Пошук на сайті / Site search

30.10.2022

Амвросий фон Сиверс: Спутницы Авраама

Образ Авраама сильно искажен посредством всевозможных метафорических интерпретаций. Тоже самое касается и всех членов его семьи. То же самое касается даже его актуальной роли во время долголетнего путешествия из Ура в Ханаан.

Необходимо повториться: Авраам есть патриарх своего кровно-родственного племени, но также царь. И сей статус его неизменен со времен Ура, хотя его династия там давно утратила господственное значение. Авраам вполне хорошо отождествим с визирем царя Эблы по имени Ибриум, что хорошо соотносится с известием Библии о переселении племени Авраама из Ура в Харран, где Эбла и располагалась.

Из текстов известно, что еще в Уре Авраам был женат. Его супругу звали Сара и именно она считалась женой и, следовательно, актуальной царицей. Также в Библии названа женщина-египтянка по имени Агарь, коя значится как наложница. После смерти Сарры, новой женой Авраама названа некая Хеттура.

Разсмотрим все вышеперечисленные лица более подробно.

Са́рра, Сара(ивр. ‏שָׂרָה‏‎, сарра — владычица; ‏שָׂרָי‏‎, сара) — главная жена Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа. По поводу этимологии имени «Сарра» у исследователей существуют различные мнения. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения «Сарра» означает «княгиня, владычица». В Аггаде имя Сарай интерпретируется как «княгиня своего народа», а изменение имени на Сарру — как наречение её «княгиней всего человечества». В Библии Сарра названа невесткой отца Авраама, Фарры (Быт.11:31). В то же время в Библии Авраам говорит Авимелеху, что она — его единокровная сестра (то есть дочь Фарры, но не матери Авраама) (Быт.20:11-12). Что подтверждается в Книге Юбилеев гл.12: «И в сороковой юбилей во вторую седмину в седьмой год её Аврам взял жену по имени Сора, дочь его отца, и она сделалась его женою». Мхитар Айриванеци в своей «Хронографической истории» (II труд, 3286) подтверждает сие следующим заявлением: «Мать Авраама звали Малката; а мать Сарры — Земрута». На удивление Талмуд (Sanhedrin 69b Sefaria) отождествляет Сарру и Иску, тогда получается, что Сарра — дочь рано умершего Арана и, тем самым, племянница Авраама.

Судя по всему, Сара — не личное имя а титул (принцесса, владычица), как впрочем и Милка, что означает «царевна». Иска имеет неясную этимологию, иногда производимую из «визионерства». Имя дочери Фарры – Сара(й) - «княгиня своего народа, принцесса», а имя дочери Арана – Милка - «царственная». В те времена такими именами простолюдины не пользовались, имена давали в соответствии с положением в обществе, только женщина знатного рода могла носить такое имя. То есть Сара была принцессой, а после замужества должна стать царицей своего рода, а её муж Аврам — царём. То, что Аврам и Нахор взяли себе в жены сестру и племянницу, нет ничего необычного - родственные браки в то время были обычным делом. Если вы были знатного рода, для того, чтобы иметь законного, нужно было женится на сестре или племяннице. У Фарры было несколько жён, у Аврама и Сары были разные матери. Браки между династиями были возможны, если главы родов договорились об объединение, и приветствовались в том случае, если род невесты был по статусу равным или выше рода жениха.

Согласно книге Бытия (Быт 16. 1-16; 21. 9-21), Агарь — служанка Сарры, которая, став наложницей Авраама, родила ему первого сына — Измаила.

Очевидно, что жители Ура, Киша, Ниппура и других городов Месопотамии: предки Авраам, его родные и близкие, должны были хорошо знать и соблюдать как законы Шульги, так и Липит-Иштара, регламентирующие их бытиё и при третьей династии Ура, и при царстве Иссина (2017-1794 гг. до н.э.).

Рассмотрим юридический аспект ситуации, сложившейся между главой дома, патриархом Авраамом, его женой Саррой и наложницей, рабыней Агарью: в рамках какого семейного права развивались события в те далёкие времена?

Известно, что "Сарра была неплодна и бездетна" (Быт.11.30). "И сказала Сарра Аврааму... войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от неё... (Если из всех жен одного мужа одна имеет сына, (Гл.IX,183) закон Ману объявил их всех благодаря этому сыну имеющими сыновей)... И взяла Сарра служанку свою... и дала её Аврааму, мужу своему, в жену" (Быт.16.23). Параграф 32 законов Липит-Иштара (к которому очень близки параграфы 81, 82, Гл.IX древнеиндийских законов Ману) допускает следующее развитие событий: "Если жена бесплодна, муж может взять в дом при живой жене вторую, но если он ни в чём не может обвинить первую, то обязан содержать её пожизненно". По сохранившемуся параграфу 146 законов Хаммурапи бездетная жена имела право сама дать мужу в жёны или наложницы женщину из числа своих рабынь.

Спустя полвека после открытия стелы Хаммурапи сделана еще одна интересная находка, проливающая дополнительный свет на рассматриваемые нами события. В 15 км к юго-западу от Керкука, под холмом Иорган-Тепе был обнаружен хурритский город Нузи, входивший в царство Митанни. В этом городе, в развалинах дома купца Тегаптилли найден брачный договор, относящийся к ХV1 веку до н.э., в котором, в частности, говорилось: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену (в соответствии с законами Ману). Если же у нее детей не будет, она сама выбирает мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза, воспитает, как своих собственных». Далее, Агарь (Быт.16.4) "увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою". Однако, по закону Ману (пар.82) бесплодная жена «никогда не должна быть презираема». Согласно пар.32 законов Шульги, рабыня, которая "сочла себя равной своей госпоже" и позволила себе презирать её, должна "промыть рот одной мерой соли". "И сказала Сарра Аврааму: в обиде моей ты виновен.. Авраам сказал Сарре: делай с ней, что тебе угодно". В соответствии с пар.146 кодекса Хаммурапи, наложница, родившая от своего господина и потребовавшая равенства со своей госпожой, может быть наказана, но не продана. По пар.147 законов Хаммурапи, такая наложница-жена оставалась во власти первой жены, своей госпожи.

В одной из легенд рассказывается, что Сарра, обиженная Агарью, бросила той в лицо её сандалии. Оказывается, что это - не грубость, но жена Авраама, возмущённая поведением наложницы, всего лишь пожелала напомнить рабыне о её положении. Швыряние обуви на некую собственность - обычай, подтверждающий обладание этой собственностью (Руфь.4.7; Пс.59.10). В конце концов, возвратившись после побега, "Агарь родила Аврааму сына..", которого усыновила бездетная Сарра (пар.170 законов Хаммурапи). Однако через несколько лет Сарра родила сама, и дальнейший ход событий согласуется с содержанием пар.20 законов Липит-Иштара: "Если при живой и родившей сыновей жене, хозяину дома родит детей также и рабыня, то он может отпустить рабыню и её детей на свободу, но они не наследуют вместе с его законными детьми". Согласно старовавилонского кодекса законов Хаммурапи, узаконенные сыновья наложницы наследуют вместе с законными; неузаконенные же - должны довольствоваться лишь получением свободы.

Следовательно, из сообщения Ветхого Завета (Быт.21.10): "не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исаакам", вытекает, что Авраам предпочтительно следовал не старовавилонским, но шумеро-аккадским законам Липит-Иштара (Исмаил был усыновлён Авраамом по закону).

Из юридических документов, обнаруженных в городах Мари и Нузи, выяснилось, что если мужчина женился на женщине, приходящейся ему сестрой по одному из родителей, то при оценке права всех детей от всех жен на наследование, сын, рожденный от такой женщины, - будучи на пятьдесят процентов более "чистого семени", чем сын от жены, взятой из другой семьи, - считался законным «первородным» наследником независимо от того, был ли он старшим сыном (Сарра - сестра Авраама). Иногда (в Мари и Нузи) практиковалось официальное признание наиболее любимой жены "сестрой", с тем, чтобы сделать ее отпрыска неоспоримым «первородным» наследником. «Ранг» жены-матери учитывался при разделе наследства и в законах Ману: сын жены низкого сословия (шудра или рабыня), «уполномоченной» на рождение ребёнка, не получал наследства, но только ту часть имущества, которую считал нужным дать отец.

Важно отметить, что согласно кодексу Ману (Гл.IX, пар.143,155,163,166,179) «родным сыном» и первенцем считался сын, рождённый от жены равного сословия, того же рода, с которой «был исполнен брачный обряд». По-видимому, в силу именно этих древних законов Танах говорит об Исааке, но не об Исмаиле, как о первенце, «родном сыне».

Уже во время беременности Агари в надежде передать главенство в семье своему будущему ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять Агарь, и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени Агари — бегство, беглая; ср. араб. - бегство). В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени. В честь сей встречи источник был назван Беэр-лахай-рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, Агарь родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил Агарь и Измаила из дома (обычай, коему также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи - см. Зыков. С. 514). Заблудившись в пустыне, Агарь едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав Агари колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Измаила великого воинственного народа. В апокрифе книги Бытия (1Q Gen. Ap. 20: 32) (Кумранские рукописи) сообщается, что Агарь была подарена Аврааму вместе с другими великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из Агари дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой (Берешит Рабба 45; 53). Раввинские комментаторы утверждали, что Агарь была дочерью фараона. В мидраше Бытие Рабба говорится, что когда Сара была в гареме фараона, он дал ей свою дочь Агарь в качестве служанки, сказав: «Лучше, чтобы моя дочь была служанкой в доме такой женщины, чем хозяйкой в другом доме». Сарра хорошо относилась к Агари и побуждала женщин, которые приходили к ней навестить, также навестить Агарь. Однако Агарь, будучи беременной от Авраама, начала высокомерно относиться к Сарре, провоцируя последнюю на жестокое обращение с ней, возложение на нее тяжелой работы и даже нанесение ударов (ib. 16:9).

Некоторые еврейские комментаторы отождествляют Агарь с Кетурой (имперский арамейский: קְטוּרָה, латинизированный: Qəṭurɔh), женщиной, на коей Авраам женился после смерти Сары, заявляя, что Авраам искал ее после смерти Сары. Ими предполагается, что Кетура было личным именем Агари, а «Агарь» - описательным ярлыком, означающим «чужой». Эта интерпретация обсуждается в Мидраше и поддерживается Раши, Иудой Лев бен Бецалель, Шломо Эфраимом Лунчицем и Обадией бен Авраамом Бартенурой. Раши утверждает, что «Хетура» было именем, данным Агари, потому что ее дела были прекрасны, как благовония (отсюда: кеторес), и/или что она оставалась целомудренной с тех пор, как была разлучена с Авраамом — קְטוּרָה происходит от арамейского слова «сдержанный»".

Но кто на самом деле сия Хеттура? Хеттура (ивр. ‏קְטוּרָה‏‎; греч. Χεττούρα; лат. Cetthurae) — последняя жена (Быт. 25:1) или наложница (1Пар. 1:32) Авраама, на которой тот женился после смерти Сарры. У Хеттуры было 6 сыновей. От одного из них произошёл народ мадианитян. Согласно Иосифу Флавию Хеттура с детьми поселилась на северо-западе Аравии на берегу Красного моря. Интересно, что Согласно еврейской традиции, она была потомком сына Ноя Иафета. Книга Юбилеев в гл.19 указывается что «в четвертый год ее (второй седмины) взял он сыну своему Исааку жену по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова, брата Авраама. И Авраам взял себе третью жену по имени Кетура, из дочерей своих домашних рабов; ибо Агарь умерла прежде Сары». Альтернативная версия ее происхождения такова : «И было в то время, что Авраам снова взял жену на старости лет, и имя ее Хеттура, из земли Ханаан (Яшер 25:1). Один современный комментатор еврейской Библии небезосновательно назвал Хетуру «самым игнорируемым значимым персонажем в Торе».

Луи Фельдман сказал: «Иосиф Флавий записывает свидетельства плодовитого нееврейского эрудита Александра Полихистора, который, в свою очередь, цитирует историка Клеодема Малха, который утверждает, что двое сыновей Авраама от Хеттуры присоединились к кампании Геракла в Африке, и что Геракл , без сомнения, величайший греческий герой из всех, женился на дочери одного из них». 

Хетура родила Аврааму шестерых сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Бытие и Первые Паралипоменон также перечисляют семь ее внуков (Шева, Дедан, Ефа, Ефер, Ханох, Абида и Елдаах). В Книге Бытия записано, что Авраам подарил им подарки и отправил их на Восток, сделав Исаака, сына Сарры, своим главным наследником. Говорят, что сыновья Хеттуры представляли арабские племена, жившие к югу и востоку от Израиля (Бытие 25:1-6).[19] По словам иудейских авторов Иосифа Флавия и Клеодема Малха, пунический народ произошел от Эфера, внука Авраама и Хеттуры.

Если существуют безосновательные попытки отождествления Хеттуры с Агарью, то никогда не ставится под сомнение ее статус как жены Авраама. Но надо заметить, что она также названа «наложницей». Случайно ли? Думается, что нет. Я предполагаю изменение ее статуса в связи со смертью Сарры, когда из «наложницы» превращается в актуальную царицу.

Согласимся с мнением проф. А. Лопухина, коий отмечает: «Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее». 

Авраам был визирем царя и патриархом и, вероятнее всего, имел много жен помимо Сары еще в Уре. Однако только она обладала исключительным статусом. И сей статус коренится в ее происхождении: она не только родственница Аврама но и его единокровная сестра. Следовательно, ее потомство, согласно шумерским законам, более чисто и предпочтительнее и законнее, нежели от иных женщин, даже в равном статусе. 

Хотя Хеттура упоминается после смерти Сарры, я предполагаю ее наличие еще в Харране, где она также стала женой вторичного уровня, передаваемого в Бытии, как pelesheg. Ее яфетическое происхождение не должно смущать. Я предполагаю, что она являлась дочерью дочери последнего царя Эблы и яфетического властителя в сопредельной территории. Эблаитский царь Исар-Даму сменил своего отца Иркаб-Даму маленьким ребенком; его мать, Дусигу, похоже, воспользовалась своим положением любимой супруги своего мужа и вероятной семейной связью с могущественным визирем Ибриумом, чтобы возвести своего сына на трон, несмотря на то, что он был одним из младших сыновей Иркаб-Даму. Титул «визирь» - условный, он передан как lugal sa-za. т. е. «глава администрации», но лугаль есть шумерский титул царя. Сын Ибриума звался Ibbi-Sipish или Ibbi-Zikir и он правил 15 лет в царствование последнего царя Ишар-Даму. Я предполагаю, что Ибби-Сипиш иное имя сына Авраама от Хеттуры, оставшегося на месте после ухода племени отца. Яфетическое происхождение Хеттуры м.б. одним из альянсов предшествующих эпох, и, скорее всего, от мидийского царства, на что намекает неясное имя потомка Медан. В свое время сия династия м.б. связана с царством Арми, состоявшей в альянсе с Эблой.

По сути три жены (или две из них «наложницы??) - представительницы потомков Сима, Хама и Иафета, что не может считаться случайным. Авраам явно получает повеление быть неким возглавителем архаической Церкви, в качестве нового Ноя, объединяющей всех истинных Богопочитателей ото всех родов. Потому он и назван «отцом всех народов». Мое предположение заключается в том, что и его вышеозначенные спутницы являлись изначально истинными богопочитательницами придерживающимися строго монотеизма ЯХВЕ. Именно потому они из избраны стать матерями «авраамической традиции». При всех отпадениях, исторически понятных, сия линия продолжает быть и явно имеет мета-историческое значение.

Сарра, Агарь и Хеттура — наши праматери-матриархи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти