Пошук на сайті / Site search

27.04.2022

Камиль Алиев: Кумыки и их правители в свете сказаний об Огуз-хане

Кумыки являются самым крупным после азербайджанцев тюркским народом Кавказа. Язык их, один из языков кипчакской группы, составляет вместе с карачаевским, балкарским, караимским и древним кипчакским (половецким) языками огузо-кипчакскую подгруппу тюркских языков. Исторически кумыкский язык сформировался ещё в домонгольскую эпоху в результате смешения огузских и кипчакских племён. «Кумыкский, наряду с карачаево-балкарским, крымско-татарским и караимским языками, как пишет один из основоположников советской тюркологической науки А.Н. Баскаков, – в своей основе имеют общие, исторически отложившиеся булгарские и хазарские черты».

Кумыки, как исторический во всех отношениях народ, упомянуты во многих восточных и западноевропейских исторических источниках; в том числе они и их правители шаухалы достаточно известны и в тюркских эпических сказаниях «Огуз-наме», «Китаб-и Дедем Коркуд» и «Кёроглу». «Огуз-Наме» («Сказание об Огузе») – эпические памятники о легендарной родословной тюрков и их мифическом прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане). Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века, а также фрагменты в средневековых исторических сочинениях. Старейшей являемся карлукско-уйгурская версия XIII-XIV веков (рукопись XV века хранится в Париже).

В «Огуз-наме» Рашид ад-Дина (1306), использованном Мунаджимбаши, о правителях кумыков сообщается, что они происходят из кипчаков, оставленных Огуз Ханом во время его похода на Кавказ для управления и охраны земель за Железными Воротами в Индыр-Таргы (сведения Зеки Велиди Тогана). Эти же сведения в реликтной форме сохранились и в «Сеяхат-наме» (Книга путешествий) Эвлия Челеби (XVII век), который со слов самих кумыкских правителей (шаухалов) сообщает: «Кумыкские шаухалы, великие мужи, из колена Огуза...» Согласно сведениям Муслихитдина Лари, изложенным им в сочинении «Мир-атуль-Эдвар ве Миркаатуль ахбар» (1566), происхождение и воцарение первой династии кумыкских правителей (шаухалов) связывается с шахом Ануширваном (531-579), точнее, с его эпохой и инициативой.

***

Ануширван, женившись на дочери хазарского кагана Какум и получив согласие кагана на строительство Дербентской крепости, как сказано в данном сочинении, инициировал назначение правителя из рода кумыков (этноним их данный автор возводит к этнониму гуннов-кенгеров – канглы/канклы/кенгеров). С того времени эти кумыкские правители называются «Асхаб-и Серир», т.е. «обладателями трона и престолонаследниками». Турецкий историк Фахреттин Кырзыоглу, основываясь на сведениях данных источников, приходит к выводу о том, что «шаухалы происходят из рода хазарских (савирских) правителей».

Далеко не случайно и то, что именно в эпосе «Китаб-и Дедем Коркуд» (XII век), несомненно, имеющем, как показали исследования А. Демирчизаде (Азербайджан), огузо-кипчакские языковые корни, впервые фигурирует владетель кипчаков «Аладжа Атлу Шавкал-и Мелик» («обладатель розового коня шевкальский царь»); он же – «Кипчак Мелик». Этого героя историк Ф. Кырзыоглу вполне правомерно отождествляет с кумыкским правителем шаухалом. К тому же в «Книге Коркуда» упоминаются и эпонимы Канглы (Кенгер/Кангар) и Алп-Эрен. В сироязычном источнике о них сообщается в связи с событиями V-VI веков. Следовательно, гуннов-кангаров закавказские источники знали за два-три столетия раньше, нежели народ кенгерес, впервые упоминаемый орхонскими надписями при описании событий 712-713 годов.

На Северном Кавказе в этот же период из гунно-булгарского круга племён известны гуннуг-ундуры (племя «гуннуг»), название которого некоторые тюркологи отождествляют с «кумук». А что касается Алп-Эрена, то анализ исходной информации, заключённой в его эпической «биографии», устанавливает её тождество с основными деталями жизненного пути «князя гуннов Варачана» Алп-Илитвера («История агван»). Становится также очевидным, что в становлении эпического образа героя «Книги Коркуда» Алп-Эрена «принимал участие» и Алп-Илитвер. Во всяком случае, сведения об Алп-Илитвере, отражённые и в книге Моисея Каганкатваци, могли перейти в эпическое наследие огузов Закавказья.

***

Таким образом, ряд сюжетов «Книги Коркуда», связанных с названием гуннов-кумыков (кенгеров/канклы) и гуннуг-ундуров (булгар), судя по своду анализируемых данных, в большей степени перекликается с историей Кавказа V-VII веков, нежели с жизнью огузов IX-X веков в Средней Азии. Известны кумыки и их правители и в «Кёроглы». Так, в тбилисской рукописи «Кёроглы», введённой впервые в научный оборот X.Г. Короглы, наше внимание привлекает здесь 7 и 14 главы, связанные с Дагестаном (Кумыкией). Седьмой меджлис «Поездка Кёроглы в Дагестан за Джейран-ханум, дочерью Махмудхана. Борьба Кёроглы с Махмудханом и поражение последнего».

В седьмом меджлисе лазутчик говорит: «... я три года путешествовал по Дагестану, объездил и обошёл все его города, аулы, пока не достиг летовки Махмудхана, несколько дней я гостил у него. Этот Махмудхан прославленный и большой ийит (игит – К.А.), у него двести конников, все они полны отваги, каждый день он ездит на охоту. У Махмудхана есть дочь по имени Джейранханум. Женщины подобной красоты нет во всём мире». Кёроглы встречается с ней и, воспользовавшись отсутствием Махмудхана (он был на охоте), похищает её. Но Махмудхан догоняет их и завязывается бой, который завершается перемирием. Кёроглы увозит Джейранханум в Чамлыбель и женится в третий раз. Для Кёроглы Дагестан (Кумыкия) загадочная красивая страна, где он никогда не был. Он и его соратники с большим уважением говорят о Дагестане, об отваге его населения.

Четырнадцатый меджлис «Поход Кёроглы в Дагестан. Его сражение с Агаханом, наместником (вали) Дагестана. Поражение Агахана и приезд в Чамлыбель его дочери Шахсенем-ханум». На пиру, устроенном Кёроглы в честь главы каравана, он задаёт купцу традиционный вопрос: «Видел ли он двор пышнее, чем его?» Глава каравана рассказывает о дворе Агахана, наместника Дагестана, и, между прочим, расхваливает красоту его дочери. Так начинается ещё одно повествование о походе Кёроглы в Дагестан за восьмой женой. Кёроглы решил ехать за Шахсенем-ханум один на Гырате с сазом за плечом.

Достигнув города Кумука (реальная география, одна из резиденций шамхала – К.А.), он останавливается в караван-сарае. Выдав себя за ашика, на площади города он попадает во дворец Агахана. Интересная деталь в этой главе: имя девушки Шахсенем-ханум созвучно с именем героини известного на Ближнем Востоке дастана «Ашик Гариб», «Шахсенем и Гариб». X.Г. Короглы пишет в своей книге, что этот меджлис изобилует достоверностью реалий. Например, чтобы попасть в Дагестан, Кёроглы пересекает Дербент, называя его границей. Когда купец хвалит красоту Шахсенем-ханум, то он спрашивает, где же он увидел её. Купец объясняет, что они туркестанцы (т.е. тюрки) и почти не закрывают лица. И под ними здесь подразумеваются кумыки – подлинные степные жители Дагестана.

Для нас как историков важно то, что и «Кёроглу» наряду с вымыслом, содержит, реальную географию и достоверные сведения, относящиеся к кумыкам. Мы имеем в виду такие названия, как Дагестан, Дербент, Кумук, кумуки (тюрки), которые, на наш взгляд, лишний раз свидетельствует о том, что эпос этот ещё не так сильно оторвался от своей исторической основы. К этому мы только добавим, что «в древней географии Кавказа под Кумуком подразумевалось владение Шаухала (шамхала) Тарковского» (М.Б. Лобанов-Ростовский), т.е. Кумыкия (в русских источниках – «Кумыцкая земля»).

Кроме того, надо иметь в виду, что, как свидетельствует история, существовало два Кумука: Равнинный Кумук и Горный Кумук (Г.-Р. Гусейнов), и оба названия образованы от самоназвания кумыков-тюрков. По местным историческим преданиям, древнейшим считался Равнинный Кумук, составлявший «часть империи хазаров, владевших в VIII-IX веках всем Дагестаном» и «описанный в IX веке арабским писателем Масуди» (Д.-М. Шейх-Али). Здесь важно подчеркнуть, что американский тюрколог О. Прицак, проанализировавший данный этноним, встречающийся впервые в арабских источниках в форме «гумик» у Масуди (IX век) и Истахри (X век), относит к той же группе народов, что и хазары, савиры, авары, т.е. к тюркам.

***

Сведения о кумыках и их правителях проникли и в азербайджанские народные сказания. С этой точки зрения показателен дастан «Хан Чобан хикаеси», в котором его главными героями фигурирует Гусейн-Шах, правитель города Таргу в Дагестане, его сын Пехпур, влюблённый в красавицу Пери из города Марага, которую он увидел во сне. На ней же собирается жениться сын Шаха Шах-Аббас (Азербайжан Мехебет Дестанлары. Баку. 1979: стр.39-457). Таким образом, мы видим, что в различных арабских, тюркских (сельджукских) и поздних азербайджанских фольклорных (эпических) источниках кумыки упоминаются под своим собственным этнонимом начиная с IX-X веков (Акдес Нимат Курат), и они имели определённое отношение к сложению огузского эпоса, некоторые сюжетные линии которого обнаруживают, как это доказано учёными (В. Бартольд,, З.В. Тоган, Ф. Сюмер и др.) прямое отношение к Кавказу, Дербенту, Кумуку.

С учётом вышеизложенного у нас есть все основания утверждать, что в период сложения огузского героического эпоса кумыки и их правители «вошли» в эпическое сознание тюрков-огузов соответственно под своим самоназванием «кумук» и титульным именем (шаухал, шевкал). Более того, кумыки, как и другие современные тюркские народы, вправе считать указанные эпические памятники отчасти и своими. Ведь нельзя судить о том, какому из тюркских народов они принадлежат, потому что в мифах и эпосах есть три разновидности авторства. Это авторство сюжета, авторство устного сказания и авторство записанного текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти