Раздел первый: Азы в древних кёк-тюркских памятниках
Проблема этногенеза древних племён, живших на территории Тувы, является одной из актуальных проблем в истории и этнологии Тувы. Этому уделяли и продолжают уделять внимание такие учёные, как Л.Р. Кызласов, С.И. Вайнштейн, Н.А. Сердобов, М.Х. Маннай-оол и др. Несмотря на то, что данному вопросу посвящены несколько работ, всё же в них исследованы фрагментарно или упущены некоторые аспекты указанной проблемы. Особенно это касается вопросов происхождения таких племён, как азы и чики, которые являются предками тувинского этноса. В связи с этим делается попытка систематизировать все известные сведения об азах и на основе их определить истоки этого этноса, опираясь на восточные источники, и выявить происхождение азов через этимологию их этнонима.
Сведения об азах содержатся в основном в тюркских рунических надписях и арабо-персидских исторических и географических сочинениях. Азы как древние племена Саяно-Алтайского нагорья впервые упоминаются в больших орхонских рунических надписях Монголии (надписи Кюль-тегина, Бильге-кагана и Тоньюкука). Они свидетельствуют о том, что на территории Западной и Центральной Тувы в те времена жили племена чиков и азов.
По сведениям этих источников, азы обитали в юго-восточном Алтае и Саянах – в верховьях рек Алаш, Ак-Суг и на озере Кара-Холь, и находились в сфере влияния восточнотюркских каганов. В надписи в честь Кюль-тегина, например, говорится о том, что кёк-тюрки, при завоевании территории современной Тувы и прилегающих к ней алтайских земель, трижды сражались с азами. Первый раз их покорили вместе с чиками в 709 году; во второй раз сражались с азами во главе с элтебером (главным вождём), который был в составе тюргешского войска, в битве при Болчу (Чёрный Иртыш) в 710-711 годах. А в третий раз, в 715 году, «... сразились при Кара-кёле». Из этих сведений можно предположить, что кочёвки азов простирались от Чёрного Иртыша до озера Кара-Холь. В то же время в надписи Тоньюкука есть информация о проводнике из «степных азов», ссылаясь на которую, исследователи считают, что «упоминание про степных азов позволяет полагать, что были ещё азы горно-таёжные (лесные)».
***
По мнению Л.Р. Кызласова, И.В. Кормушина и Н.А. Сердобова, некоторая часть азов, так называемые лесные или горно-таёжные азы, обитали в высокогорных степях юго-западной Тувы и юго-восточного Алтая и отчасти по Саянскому хребту, т.е. в районе озера Кара-Холь и в верховьях рек Алаш и Ак-Суг. О том, что азы кочевали на Алтае рядом с карлуками, можно сделать вывод из строк надписи Кули-чора, в которых говорится, что герой надписи, воюя с карлуками, попутно захватил земли азов. Другая часть азов (основная), упоминаемая в надписи Тоньюкука как «степные азы», базировалась на север от Саян – на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов.
Н.А. Сердобов, кроме того, полагает, что степные азы ориентировочно обитали в районе пос. Шанчы. Мы считаем, что говорить об обитании их в данном районе нет оснований. В 24-й строке надписи Тоньюкука проводник из степных азов в своей речи говорит: «Моя родная земля – Аз, её зна[ю] ... [Там] есть одна остановка, если отправиться по [реке] Аны, то до ночлега [останется] ход одной лошади». По контексту становится ясно, что проводник говорит о земле, которая находится за Саянами – на территории современной Хакасии. Путь к нему лежал из долины реки Ак-Тэрмэль (река Ак-Суг в Туве) в долину реки Аны (река Она в Хакасии).
Из строк орхонских рунических надписей, таким образом, трудно определить точное местоположение азов, поэтому можно лишь очертить возможные границы, где они могли кочевать. Учитывая все имеющиеся данные, всё же считаем, что азы кочевали на обширной территории – в Горном Алтае, Западной Туве и Хакасо-Минусинских степях. При этом можно предположить, что упоминаются две ветви этого народа – саянская (степные азы), живущая в степях Хакасо-Минусинской котловины, и алтайская (горные азы), которая жила на территории Горного Алтая и Западной Тувы.
***
В Терхинской надписи, сделанной в честь уйгурского Элетмиш-кагана (Баян-чора), азы упоминаются при перечислении присутствовавших при установке памятника указанному кагану. Из этого можно заключить, что в уйгурское время (750-840) азы продолжали проживать в Туве и, скорее всего, на тех же самых территориях. В строках надписи, среди прочих, названы «семнадцать азских буюруков» и «азский Ашпа Тай-сенгун и его народ», т.е. из азской среды вышло 17 гвардейцев и один военачальник. Таким образом, азы, обитавшие в Туве, были включены в военно-административную систему Уйгурского каганата. Данный факт говорит о высокой степени доверия уйгуров к азам. В то же время среди уйгурской элиты, присутствовавшей на поминках кагана, не упоминаются представители чиков – основного племени Тувы.
Упоминание в руническом памятнике древнекыргызского периода Хемчик-Чыргакы (Е 41) азов, видимо, косвенно указывает на переселение части их в район долины реки Чыргакы (правый приток Хемчика), где был найден данный памятник. В нём говорится, что «немногочисленный народ азов и род кабай я взял на плечи (букв. на спину)», т.е. герой надписи вождь из азского рода кабай возглавил немногочисленное племя азов, часть которых в кыргызское время уже проживала в долине реки Хемчик. В то же время есть сведения о том, что часть азов – алты-азы (шестисоставные азы) жили в Центральной Туве. По мнению Д.Д. Васильева, «упоминание этнонима Алты-аз (шесть азов) в тексте эпитафии позволяет несколько пересмотреть границы расселения азских племён» и «находка памятника герою племени алты-аз в Центральной Туве на правом берегу Улуг-Хема позволяет предположить проникновение азов на северо-восток, далее установленной ранее границы».
***
Упомянутые выше факты могли, по-видимому, произойти именно в уйгурский период истории Тувы. Возможно, что во время восстания чиков в 750-751 годах жившие в Туве азы приняли сторону уйгуров, что снискало доверие к ним с их стороны. Поэтому после ухода части чикских племён на запад на их освободившиеся земли переселились, видимо, азский род кабай и шесть племён азов. Таким образом, рассмотренные сведения говорят о том, что в кёк-тюркский и уйгурский периоды азы жили не только в высокогорных степях и тайге Северо-Западной Тувы, но и отчасти в бассейне рек Хемчик и Улуг-Хем.
Тюркские рунические памятники свидетельствуют о том, что в начале VIII века кара-хольские азы, в силу географической близости территории Кара-Холя к Горному Алтаю, вместе с алтайскими азами входили в состав тюргешского государства, где ими управлял их главный вождь – эльтебер, в качестве наместника (тутука) тюргешского кагана. Л.Р. Кызласов по этому поводу писал: «Данные позволяют заключить, что в начале VIII века северо-восточная граница возникшего в конце VII века государства тюргешей (с центром в Семиречье) проходила по Чёрному Иртышу и юго-западным отрогам Алтая и что земля азов находилась под протекторатом тюргешей».
Большинство исследователей согласны с данным мнением и считают, что азы вообще были одним из тюргешских племён. Так, по данным арабо-персидских авторов, в середине VIII века «тюргеши состоят из тухсияанов и азианов» (если в персидских источниках азов называют азианами, то в арабских – аз-киши) или, как читает В. В Бартольд, тухсийцев и азийцев. Он же предложил отождествление азийцев с азами. Таким образом, азы вместе с племенем тухси (тогус) составили ядро племенного союза тюргешей.
***
Сами тюргеши, по-видимому, были алтайскими (местными) племенами – подданными кёк-тюркских каганов, которые после ослабления власти кёк-тюрков объединились и создали своё государство – Тюргешский каганат с центром в Семиречье. В то время тюргеши делились на два объединения (крыла) – сары (жёлтых) и кара (чёрных) тюргешей. При этом, видимо, кара-тюргеши считались старшими [*], т.е. были восточным крылом, который во всех тюрко-монгольских государствах всегда считался выше западного крыла. В цветовой символике тюрков чёрный цвет (кара) обозначал понятие «главный, великий». Жёлтый цвет (сарыг) в тюркской космогонической символике иногда заменял белый цвет (ак) и обозначал западную сторону света.
[*] Так как тюргеш-каганы были в основном из кара-тюргешей, а вожди западных сары-тюргешей носили имя Кули-чор, который соответствует имени главы западного крыла тюрков тардуш-шада Кули-чора, известного по рунической надписи, оставленной в его честь. Такое совпадение имён глав западного крыла обоих государств наводит на мысль, что имя Кули-чор является, скорее всего, титулом или почётным именем.
Автор: Монгуш Борис Борбак-Оолович
Комментариев нет:
Отправить комментарий