Завулон (др.-евр. זבולן, Звулун) — один из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Был десятым сыном Иакова, младшим из шести детей от его первой жены Лии.
Имя, вероятнее всего, происходит от северо-западного семитского корня zbl, распространенного в угаритских текстах 2-го тысячелетия до н. э. как эпитет (титул) бога Ваала, а также в финикийском и (часто) в библейском иврите в личных именах (например, у царицы Иезавели). Текст Торы дает две разные этимологии имени Завулон, каковые ученые-текстологи приписывают разным источникам — одну Яхвисту, а другую Элохисту; первая из них состоит в том, что оно происходит от zebed, слова, обозначающего «дар», в отношении мнения Лии о том, что рождение ею шести сыновей было подарком от Бога; во-вторых, оно происходит от yizbeleni, что означает «честь», в связи с надеждой Лии на то, что Иаков воздаст ей честь теперь, когда она родила шестерых сыновей. Во Второзаконии, однако, делается намек на третью возможную этимологию [Втор. 33:19] – что это может быть связано с zibhe, буквально означающим жертвоприношение, в отношении коммерческой деятельности колена Завулона – коммерческое соглашение, заключенное на горе Фавор. между коленом Завулона и группой неизраильтян называлось зибхе-цедек, что буквально означает «жертву справедливости» или «жертву Садоку».
Опять-таки в Библии имени супруги Завулона не содержится вовсе. Но оное мы знаем из апокрифических источников. Книга Юбилеев (гл. 34) указывает, что ее имя — Нииман, а Книга Яшера дает свою версию: «И Завулон отправился в Мадиан и взял в жены Меришу (Merishah), дочь Молада (Molad), сына Авида (Abida), сына Мадиана, и привел ее в землю Ханаан» (45:19). Вовсе не исключено, что Нииман надо читать как ивр. נעמן — т. е. приятность, миловидность, и в таком случае, се — всего лишь эпитет девицы.
В древней песне Деборы Завулон описывается как отправляющий на битву тех, кто обращается с софером шебетом. Традиционно сие интерпретировалось как относящееся к «жезлу писца», предмету, коий в ассирийских памятниках представлял собой деревянный или металлический стилос, используемый для надписей на глиняных табличках или для письма на папирусе; таким образом, те, кто владел им, были бы соратниками / помощниками законодателей. Следовательно, в еврейской традиции считалось, что колено Завулона имеет симбиотические отношения с коленом Иссахара, его соседом и племенем, кое традиционно считалось имеющим много ученых, посредством чего Завулон финансово поддерживал преданность Иссахара изучению и преподаванию Торы в обмен на долю духовной награды от такого изучения; термины Иссахар и Завулон стали использоваться евреями для обозначения всех, кто был вовлечен в такие отношения.
В благословении Иакова всё предельно ясно: «ЗВУЛУН У БЕРЕГА МОРЕЙ ВОДВОРИТСЯ. ОН И У КОРАБЕЛЬНОЙ ПРИСТАНИ, ПРЕДЕЛ ЕГО - ДО СИДОНА» (Быт. 49:13)
Определенное указание содержится в апокрифе Завещания 12-ти Патриархов: «Первым я был, кто сделал лодку, чтобы плавать по морю, ибо дал мне Господь для того знание и мудрость. И приладил я весло деревянное сзади у нее, а на другом прямом куске дерева натянул парус посредине. И плавал я в лодке той по морским водам, и ловил рыбу для дома отца моего, пока не пошли мы в Египет» (Завулон 6:1-3). Можно понять, что Завулон был «первым», кто стал моряком среди израильтян, до того момента бывших строго сухопутными жителями. В сем заявлении содержится некоторая несообразность с теми представлениями, что мы имеем о разселении данного колена. По устойчивым толкованиям Колено Завулона не имело выхода к морю, будучи преграждаемым коленом Асира. Значит, вполне можно предполагать, что наши географические представления несколько неверные. Завулон начал свое мореплавание еще до переселения в Египет. После же Исхода данное колено, вне всякого сомнения, продолжало заниматься прежним делом. Его вполне уверенно можно идентифицировать как касту профессиональных моряков. Оные, скорее всего, активно обслуживали колена Дана и Асира, т. е. касты пиратов и торговцев.
Согласно не очень древнему Мидрашу Раба: «Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым…». Другие, уже современные еврейские авторы, склонные к каббалистике, утверждают: «Звулун занят торговлей и кормит Иссахара, чтобы тот имел возможность заниматься Торой. У Звулуна нет собственных духовных сил, он должен заимствовать их у брата. Эмблема на знамени: корабль на белом фоне. Удел Звулуна—между двумя морями: Средиземным и озером Кинерет. Камень — яалом (алмаз) — приносит успех в торговле».
В принципе, можно предполагать, что между коленами Иссахара и Завулона существовал некий особый пакт — духовно-правового свойства, в коем предписывалась особая солидарность колен, большая, нежели во всем амфиктионе. Очевидно и то, что сие не являлось просто финансовой поддержкой одного колена другим, но более интимными и дружественными связями.
Сие колено принадлежавшее к Северному царству, попало еще в ассирийское пленение и было депортирована из Палестины. Оно входит в состав т. н. «потерянных колен Израиля». Интересно, что в Средневековье возникло отождествление фризов именно с коленом Завулона. Похоже, что данная мысль появилась впервые даже не у протестантов, а у живших там иудаистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий