Казахские танцы всегда были весёлыми, эмоциональными и служили своеобразными украшениями празднеств. Об искусных танцовщицах говорили «мың бұралып билейді» (танцует, делая тысячи телодвижений). Во время танцев все – и участники, и зрители – получали сильный положительный эмоциональный заряд, а у молодёжи появлялась возможность ближе узнать друг друга.
***
Свидетельства в искусстве
Через эмоции и темп танцевальных движений казахи показывали все стороны своей жизни. В них отражались и охота с ловчими птицами, и ловкость казахских джигитов во время скачек на конях, и стрельба из лука, и многое другое…
У каждого танца было и своё название:
«Дабылпаз» (охотник с барабаном);
«Құсбегі» (танец сокольников);
«Келіншек биі» (танец невестки);
«Қара жорға» (Чёрный иноходец);
«Той биі» (свадебный танец);
«Шілдехана биі» (танец в честь новорожденного) и прочие.
Потому и говорят: «Би – халық қанаты» (танец – это крылья народа).
***
О том, как танцевали казахские мужчины и женщины, наши современники узнают из отрывков путешественников, рассказов, передающихся из поколение в поколение и художественных зарисовок, ставших свидетелями. Так, в своём рисунке художника И. Клапрота, который он сделал 1816 году, удалось передать движения и эмоциональное состояние танцующих.
Перед юртами танцуют мужчины и женщины, недалеко расположились музыканты. В описаниях русского путешественника Д. Исаева есть такие строки: «Пока идёт подготовка к свадьбе, подруги и приятельницы невесты собираются у неё по вечерам, ведут разговоры, поют, и частенько посиделки заканчиваются танцами под звуки домбры и кобыза».
Кроме танцев, которые исполняли несколько человек, были и одиночные. Так, сохранилась картина «В юрте Даулеткерея», выполненная художником Чередеевым в 50-е годы XIX века. Художник запечатлел, как зрители смотрят на Жанузака Жапасулы, который танцует под звуки домбры. Инструмент держит в руках композитор Даулеткерей Шыгайулы.
***
Степная хореография
До наших дней дошли более 50 названий движений народного танца. Вот некоторые из них:
Айдахар иірілу – извивающийся дракон;
Беташар – открывание лица;
Бопым-бопым – сгибание и вытягивание руки вверх с выкриками и резкими полуприседаниями джигитов, обучающих беркута охоте;
Бұраңбел – гибкая талия;
Бүркіт қанат – крылья орла;
Желдірме – бег рысью;
Өрме – встряхивание коня гривой;
Сүйретпе – волочить ноги;
Сылаң қақпа – женский ход с ударами в ладони у плеча;
Тебінгі – пришпоривание коня;
Тепеңжорға – шаг иноходца без подскоков;
Тізерлей шыркөбелек – повороты на колене;
Шабыс – скачки;
Шоқан жорға – подпрыгивающий шаг иноходца;
Ытқыма – прыжки в разных формах и другие.
***
В известной песне «Айгөлек» (Лунный круг) композитора Б. Байкадамова на стихи Н. Баймухамедова есть следующие строки:
Айдай толған кезімде,
Би билеймін дөңгелеп.
Я буду в танце весела,
Кружась, как светлая луна.
***
Традиция в литературе
Народная артистка Казахстана, великая танцовщица Шара Жиенкулова (1912-1991) в автобиографической книге «Өмірім менің – өнерім» (Моя жизнь – моё искусство) вспоминает: «Мне тогда было лет семь-восемь, я была очень стеснительной девочкой… Тогда я впервые увидела танец. На середину вышел высокий человек с блестящими глазами. Полы своего чапана он заправил под кожаный ремень, на голове красовался лисий тымак, а на ногах были сапоги с высокими голенищами. Вот он молча посмотрел на домбриста. И когда пальцы музыканта побежали вверх по ладам, танцор тотчас, будто расправив два крыла, задвигал шеей, как птица. Всё его тело было подчинено ритму мелодии.
Двигая коленом, он то вставал, то садился, но стоял на одном месте. Его лопатки, бёдра и предплечья гнулись так, будто стремительно бежал горячий расплавленный свинец, рисуя красивые орнаменты, за которыми глазам трудно было уследить. Лицо его было похоже на невозмутимую маску, танцор не улыбался и ничем не выдавал своих внутренних чувств. Только зрачки его играли, будто принадлежали зорко глядящему беркуту или змее, пронизывающей суровым взглядом свою жертву. Он преображался бесконечно. И продолжалось это столько времени, что в очаге могло закипеть молоко. Так он танцевал минут пятнадцать-двадцать».
***
Без танцев ни одно празднество не обходится и в наши дни. А самым популярным остается «Қара жорға», он как бы повторяет движения иноходца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий