами. Его народ, подстрекаемый жрецами, был всегда готов к восстанию. У мелких династов, особенно саисских, стремление к независимости было по-прежнему сильно. Египтяне ждали благоприятной возможности. Рано или поздно Персия будет отвлечена волнениями в каком-нибудь дальнем уголке своей огромной империи, и тогда наступит время…

 Интересным свидетельством вызванного всем этим настроения среднего класса египетского населения может служить небольшая, хранящаяся в Берлинском музее надгробная плита некоего 77-летнего старика Джед-Гор-ефонха, содержащая довольно безграмотно написанный текст, в котором покойный вменяет себе в заслугу, что он восстановил на свои средства домовый храмик бога Пта в мемфисском дворце, «когда никакого фараона не было в доме фараона, он пришел в ветхость, и на его месте играли дети и взрослые». Время этого памятника в точности неизвестно; археологические и филологические соображения указывают на персидскую эпоху вообще, безграмотность говорит за малую интеллигентность. Этот простой, нетитулованный и нечиновный старик является голосом многих тысяч египтян, сожалевших об отсутствии среди них «благого бога», сына и почитателя «великих богов»

Едва только Марафон поколебал обаяние персидской непобедимости, как в Египте начался ряд восстаний, продолжавшихся до середины IV в. и нередко успешных, особенно благодаря содействию греков, основательно считавших египтян своими естественными союзниками. Греческих наемников использовали очень часто в этот период, поскольку два греческих города-государства, Афины и Спарта, ожесточенно воевали между собой с 431-го по 404 г. до н. э., и Спарта в конце концов победила, установив недолгое господство над Грецией. После войны множество солдат оказалось не у дел. Они не могли найти себе занятий в Греции, истощенной и опустошенной длительной войной, и потому охотно нанимались на службу в Египет или в Персию.

Три кратковременные коренные династии правили Египтом в этот последний период независимости. Это были XXVIII, XXIX и XXX династии. 

Последние фараоны были религиозны. Они считали своею обязанностью не только «сражаться за Египет и оберегать трон его», но и «заботиться о храмах». Следы этих забот до такой степени многочисленны, что вызывают удивление и кажутся невероятными, при мысли о кратковременных царствованиях и постоянных войнах. От Фил до Гесема и Навкратиса рассеяны воздвигнутые в это время храмы, наосы, статуи, обелиски, изваяния львов и т. п. И все это, сделанное большею частью из твердого темного камня, поражает изяществом, законченностью, тщательностью отделки. Излюбленная форма религиозных памятников этой эпохи – наосы; это – каменная ниша для статуи божества, украшенная высеченными изображениями и надписями. Вероятно, последние египетские цари любили прибегать к ней особенно потому, что она давала возможность, при сравнительно небольшой затрате времени и материальных средств, выразить в изящной художественной форме усердие к тому или другому религиозному центру, а так как они хотели везде проявлять это усердие, то и выбрали наос – для сооружения храмов повсюду не было ни времени, ни средств, ни необходимости, тем более, что приходилось реставрировать старое и залечивать последствия погромов. Поражает чистота отделки, изящество изображений и иероглифических знаков, высеченных с удивительной тщательностью.

 Усиленная деятельность царей отразилась, между прочим, на каменоломнях Турра и Массара у Мемфиса. Подземные галереи их заключают много памятных демотических надписей писцов, наблюдавших за работами и рабочими. Совершенно непонятно, откуда у этих царей были такие средства, достаточные и для постоянных войн, и для широкой строительной деятельности. 

Вообще внутреннее состояние Египта в эту эпоху мало чем отличалось от саисского времени. По-прежнему в областях сидели номархи, иногда настолько крупные, что казались для греков царями; из них вышли XXIX и XXX династии. 

Странным кажется почти полное отсутствие частных демотических документов от этого времени. Все почти папирусы этого рода относятся ко времени Дария I; Гриффис высказывает предположение, что количество частных сделок находится в связи с благосостоянием страны, и в смутные и трудные времена египтяне предпочитали обходиться без документов и присутственных мест. В таком случае придется о времени самостоятельных фараонов персидского времени сделать весьма невыгодное заключение.

Военный характер также был отличительной чертой этой эпохи, равно как и продолжающееся наводнение страны иноземцами. Кроме греков, финикиян и персов, появляются в большом количестве сирийцы, а с ними арамейские и египто-арамейские стелы с посвящениями египетским богам. Флиндерс Петри нашел остатки мемфисского квартала иностранцев и в нем большое количество терракот, представляющих типы народов, среди которых он распознал персов, греков, семитов, индусов, скифов. По времени они относятся главным образом к 500 – 300 гг. до н. э. 

Политическая и хронологическая стороны истории последних туземных династий, при сравнительном обилии и разнообразии сведений и памятников, все еще представляют много неясного и трудного. Пред нами события и цари, засвидетельствованные греческими писателями и неизвестные из туземных памятников, и наоборот, оставившие следы в храмах и на папирусах, но не упоминаемые у авторов, противоречия в хронологии, сомнительные фактические данные и т. п. Замечательным историческим сочинением является так называемая «Демотическая хроника», в которой не только коротко изложена история последних династий, но (и это ново) произносится суд над каждым отдельным царствованием. Причины успеха и неуспеха определялись отношением того или иного царя к богам и храмам. Первый фараон XXVIII династии Амиртей упоминается здесь пока единственный раз в египетском тексте, как «первый царь после варваров – мидян», при котором «явилось очищение». Фараон Нектанеб I и его XXX династия искусственно связаны с предшествующей XXIX династией. Время последнего фараона Нектанеба II названо «временем гибели, дележа в 18-й день», когда «мидяне-языки открыли сокровища», когда «наши водовместилища, наши каналы полны слез, и в Египте нет людей, чтобы жить в домах», и ожидается спаситель из Эфиопии. К некоторым царям персидского времени автор относится отрицательно, особенно же к Нектанебу II, которого он высмеивает, заставляя чваниться царским одеянием.

Вне Египта власть фараонов простиралась на ливийские оазисы. Некоторое время, кроме того, фараонам удалось распространить свое влияние и даже власть на Сирию. 

Все пребывали в ожидании, когда Персия почувствует достаточно сил, чтобы снова вернуться в Египет. К 379 г. до н. э., когда XXX династия пришла к власти, вторжение Персии казалось неизбежным. Фараону Нектанебу II (367-350 гг. до н. э.) досталась скорбная участь быть последним коренным правителем всего Египта. Победа, одержанная им над персидским царем Артаксерксом III Охом, послужила сигналом к восстанию Финикии и Кипра. Подавив эти восстания, Ох снова двинулся на Египет с огромным войском и греческими наемниками. Были греки и у Нектанеба II, но он не обладал талантом полководца и был слишком ослеплен первым успехом; к тому же и египтяне, напуганные участью Финикии, сдавались персам. Запершись сначала в Мемфисе, Нектанеб II, после взятия неприятелем важного в стратегическом отношении Бубастиса, бежал в Эфиопию. 

Артаксеркс III Ох восстановил персидское господство и правил жестоко. Рассказывали, что он, узнав, что египтяне называют его, как и других персидских царей, ослом (т. е. Сетхом, который теперь окончательно сделался чёртом), сказал: «этот осел съест вашего быка»; приказал изжарить Аписа и съел его с приятелями, а также убил мендесского священного овна. Вместо Аписа он поставил осла и велел служить ему и т. п.  

Новая попытка восстановления царства фараонов произошла под влиянием низвержения Оха и последовавших за этим дворцовых смут в Персии. В довольно значительном числе египетских текстов упоминается фараон Хабабаш. По-видимому, он был нубийским князем из Южного Египта, которому на короткое время удалось установить свою власть в Египте. Тронное имя Хабабаша – Сененсетепенптах («Подобие Танена, избранник Птаха») — указывает на коронацию в Мемфисе. В одной надписи его назвали «сыном солнца». В 330-х гг. до н. э. Хабабаш возглавил военный поход в царство Куш. Поход, похоже, был очень неудачным  Хабабаш был разбит кушитским царем Настасеном, о чём свидетельствует стела, хранящаяся в Берлинском Египетском музее. Стела сатрапов свидетельствует о том, что на втором году своего правления Хабабаш инспектировал укрепления в Дельте, чтобы отразить предстоящее нападение персов. Согласно тому же источнику, Хабабаш велел вернуть храму Буто земли, которые раньше были конфискованы персидским царём. Таким образом, царь этот признавался около двух лет во всем Египте.  Хабабаш был, по-видимому, побеждён Дарием III, и Египет вновь был подчинён персами. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Явившемуся в 332 г. до н. э. в качестве «освободителя» Александру Македонскому Египет покорился без всякого сопротивления. Задержавшись в долине Нила на 6 месяцев (декабрь 332 - май 331 гг. до н. э.), царь совершил паломничество к оракулу Амона в оазисе Сива в Ливийской пустыне, жрецы которого посвятили его, по обычаю древних фараонов, в «сына Амона» («сына солнца»). Александр не касался местных обычаев и религиозных верований в противность персам, которые их часто оскорбляли; это приобрело ему доверие и любовь населения и укрепило его господство в этой стране, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления, введенного им в Египте, где он основал Александрию, сделавшуюся одним из первых городов древнего мира. При завоевании Египта Александром Великим, была пущена династическая легенда о происхождении его от Нектанеба II, которая вошла в роман Александра (внук Нектанеба, носивший то же имя, занимал важную придворную должность при Птолемеях).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти