Понятие Achsenzeit ("осевое время") ввёл Карл Ясперс для описания одновременного культурного подъёма в Израиле, Греции, Индии и Китае.
А почему ещё не в Персии?
Ясперс очень плохо знал историю, если вообще её знал.
Во-первых, культурный подъем был не у отдельных народов с IV в.до н.э., а у десятка или сотни народов по означенной зоне.
Во-вторых, почти все эти территории в это время контролировало только одно государство -- Империя Ахеменидов. Примерно на 80% означенной зоны.
В-третьих, канонизации священных писаний происходит именно в это время и с прямым патронажем императоров династии Ахеменидов. Например, Эзра представил единую версию Торы. Или сами персы приняли Авесту в бактрийской версии и запретили мидийскую версию (полностью утрачена).
С учетом названного, никакого осевого времени не было. Это был не параллельный подъем в разных местах, а единичный подъем только в одном месте, означенном на карте. Больше этого подъёма нигде не было. В этой зоне и формируется теоретическое мышление. И ещё эта зона была в то время единой мир-экономикой. Одна система.
P.S.
Vladimir Emelianov:
Прочтены мняу все известные клинописные комментарии. И прочтен словарь микенского греческого. Вы спросите, причем тут микенский греческий? Дело в том, что чтение всех научных комментариев на аккадском привело мняу к твердому результату: шумеро-аккадцы, способные к постановке и решению научно-практических задач, были неспособны к теоретическому мышлению и к философии. Отсюда вопрос: они были неспособны к этому из-за строя своего языка (то есть, как обезьяны неспособны к речи из-за устройства гортани) или нет? Микенский словарь дал однозначный ответ: нет. В нем тоже нет никаких абстракций, помимо упоминания календарных месяцев и мер.
То есть, для середины-конца 2 тыс. до н.э. теоретическим мышлением не обладает никто. Оно начинается как вспышка в Греции 6 века до н. э. И потом в Индии 5 века до н.э. Происходят три важнейших момента в мышлении: мир начинают сводить к мельчайшим неделимым частицам, звук речи начинают воспринимать отдельно от письма, а за каждой вещью начинают видеть род вещи. Ничего из этого раньше 6-5 веков до н. э. нет. Это как вспышка. И Месопотамия только в это время начинает формулировать учение о первоэлементах, хотя и сопоставляет их с клинописными знаками. В новоассирийских комментариях первоэлементов нет.
Андрей Шуман:
В Индии в 5 в. до н.э. появляются лишь условия для урбанизации. Сама урбанизация (а с ней и ранние государства, а не вождества, и ранняя письменность) - примерно с 400 г. до н.э.
Есть две хронологии жизни Будды. Длинная и короткая. По короткой, он жил как раз после 400 г.до н.э., что хорошо согласуется с археологией.
Я не очень понимаю, как может быть философия вне урбанистической культуры?
Андрей Шуман:
Теоретическое мышление в современном смысле как возможность строить доказательную теорию на базе аргументов появляется однозначно в Греции. Хороший пример - Гиппократ (460 - 370 гг.до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг.до н.э.), Евклид (ок. 325 - 265 гг.до н.э.).
Вместе с тем, теоретическое мышление, как способность мыслить абстрактными понятиями и выстраивать их в некую последовательность, появляется также в Индии и в Китае. Но доказательной теории там не возникает.
И здесь интересное отличие в базовом термине, обозначаюшим порядок.
Для греков - это логос (слово, рассуждение, силлогизм). Важно, что логос - это не просто речь, а именно доказательная речь, поэтому логос - это часто синоним рассуждения или силлогизма.
В Индии этим термином служит дхарма. Она не дискурсивна, не выразима в слове, а постигается в большей мере через йогу. В итоге абстрактная психология впервые развивается именно в Индии. Более детального описания разных ментальных, психических, эмоциональных, когнитивных состояний вы не найдёте больше ни в одной античной культуре.
В Китае этим термином является фа ("способ" или "образец", в зависимости от контекста). Это общий стандарт в уложениях о наказаниях. В результате в Китае формируется очень сложный дискурс для описания социальной реальности с сотней разных терминов для обозначения только одних чиновников. И это сразу с ранних империй - Цинь и Хань. Дао близко дхарме, но в контексте права более значимое понятие фа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий