О нем упоминается крайне скупо в Библии. Основные данные мы можем почерпнуть исключительно из апокрифов и всяких традиций. Уже Григорий Турский «История Франков» (кн.1. 5) сообщает интересную деталь: «Первым же родился от Хама Хуш. Подстрекаемый диаволом, он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонства. Он первый по наущению диавола воздвиг кумир для поклонения; творя ложные чудеса, он показывал людям падающие с неба звезды и огонь».
Древнееврейское название страны «Куш» или «Хуш» в переводе LXX обыкновенно замещено позднейшим именем «Ефиопия»; но в ассирийских клинообразных памятниках она, согласно с еврейской Библией, называется страной «Кус», чему родственно и египетское наименование ее словом «Кес». Из сопоставления библейских параллелей открывается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом (1Пар. 1:8–10; Пс. 86:4), другая – на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии (Ис. 18:1–2, 20:3–5; Иез. 30:4; Наум. 3:9).
Лучшее объяснение всего этого дают памятники ассирийской и египетской древности. По свидетельству первых, кушиты или кадим были теми первобытными протохалдеями, которые составляли основное зерно так называемой сумерийско-аккадийской народности, положившей начало наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Со временем данные кушиты, принужденные уступить свою территорию здесь семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, при фараоне 12-м, Узерпизене I, были переселены в Египет (около 2000 до Р. Хр.) и водворены на жительство в Нубии.
Определенные удивление вызывает нахождение имени Хуша в топонимах гораздо восточнее Месопотании. Так, мы находим Хинду-Куш, Кашмир, Кашгар, Хузистан, о.Кюсю и т. д. Часто корень “kush” переводят как «убийца» или «высокий», и сие м.б. справедливо именно к пониманию первенца Хама. Данные топонимы явно содержат имя библейского Хуша, и составялют отметины его пути.
Через отождествление Нимрода и Энмеркара вполне допустима идентификация Хуща как Мес-Кианг-Гашера, отца оного, - первого правителя Урука. О нем указывается, что первоначально он жил в Э-ане, т. е. собственно храмовом комплексе, вокруг коего вырос город. Далее, он «взошел в моря, поднялся в горы», - т. е. начал экспансионистскую политику.
Урук, однако, не являлся «первым» местом, кое принадлежало в послепотопном Междуречье городу Кишу. Само имя Киш точно воспроизводит имя Хуша, что верно указывает на его изначальное местоположение. Ниппурский Царский Список имеет длинное перечисление царей Киша, из коих нас заинтересует только один — некий Этана («пастух», как он помечен).
Согласно «Царскому списку» Этана — тринадцатый правитель I династии Киша, по более древней традиции — первый царь сей династии. Что же касается его предшественников, названных в «Царском списке», то они считаются вымышленными составителями списка. Сии неназванные царями предшественники Этаны носят «звериные» имена семитского происхождения (Калбум — «собака», Калумум — «ягнёнок», Зукакипу — «скорпион»), связанные с магией и восходящие к эпохе формирования шумерской народности, к эпохе первобытнообщинного строя. Им также есть определенное понимание, о чем укажу ниже.
Этана был первым правителем Шумера, чьи деяния подверглись записи, пусть и краткой. В «Царском списке» Ниппура о нём говорится:
тот, кто объединил все страны,
стал царём и царствовал 1560 лет…».
Для историков и исследователей шумерской культуры интересен оборот: «тот, кто объединил все земли». Если допустить, что сие утверждение, найденное в документе, датированном тысячелетием спустя после правления Этаны, отражает достоверные сведения, можно предположить, что он установил своё господство не только в Шумере, но и в каких-то соседних территориях, то есть претендовал на «мiровое господство» (по тем временам, конечно). Не случайно, впоследствии титул «царь Киша» воспринимался как царь-гегемон, стоящий над всеми другими правителями и царями.
То, что Этана был примечательной и незаурядной фигурой в ранней истории Шумера, подтверждается указанием чисто легендарного свойства в том же «Царском списке», что этот царь «был человеком, который взошёл на небеса», а также семито-аккадской поэмой (шумерский её прототип до сих пор не найден) начала II тысячелетия до н. э., содержащей тот же мифический мотив. Согласно сей легенде, Этана был набожным, богобоязненным царём, оправлявшим божественный культ преданно и добросовестно, но был проклят бездетностью и не имел наследника своего имени. Его заветным желанием было поэтому добыть «растение рождения», но оно находилось на небесах вне досягаемости смертного. Для того чтобы попасть на небеса, Этана заручился помощью орла, спасённого им из ямы, куда его бросила змея, чью дружбу он предал и чьих детёнышей сожрал. С огромной высоты земля показалась Этане не больше «борозды», а море — «миской с похлёбкой». Когда же они вовсе пропали из вида, Этана испугался, разжал руки и стал падать… — на сем текст обрывается. Конец истории до сих пор найти не удалось.
Удивительное совпадение одной важной детали между Этаной и Хушем находим в т. н. (Книга Праведного 7:23):
«И Куш, сын Хама, сына Ноаха, в те дни, в своей старости, взял жену, и она родила сына, и они нарекли ему имя Нимрод, сказав: "В то время сыны человеческие опять начали восставать и грешить против Бога"; и ребенок рос, и его отец весьма любил его, ибо он был сыном его старости».
Скорее всего, все остальные его сыны находились далеко на востоке, но особо подчеркиваемый статус Нимрода обезпечен не только тем, что его отец — Хуш, но, более вероятно, из-за того, что он - «гиббор».
Имена тринадцати правителей Киша до Этаны, как указано выше, весьма странны и почти необъяснимы, т. к. содержат названия животных. Однако, и их можно интерпретировать вполне разумно. С одной точки зрения се — перечисление «правителей» пустующего места, где в будущем будет построен Киш, места — после Потопа. И действительно, там еще нет людей, а только животные господствуют на месте. Но мне представляется кое-что иное. По моему мнению, ВСЕ перечисление 13 правителей Киша на самом деле и есть сам Хуш. Но, так сказать, в движении из Индии в Междуречье. Се — этапы некого его перерождения, вероятно, связанные с последовательными инициациями, о коих можно догадываться из сообщений о его приверженности магии. Вот имена 12 правителей Киша: ĜIŠ.UR, Kullassina-bel, Nangishlishma, En-tarah-an, Babum, Puannum, Kalibum, Kalumum, Zuqaqip, Atab, Mashda, Arwium. Существует проблема даже правильного прочтения клинописи, так что всё — не безусловно, но все-таки мы можем понять следующее.
ĜIŠ.UR — есть, вне всякого сомнения, имя собственно библейского Хуша, передаваемого по-шумерски в транскрипции ĜIŠ. Далее повествуется о его стадиях мистического перерождения. Причем он не перестает быть полноправным энси (т. е. вождем-правителем). Все трансформации переданы словом Kullassina-bel, т. е. "Все (kull) из них (assina) (были) Господином (bel)". Я затрудняюсь дать окончательное понимание слову Nangishlishma, но, скорее всего, оно означает пространственное движение. Имя En-tarah-an (или Bahina по прочтению Торкильда Якобена) можно понимать как «Жрец сошедший с неба» (эн + терах (возможно однокоренное с иврит. תָּרַח) + ан). Далее, действительно идет перечисление животных: Babum (возможно «обезьяна»), Puannum (возможно «ишак»), Kalibum (т. е. «пёс» по-аккадски, что явно соотносимо с додинастическим фараоном Египта), Kalumum (шум. т. е. «агнец»), Zuqaqip (т. е. «скорпион», что не случайно и соотносимо с додинастическим фараоном Египта, носившего аналогичное имя). Имя Atab может иметь несколько пониманий, но Mashda означает «газель» (и особо отмечается, что «Сын Атаба») и Arwium (т. е. «самец газели» по-аккадски, что вновь не случайно и соотносится с додинастическим фараоном Египта, носившего в виде иероглифа Oryx gazella). Получается, что здесь мы имеем не список фантастических царей Киша, а некое описание самого Хуша, коий оставался Господином во всех своих видах, продолжая пространственные перемещения. И его знали, как «жреца медленно сошедшего с неба». Его стадии перерождения были: обезьяна, ишак, пёс, агнец, скорпион и двуполая газель. Затем он убрал все «животные» качества, став «пастухом» над ними. Также полагаю, что изначально здесь имели место быть иероглифы-символы (не фонемы). Подобные древне-египетским, кои шумерами почти не понимались и передавались приблизительным способом.
Отдельно надо отметить, что его вышеупомянутое имя в списке царей Урука, - кстати, также первого царя, - Мес-кианг-гашер. Имя не вполне понятно, но 1-й элемент MES весьма характерен для правителей третьей династии Ура, и может означать титул «герой».
Хуш признается прародителем не только исключительно эфиопов, но всей черной расы. Хотя, здесь не всё однозначно, ибо исключительно темная пигментация никак не может свидетельствовать о единстве происхождения. У нас нет прямого указания из Библия, что Хуш был проклят как Ханаан. Однако, именно о нем остается твердая память, как о первом усиленно практикующем маге. Кушитская религия, изступленно оргиастическая, известна по всему пространству. Движение Хуша с Кавказа до Индии, а оттуда в Междуречье. Причем, в дальнейшем, шумеры переселяться из Индии, а еще позднее — прямые предки эфиопов.
Но история о Хуше — не есть история исключительно о сатанизме и деградации. В «Финикийской истории» Филона Библского отмечено, что от неких Амина и Мага «родились Мишор и Сидик, то есть милостивый и справедливый». Мишор (греч.Μισώρ, иврит. מישׁור) означает "Справедливость", а Συδύκ (иврит.צדיק) — "праведный". И последнего вполне можно отождествлять с братом Мицраима — Хушем. По пророчеству Священного Писания Хуш должен простирать руки к ЯХВЕ (Пс.67:32). И факт — почитание истинного Бога там издревле, и Христианство принято весьма рано. И твердо до сего дня. Неужели даже таким отверженным подается возможность регенерации?
Комментариев нет:
Отправить комментарий