Так одевались меря во времена Ростово-Суздальского княжества (Залесской земли).
Ме́ря, меря́не — древнее летописное финно - угорское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частях Московской и западной части Костромской областей России.
В середине I тысячелетия н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена марийцев, мери, мещеры, мокшан, муромы и эрзян. Племена городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племён, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.
Меря впервые была упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием меренс (merens) как данник короля готов Германариха. Согласно "Повести временных лет", в 859 году мерян обложили данью варяги. В 882 году меря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск, Любеч, Киев. В летописях упоминают мери в 907 году, когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград.
В XII веке общую меря разделились, на две ветви: "северные" меряне в культурно-бытовом плане были уже близки к новгородцам, а "южные" к жившему по соседству тюркскому племени булгар.
К XIV веку от этого финно-угорского народа остались лишь считанные люди, которые, пытаясь сохранить чистоту своей крови и культуры, жили вдали от населённых пунктов.
Последний раз меря упоминается в "Житии Авраамия Галицкого", написанного в середине XVI века Протасием, игуменом Чухломского монастыря, о событиях второй половины XIV века. Когда в XIV веке Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили "человеци по дубравам некрещении, наричеми меря".
Ассимиляция шла медленно, но верно. Многие ученые полагают, что загадочная меря целиком растворилась в славянском море, возможно, некоторая часть среди булгар.
Язык мери вымер.
С XIX века основным источником для его исследования была местная субстратная топонимия, распространённая на территории исторических мерянских земель. На протяжении последних двух столетий разными исследователями предпринимались попытки обнаружить остатки мерянского языка в говорах местного русского населения.
В конце XX века киевский лингвист О. Б. Ткаченко опубликовал ряд работ, в которых пытается доказать, что кацкари (этнографическая группа русских, живущая в 80 сёлах и деревнях Мышкинского района Ярославской области) — также прямые потомки летописного народа меря.
Он предпринял попытку реконструировать некоторые особенности исчезнувшего языка и выдвинул гипотезу, что кацкий говор сложился под влиянием местного финно-угорского субстрата, также несёт в себе несколько десятков слов, происходящих из мерянского языка.
Наследие меря.
Несмотря на то, что представители племени меря давно смешались с другими этносами, за века своего существования они успели оставить свой след в истории.
Именно благодаря их усилиям на карте России появились замечательные города Суздаль и Плёс, Углич и Галич, Переяславль-Залесский и Владимир на Клязьме, которые все по ошибке причисляют к исконно славянским поселениям.
Канувший в небытие мерянский язык кажется не таким уж мёртвым, когда выясняется, что топонимы с окончанием "-гда", "-га" и корнем "-нер-", например, Шогда, Судогда, Вологда, река Ветлуга, озеро Неро, Нерехта восходят к лингвистической традиции этого этноса.
Произнося название города Талдом, современники говорят по-мерянски «дубовый дом», в то время как река Дубна не имеет никакого отношения к этому дереву, поскольку её название связано с мерянским словом, означающим «болото».
К наследию мерян лингвисты относят русские взаимоусиливающие слова, жить-поживать, жив-здоров, и знаменитое сказочное жили-были, а также букву "Ё", отсутствующую в славянских языках, не имевших контактов с этим племенем.
А самым знаменитым словом, которое российскому народу подарили представители племени меря является топоним "Москва", произошедший от корня "моска", то есть "конопля". Оказывается в древности, вокруг столицы возделывали конопляные поля, урожай которых шёл на изготовление пеньки, необходимой для шитья одежды и тары.
Комментариев нет:
Отправить комментарий