Наши корни: Прометеизм - Солидаризм - Интегральный национализм - Консервативная революция (Фалангизм, Новые правые, Идентаризм)
Наше сегодня: Этнооптимизм - Интертрадиционал - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Империум Человечества

Our roots: Prometheism - Solidarism - Integral Nationalism - Conservative Revolution (Falangism, New Rights, Identarism)
Ours today: Ethnooptimism - Intertraditional - National Revolution
Our Future: Archeocracy - Enarchism - Imperium of Humanity

08.11.2021

Юрий Каннер: Фестиваль «Кавказ обетованный»

 Почти месяц прошел после закрытия фестиваля «Кавказ обетованный», который Российский еврейский конгресс провел в Дербенте. Вроде бы пора успокоиться и приступить к новым проектам. Но как-то не получается. Потому что 6 дней в Дербенте и 3 месяца бешеной подготовки (пандемические ограничения, проблемы с въездом иностранных участников из трех стран, меняющийся прогноз погоды, сложные переговоры) - все это стало таким уникальным опытом, осмыслять который мы, наверное, будем до следующего фестиваля, и дальше - пока проект будет жить. Конечно, все мы устали. Но усталость компенсируется более четким, чем до фестиваля, пониманием многих важных вещей - не только таких специальных, как взаимодействие традиционного уклада и современности или снятие межэтнических конфликтов, но и того, как вообще устроена жизнь и как повысить ее качество не деньгами, а культурой.

Мы придумали этнокультурный еврейский фестиваль несколько лет назад, но решение о месте его проведения пришло не сразу. Ясно было одно: не в столицах и не в мегаполисах. Успех и долгий международный резонанс проекта «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура», победившего на Первом грантовом конкурсе музейно-выставочных проектов Российского еврейского конгресса, привел к однозначному выводу: фестиваль пройдет в Дагестане, и его содержательным центром станет горско-еврейская культура и традиция - необыкновенно богатая и интересная, но «герметичная», мало кому известная в мире. В конце 2018-го на музыкально-художественный перформанс/выставку, представленную звездами современного искусства, в Буйнакск приехали гости со всего Дагестана. Летом 2020 года перформанс был представлен в Москве на престижном фестивале THEATRUM, посвященном лучшим театрально-музейным проектам России. Тогда стало понятно, что типичный фестивальный формат - бережная и в то же время свободная интерпретация замкнутой, герметичной традиции выдающимися художниками и музыкантами - может найти отклик даже у неподготовленных зрителей, например, у жителей Буйнакска - города, которому явно не хватает культурных площадок. Синагога горских евреев, простоявшая запертой почти 30 лет, стала образцовой фестивальной площадкой, способной пробудить культурно-историческую память буйнакцев.

Где как не в Дербенте устраивать большой этнокультурный - тем более горско-еврейский - фестиваль?

Мы как бы отвечали на вопрос прекрасного современного русского поэта Александра Еременко: «в Париже скучно, едемте в Дербент?» Не то чтобы нам было скучно в Москве или в Париже, в который пока проезд закрыт. Если серьезно, мы поняли, что замысел наш можно осуществить только в Дербенте. Во-первых, еврейский компонент в дербентской истории и культуре значителен и очевиден. Поредевшую в 1990-е еврейскую общину в городе уважают так же, как сто лет назад. Во-вторых, уровень толерантности здесь беспрецедентно высок для России. На самой популярной в Дербенте пешеходной улице, в переулке им. Казем-Бека, горский еврей и член Общественной палаты Дагестана Шуми Шабатаев (большой энтузиаст и партнер нашего фестиваля) установил скульптуру - символ местной веротерпимости: за столиком уличного кафе мирно пьют чай мулла, православный священник и раввин. В 2006 году Дербент получил почетный диплом премии ЮНЕСКО им. Маданджида Сингха за распространение идей толерантности и ненасилия. Этнокультурное разнообразие здесь совершенно уникально - идеальная фестивальная среда. В-третьих, в городе происходит сейчас то, что специалисты называют «урбанистической революцией». Дербент быстро превращается в российский, а в перспективе международный, культурно-туристический хаб. Но при переизбытке материального наследия здесь очевиден дефицит событий. Туристы приезжают сюда на один день - посмотреть древнюю крепость - и не остаются в городе, потому что по вечерам им некуда себя деть. Древнейший город России обретает сегодня новую современную идентичность, основа которой - переинтерпретация историко-культурного ресурса, взгляд на историю и культуру из дня сегодняшнего. В мастер-плане города, выигравшем недавно международный конкурс, зафиксирован слоган урбанистических изменений: «Дербент - город историй»; «сущность» нового бренда города - «Дербент - живая история/история, которая живет». Среди «функциональных» и «эмоциональных» преимуществ бренда его создатели (команда архитекторов и урбанистов из разных городов России) упоминают «возможность участия в уникальных событиях, создающих пульс истории города сегодня», «неожиданные открытия», «свежий, аутентичный опыт». Понятно, что современный этнокультурный фестиваль, представляющий загадочные и закрытые для мира культуры, точно соответствует этим тезисам и встраивается как событийная часть в мощную культурно-туристическую инфраструктуру Дербента, становящуюся частью международной «индустрии эмоций и впечатлений». Это было понятно не только нам, но и лидерам дербентской модернизации - молодому мэру города Рустамбеку Пирмагомедову и его команде. Мы реально работали вместе на всех 14 фестивальных площадках, без поддержки администрации и городских сообществ у нас ничего бы не получилось.

По мере подготовки фестиваля название «Кавказ обетованный», отсылающее к авраамической традиции, приобрело новый смысл и объем: Кавказ - земля, обетованная для всех. Здесь живут в мире сообщества, которые, возможно, враждовали бы на другой земле. Здесь люди обретают гармонию и покой - иудеи, мусульмане, христиане, местные жители и туристы. При этом фестиваль создает для них иное пространство возможностей, – представители разных традиций выходят за рамки просто «мирного сосуществования и взаимоуважения» и оказываются на площадке активного взаимодействия, сотворчества, осознания и исследования сходств и различий, на площадке, помогающей не просто понять друг друга, но принять эти различия как ценность. Главная история, рассказанная фестивалем «Кавказ обетованный» в Дербенте, городе историй, о том, за счет чего и как мирно жили, живут и будут жить дальше такие разные и такие похожие друг на друга люди. Они живут в согласии, поскольку общаются на языке традиционной культуры. В каком-то смысле фестиваль «Кавказ обетованный» — пример или модель сообщества, из которого, благодаря самореализации через традиционную культуру, оказались исключенными ксенофобия и недоверие к «другому».

Изначальная идея «Кавказа обетованного» - «разгерметизация», демонстрация богатства, многообразия и потенциала закрытой горско-еврейской культуры. Однако в процессе подготовки фестиваля стало понятно, что «разгерметизация» произойдет только тогда, когда горско-еврейская традиция будет размещена в контексте тех культур и традиций, с которыми она столетиями сосуществовала и взаимодействовала. Культурная ткань Дагестана - и особенно Дербента - напоминает причудливый орнамент дагестанского ковра, выглядит, как лабиринт, из которого не хочется выбираться, - так он затягивает. Эти наблюдения неизбежно привели к расширению содержательного формата фестиваля, - он стал площадкой коммуникации культур и традиций народов Большого Кавказа. Собственно, так и происходило долгие годы на этой земле. Несмотря ни на какие катаклизмы и политические турбулентности, эти взаимодействия на уровне традиционной культуры всегда продолжались. Представление в рамках одной программы сообщества равноправных культур, с одной стороны, соответствует специфике Кавказа и Дагестана, а с другой - преодолевает маргинальность и «нишевость» отдельно взятой традиции, в частности горско-еврейской, резко расширяет аудиторию событий фестиваля. Так, в программе появились интернациональные «диалогические» форматы. Например, предложенный еврейской организацией «Эшколот» «Дербентский микс», состоявший из популярной лекции известного специалиста по истории горских евреев, руководителя Центра «Петербургская иудаика» Валерия Дымшица, концерта мугамистов ансамбля народных инструментов дербентского Азербайджанского драматического театра и мастер-класса горско-еврейской свадебной кухни от дербентки Хаяны Сафановой. Межкультурные площадки - тоже результат расширения тематических рамок фестиваля. В величественном и строгом пространстве Армянской церкви (теперь это Музей ковра и декоративно-прикладного искусства, филиал Дербентской крепости Нарын-Кала) выступали аутентичные лезгинские и армянские дудукисты, черкесские гармонисты, осетинские и дагестанские музыканты, певцы и ансамбли.

При этом главным инструментом «разгерметизации» горско-еврейской культуры стала просветительская и краеведческая программа фестиваля, посвященная исключительно джуури и состоявшая из лекций, книжных и театральных презентаций, экскурсий по Дербенту и мастер-классов. С горско-еврейским наследием было связано и важнейшее событие, открывавшее фестиваль - музыкально-художественное представление «Еврейская сюита. Открывая синагогу Темир-Хан-Шура» с участием международных звезд: композитора и программного директора фестиваля Юрия Бренера (Израиль), этноджазового мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера (Россия-Германия) и художника Макса Эпштейна (Израиль) - тех самых исполнителей, которые завоевали сердца буйнакцев два года назад.

Фестиваль «Кавказ обетованный» показал, какое именно «культурное предложение» нужно древнейшему городу России, претендующему на статус одного из главных в регионе культурно-туристических центров, городу, в котором недостаточно актуализировано и предъявлено миру так называемое «нематериальное наследие» -  все то, что ЮНЕСКО признало подлежащим охране согласно конвенции, принятой сравнительно недавно, в 2003 году. Речь идет о фольклоре, обычаях, местной истории и городских легендах - обо всем том, что есть на Кавказе, в Дагестане и в Дербенте в изобилии. Для туристов такое предложение (или продукт), представленное всеми событиями программы фестиваля - нечто вполне экзотическое, совершенно не похожее на то, что можно увидеть и услышать в других городах и регионах, в Москве и в культурной столице России, и потому привлекательное. Ради участия в такого рода событиях имеет смысл остаться в городе на несколько дней, а не ограничиться экскурсией по Дербентской крепости. 

Мы встретили на улицах старого Дербента туристов с Камчатки, которые узнали о фестивале только когда уже приехали в город. Они решили отложить возвращение на пару дней, чтобы попасть в Армянскую церковь на вечерние концерты этнической музыки из Нальчика и Владикавказа и в Лезгинский театр на мировую премьеру симфонии-спектакля «12 сыновей, месяцев и настроений» израильского композитора Юрия Бренера с участием звезд: российско-французского трубача Сергея Накарякова и «золотого тромбона Европы», шведско-израильского музыканта Элиас Файнгерша. 

Дербентцам, жителям Кавказа - лезгинам, азербайджанцам, горским евреям, табасаранцам, несть числа народностям этой обетованной земли - фестиваль показывает, что ни здесь, ни где бы то ни было нет и не может быть никакой «этноиерархии», что не бывает «титульных» культур или традиций. Поставленные умелым программированием в ситуацию диалога и взаимодополнения, традиционные культурные практики, интерпретируемые современными музыкантами, художниками, артистами и просветителями, раскрывают «для своих» огромный потенциал аутентичности. То, к чему все местные привыкли, быть может, даже и перестали замечать - язык, мелос, визуальность, следы большой истории и маленьких локальных историй - все это оказывается предметом гордости и ресурсом развития.














Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...