Поиск по сайту / Site search

08.12.2021

Лайма Каце: Латгальцы "Озёрного края"

На востоке современной Латвии, или "озёрного края", проживают латгальцы
(латгальцы говорят на верхнелатышском диалекте латышского языка),  им  удалось сохранить в материальной и духовной культуре  многие своеобразные архаичные элементы.  В литературе термин, как "латгальцы",  употребляется с начала 20 века, но их история началась давно.

Латгальцы Средневековья

Латгалы, как восточно-балтское племя,  сформировались к VI веке на территории современной юго-восточной Видземе (к югу от реки Гауя). В течение VI—VII веков заселило территорию современной Латгалии. В русских источниках XI века, упоминаются как  лѣтьгола и лотыгола, занимая центральное положение по отношению к другим племенам, расселившись в нижнем течении р. Западная Двина, частично оттеснив, частично ассимилировав прибалтийско-финское население (ливы, эсты).  Латгалы в IX - XIII веках  населяли восточную часть современной Латвии по правому берегу Даугавы. На западе граничили с ливами, на юге — с селами (селонами) и земгалами, на востоке — с кривичами, на севере — с эстонцами. В X—XII веках у латгалов выделилась раннефеодальная знать. С раннефеодального периода латгалы распространились на территории ливов. Долгое время исповедовали язычество.

Латгалы в те времена, как наиболее многочисленное племя, значительно превосходило по своей территории,  границы Латгалии XVII - XX веков (до 1919 латгальцы занимали три уезда (Двинский, Режицкий, Люцинский) Витебской губернии). 

Вторжение крестоносцев в Восточную Прибалтику и созданные ими границы существенно повлияли на этнических процессах в регионе. До их вторжения, границы родственных балтских племён проходили с юга на север. Латгалы поддерживали тесные связи с близкородственными литовцами, земгалы с жемайтами, а курши проживали на западе современной Латвии и Литвы. Крестоносцы же в буквальном смысле перечеркнули их: новая граница между Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским проходила перпендикулярно древним границам. Литовцы, жемайты и часть селов и куршей оказались в одном государстве, а латгалы, земгалы и остальные селы и курши в другом.

Крестоносцы отличая латгалов от куршей, земгалов и селов, называли их "лэттигаллами" и "лэттами", или латышами, однако,  около 300 лет  власти крестоносцев и епископов, над  этими племенами, способствовали их  объединению, и слиянию  в единую народность, окончательно завершившаяся к XVI - XVII векам. Конечно, имело значение, и взаимная близость и родство их языков и культур, но роль латгалов в этом была далеко не последней, именно поэтому,   немцы перенесли на новый народ название латгалов - "лэтты". Особо стоит отметить латгалов, проживавших на территории современной Видземе к северу от реки Айвиексте. Именно их территорию немцы первоначально называли Lettland. И уже потом, когда эти латгалы растворились среди потомков земгалов и куршей, это название было распространено на большую часть современной Латвии.

Латгальцы в Речи Посполиты

Но подобные процессы затронули не всех латгалов, особенно тех, кто начиная с середины XVI века,  оказалась под непосредственной властью Польши. После Ливонской войны, восточная Латвия, или  Латгалия попала под власть Речи Посполитой, а остальная Латвия отошла к Швеции.  Таким образом, латгалы в 1629-1772 годах находясь под властью Польши, стали верующими католиками, в отличие от латышей протестантов (лютеран) под властью Швеции, в то же время, именно благодаря польской власти, латгалы остались латгалами,  несмотря на то, что они подверглись полонизации. Именно в этот период  появилась литература на латгальском языке, благодаря  латгальскому алфавиту, разработанный на основе польского. 

Латгальцы в составе царской России

Польское влияние было сильным в Латгалии даже после присоединения латгальских земель к России в 1772 году. Из-за этого, как русские, так и латыши, нередко  называли латгалов "поляками". Однако тесные связи с единоверцами (католиками) поляками и литовцами резко отразилась на латгалах. После очередного польского восстания против России, царское правительство запретило латгалам в 1865 году печатать книги латинским шрифтом, но и кириллицу навязать не смогли. Тем временем, в Лифляндии и Курляндии, постепенно развивалось и крепло латышское националистическое движение, под флагом средневековых видземских латгалов, которые так же стремилось распространить своё влияние и на Латгалию, и царские власти не доверявшие "полякам", решили не препятствовать их сближению, решив таким образом, ассимиляцией латгалов латышами, ослабить католическое влияние в крае.

Так в 1904 году был снят запрет на книгопечатание латинским шрифтом, после чего стали выходить на латгальском языке  книги, журналы, газеты, были открыты латгальские школы, но время было упущено. В начале ХХ века аграрная Латгалия не смогла обеспечить становление латгальской интеллигенции, которая смогла бы возглавить латгальское национальное движение и создать предпосылки для появления независимой Латгалии, как это сделала латышская интеллигенция в случае с Латвией.

Латгальцы при временном правительстве России

После февральской революции в в России в 1917 года в Резекне был проведён Латгальский конгресс, на котором было принято решение отделиться от Витебской губернии и объединиться с Латвией, на условиях самоуправления и соблюдения прав латгальского языка, которому временное правительство России, не стало препятствовать. 

Латгальцы в первой Латышской республике

Во времена первой Латвийской республики, в Латгалии работали школы на латгальском языке. Делопроизводство в местных органах власти велось на латышском и на латгальском языках. В первой Латвийской республике латгальцы имели равные права с латышами. На латгальском языке издавались журналы и газеты, его преподавали в школах. 

Латгальцы при Ульманисе, СССР и современной Латвии

Расцвет культуры Восточной Латвии закончился после государственного переворота премьера Карлиса Ульманиса в 1934 году. Латгальское образование стало переводиться на латышский язык; имена, фамилии, названия озёр и деревень переименовывались на латышский лад; полетели в огонь латгальские книги. Правящая столичная номенклатура потворствовала ассимиляции латгальцев и в советское время...  Тем не менее,  до конца 1960-х годов в СССР латгальский язык признавался за самостоятельный,  и наравне с латышским и литовским официально считался одним из трёх балтских языков.

До сих пор исследовательская деятельность по латгальской тематике  не находит поддержки со стороны учёных Академии наук Латвии и Латвийского университета. Издаваемые книги, журналы, газеты на латгальском языке и про латгальцев пополняют сегодня исключительно библиотеки, находящиеся в самом крае, и не являются приоритетным направлением для Министерства культуры.  В конце 2009 года группа латгальских студентов даже обратилась в Министерство образования и науки и в Минюст с просьбой взять латгальский язык под защиту и присвоить ему статус регионального. Чиновники, в свойственной им манере, ответили активистам сухой отпиской. Изучать латгальский язык можно только по выбору в семи государственных школах Восточной Латвии, которая собирает на эти занятия не более 300–400 учеников. Администрацией учебных заведений изучение латгальского языка, мягко говоря, поддерживалось без особого рвения: это оставалось делом энтузиастов, представителей местной интеллигенции. Произведения латгальских литераторов, а также традиционная латгальская культура и вовсе не нашли себе места в школьных программах «озёрного края». В 2011 году латгальской интеллигенцией  было создана уникальная структура – "Латгальский сейм" (Latgolys Saeima). "Добиться расцвета Латгалии во всех сферах, защитить латгальский язык и сохранить истинную Латгалию с её культурными ценностями", – декларировала свои цели общественная организация.

Член правления «Латгальского сейма» Арвид Турлайс в интервью газете «Вести сегодня», выразил следующие проблемы:

"Сегодня Латгалия, хотя и находится в составе Латвии, не обладает, тем не менее, равными с остальными регионами правами, в том числе и в использовании латгальского языка. […] Официальные структуры не признают национальность "латгалец", хотя исторически доказано, что мы существуем, имеем свой язык, который тоже игнорируется. Мы считаем, что эти проявления – настоящий этноцид по отношению к латгальцам, а потому будем продолжать борьбу за свои права".

Идею автономии края "Латгальский сейм", однако, рассматривает как достаточно опасную и не поддерживает. "Это слово (автономия) вызывает в обществе негативные ассоциации", – говорит представитель организации Юрис Вилюмс.

В 2011 году состоялась общереспубликанская перепись населения Латвии. По её результатам Центральное статистическое управление опубликовало показательные цифры – количество "постоянных жителей, ежедневно использующих дома диалект латышского языка – латгальский язык". Было отмечено (по фактическим данным ЦСУ от 6.06.2012, а не скорректированным после), что 165 тыс. человек используют латгальский язык в семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти