О происхождении наименования Албания в науке нет единого мнения. Некоторые учёные, такие как А. Яновский, Н.Я. Марр, К.В. Тревер, Р.М. Магомедов, З.И. Ямпольский считали, что это название латинского происхождения со значением «Страна Гор». Это мнение отражено в «Истории Дагестана». Однако, то, что название «Албания» произвольное от этнонима албан, к сомнению не подлежит. А что касается самого этнонима, он связан с древнетюркским словом «албан», означающий «повинность» [Древнетюркский словарь. 1969: 34], так как, албаны были повинны, в разные времена обеспечить тюркскую или персидскую армию всадниками и пехотой.
***
В эпосе «Китаби – Деде Коркут» Газан хан называется «главою албан» и одновременно называется «оплотом Туркестана» [Əлиjаров.1991: 142-143]. По словам Страбона, албаны вооружали 60 000 пехотинцев и 22 000 всадников. Арриан в «Походе Александра» сообщает об участии албан в составе персидской армии против Александра Македонского в битве при Гавгамелах. В этом плане вызывает интерес мнение К.В. Тревер, которая писала, что судя по тексту здесь наблюдается «какое-то привилегированное... положение албанов, которые среди других могли быть рассмотрены в центре построения, в ближайшем окружении персидского царя и его гвардии».
Слово «албан» перед тем, как превратится в этноним, в смысле «повинный», впервые было применено к массагетам, которые, будучи одним из скифских племён, являлись аборигенами Азербайджана. Так, Аммиан Марцеллин писал, что «Помпей прошёл через страну массагетов, которых мы теперь называем албанами». А то, что массагеты – одно из скифских племён, подтверждает и Фавст Бузанд. Интересно и то, что в источниках царь массагетов, первый из династии албанских Арсакидов (Аршакидов) Санесан/Санатрук (298-338), так же называемый царём албан, считался предводителем «бесчисленных полчищ гуннов» [Azərbaycan tarixi. 1995: 179].
***
Кроме этого, историк V века Агафенгел вместо этнонима «массагеты» употребил выражение «масаха»– гунны [Тревер. 1959: 193]. Выходит, в то время никто не сомневался, в гуннском, т.е. тюркском происхождении массагетов, названные впоследствии албанами. Недаром в источнике албаны под именем «елван» зафиксированы как одно из тюркских племён [Yınanç 1941: 173]. Надо отметить, что в Албании (Арране) помимо албан, обитали и другие племена и народности, для которых со временем название «албаны»/«арранцы» стало общим собирательным именем. Часть из них, обитавшие в основном степных и предгорных районах, такие, как албаны, гаргары, саки, кангары, казахи, печенеги, куманы, савиры (сувары), кыпчаки, болгары, хазары, оногуры (он уйгуры), дондары, катаки и т.д. были тюркоязычными. Они играли определяющую роль в политической, экономической и культурной жизни страны.
В северных, горных районах обитали в основном кавказоязычные племена: леги, удины, силвы, джигбы, гаты, эры и т.д., а с V-VII веков, также и ираноязычные таты. Благодаря исследованиям Г. Гейбуллаева стало известно, что албаны, которые являлись одним из прямых предков азербайджанцев, одновременно сыграли огромную роль в этногенезе и других тюркских народов, таких как казахи, кыргызы, узбеки, каракалпаки и туркмены [Валиханов; Востров, Муканов. 1968: 46, 118; Абромзон. 1960: 82, 66; Кармышева. 1954: 16, табл. 2; Жданко. 1950: 41; Алиев. 1969]. Когда и каким образом часть албан переселились в Среднюю Азию, мы узнаём у Иордана. Он в своей книге «О происхождении и деяниях готов» пишет: «Скифия похожа на гриб. Вначале она узкая, а затем широкая и круглая, доходя так далеко, как хунны, албаны и серес» [The Gothik history… 1960].
Комментариев нет:
Отправить комментарий