Пошук на сайті / Site search

12.04.2022

С. И. Алиева: Ногайцы под гнетом советской власти

После распада Российской империи и образования советского государства территория проживания ногайцев была размежевана и вошла в состав нескольких автономий: Дагестана, Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Так, ногайцы Терской области, находящиеся под одним территориально-административным управлением, декретом ВЦИК от 16 ноября 1922 года оказались разделены. Часть их вошла в состав Дагестанской АССР. Дагестанская ССР была образована декретом ВЦИК РСФСР в январе 1921 года.

В 1922 году в Ачикулаке состоялся объединенный съезд ногайской национальной общины. На этом съезде обсуждались многие проблемы ногайского народа, но в реалиях того времени оставалось только приспосабливаться к новым историческим условиям.

По данным В. Бобровникова, до прихода советской власти плоскость, составляющая 51% территории и 10 районов современного Дагестана, “принадлежала оседлым тюркоязычным мусульманским народам, занимавшимся земледелием и скотоводством".

По данным переписи 1926 года, ногайцев насчитывалось 36,3 тыс. человек.

Однако в 1926 году ногайцы сильно пострадали от голода: советские власти изъяли весь хлеб у ногайского населения. В то время проводились мероприятия по изыманию хлеба у равнинного населения, к которому были причислены ногайцы. 

Число ногайцев неумолимо уменьшалось, их скучивали, а на местах ногайских поселений и пастбищ образовывались новые селения, населенные иными этносами.

В 1929 году ГПУ Дагестана репрессировало ногайцев, входивших якобы в “контрреволюционную организацию “Аграрная”. Так, по данным А.А. Уйсенбаева, только в Ачикулакском районе было арестовано 30 человек.

Между тем, с целью афиширования политики “сохранения этносов многонациональной страны” власти разрешили ногайцам издавать газету на ногайском языке. Статьи на ногайском языке печатались так же в газете “Красная Черкесия” (с 1933 года). С 1930 года ногайцы Ногайского района Дагестана получили возможность получать свою газету “Кызыл Байрак”. 

Кроме того, после 1917 года ногайцы получили возможность обучаться на родном языке в школах. Начиная со второй половины 20-х годов ХХ века, национально-культурное развитие ногайского народа прервалось целым рядом установок ЦК ВКП (б), облаченных в понятия “буржуазный национализм, враждебный пролетарской социально-классовой идеологии”. 

На XVI съезде ВКП (б) (1930) провозгласили план всеобщей денационализации. Национальные школы, открытые в первые годы советской власти (в период гражданского противостояния в стране, когда любые решения имели скорее популистский оттенок), в начале 20-х годов ХХ века – в период победы советской власти – были закрыты.

Как справедливо считает современный ногайский литератор Насипхан Суюнова, с тех пор “подавление национально-этнического самосознания и национальных чувств становится важной частью системы идеологического воспитания масс”.

30-е годы ХХ века в истории ногайцев ознаменовались коллективизацией, переселением в места их традиционного проживания горцев, переселением некоторых ногайцев в новообразованные села. Так, в частности, было создано селение Главный Сулак.

Ногайское население почти вдвое уменьшилось из-за голода 1932 – 1933 годов. По данным З.А. Саитова, “эта катастрофа была организована “сверху”.

По постановлению ВЦИК от 22 февраля 1938 года ногайцы были переданы в пределы Орджоникидзевского (Ставропольского) края. Ногайцы вместе с терскими казаками входили в состав Кизлярского округа. Благодаря этому они рассчитывали на повышение статуса – придания Кизлярскому округу статуса Ногайской автономной области или автономной республики. В те годы советские власти обсуждали даже вопрос о создании Ногайской или Калмыцко-Ногайской АССР. Несколько раз Кизлярский округ передавался из Ставропольского края в Дагестан и обратно.

С.И.Алиева "Ногайские тюрки"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти