Поиск по сайту / Site search

19.03.2023

Амвросий фон Сиверс: Патриарх Иссахар

Иссаха́р (ивр. ‏יִשָּׂשכָר‏‎,) — пятый сын библейского патриарха Иакова от жены его Лии; родился в Месопотамии (Быт. 30:17, 18). 

Две разные этимологии имени Иссахар были предложены на основе текста Торы, коий некоторые ученые-текстологи приписывают разным источникам: один Яхвисту, а другой Элохисту. Первое происходит от ish sakar, что означает «наемник», в связи с тем, что Лия получила сексуальные услуги Иакова по цене нескольких мандрагор. Второе происходит от yesh sakar, что означает «награду», в связи с мнением Лии о том, что рождение Иссахара было божественной наградой за то, что она отдала свою служанку Зелфу Иакову в качестве наложницы. Ученые подозревают, что первое объяснение является более вероятным названием племени, хотя некоторые ученые предложили третью этимологию - что оно происходит от ish Sokar, что означает «человек Сокара», в связи с тем, что колено, возможно, изначально поклонялось Сокару, египетскому божеству.

    О характере самого патриарха можно сужить по его словам о самом себе: «Когда  же  возмужал  я,  дети  мои,  жил  я   в   прямоте сердечной, и стал земледельцем отцу моему и братьям моим, и приносил плоды с полей. И благословил меня отец мой, видя, что в простоте живу я. И не был я суетным в  делах  моих,  ни  завистником,  ни клеветником ближнему моему» (Завещание Иссахара 3:1-3). Данное определение, как и повторение о его безхитростности, важно для понимания. Но сие не вполне объясняет его положение среди иных колен Израиле, о чем укажем ниже.

      Как мы уже упоминали, каждое колено имело свою, хорошо разработанную символику. Так сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7) сообщает: «Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма». Современные еврейские изследователи уточняют: «Эмблема на знамени: солнце и луна на черном фоне. ...Камень — саппир (сапфир) — из этого камня были сделаны скрижали завета, он улучшает зрение и снимает боль». 

Греческие или эллинизированные египетские авторы уверяли, что евреи поклоняются ослу, что вызывало протест у Иосифа Флавия и последующих историков, но символом, связываемым древнееврейской традицией с коленом Иссахар, был именно осёл. Ослы играли видную роль в жизни древних евреев, и соседние народы могли вывести из сего почитание осла. О будто бы имевшем место почитании осла евреями говорит Апион, ссылаясь на Мнасея из Патары («Прот. Апиона», II, 80): «В этом святилище (иерусалимском храме) иудеи поместили голову осла, которой они воздают почести и благоговейно поклоняются». Данное мнение о евреях возникло ещё в древности в Египте, так как когда-то евреи жили в «городе Тифона» Аварисе. Священным животным сего Тифона (по-египетски — Сета) был осёл. 

Символ осла пристекает из благословения Иакова: «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт.49:14-15). Проф.А.П.Лопухин старается так интерпретровать сей текст: «Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства: эмблема его – крепкий осел, лежащий посреди загонов (таково более точное значение еврейского mischpetaim, русск.: «протоки вод», слав.: «пределы») – сравнение, ничего обидного не заключающее (восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству, полную апатию его к военной и политической деятельности, его предпочтение рабства войне

Подробное описание области обоих колен дает Иосиф Флавий (Иуд. война, Кн. 3, гл.3, 1–2)». На наш взгляд, такое понимание ничего не объясняет о сути сего колена. Дело в том, что скотоводство и земледелие были присущи всем, без исключения, коленам Израиля. Следовательно, сие не являлось сущностной особенностью колена Иссахара. Так что же в таком случае, символизировал осел?

   Раввинистическая литература представляет колено Иссахара, как племя, кое состояло в основном из ученых, на что, как говорят, есть намек (1 Паралипоменон. 12:32). По словам Равы, не было найдено еврейского ученика, кто не был бы потомком ни Левия, ни Иссахара (Йома 26а). Отрывок благословения Иакова, относящийся к Иссахару (Быт. 49:14-15), интерпретируется как намек на изучение Торы, коим занимались люди сего племени (Бытие Рабба 98:17; ср. также псевдо-Ионафан и Раши ad loc.). Говорят также, что племя Иссахара оказало наибольшее влияние на прозелитов (Быт. Р. 98:12; ср. Сифре, Втор. 364). Хотя Иссахар был пятым сыном Иакова, князь его колена был вторым, кто принес приношение для освящения жертвенника (Числа 7:18-23), потому что племя хорошо знало Тору (Быт. Р. 72). :4). Мидраш находит в деталях приношения различные намеки на Тору (Числа Рабба 8:15). Колено Иссахара посоветовало остальным привезти шесть крытых повозок и двенадцать волов (Числ. 7:3), на коих можно погрузить части скинии (Числ. Р. 7:19). 200 вождей Иссахара (1 Пар. 12:32) были руководителями Синедриона, чьи решения безоговорочно принимались их братьями (Быт. Р. 72:5, 98:17). Мудрецы, с коими советовался Артаксеркс (Есфирь 1:13), были людьми Иссахара (Есфирь Рабба 4). Колено также представлено как богатое (ср. Таргум Онкелоса к Быт. 49:14); и его члены фигурируют как люди, объединившие богатство и ученость (Бава Камма 17а). Тем не менее, поскольку они изучали Тору в благоприятных условиях, они произвели только 200 глав Синедриона, тогда как колено Неффалима, изучавшее ее в трудных условиях, произвело 1000 (Песнь Песней Рабба 8:14).

      В библейском описании статус Лии, как первой жены Иакова, разсматривается библеистами как указание на то, что авторы считали колено Иссахара одной из изначальных израильских групп; однако, сие м.б. ошибкой переписчика, поскольку имена Иссахара и Неффалима, по-видимому, поменялись местами в других местах текста, а повествование о рождении Иссахара и Неффалима разсматривается учеными-текстологами как составленное вместе из своих источников таким образом, что сие сильно исказило повествование. Ряд ученых считают (например, Йигаэл Ядин), что племя Иссахара на самом деле произошло от группы народов моря Шекелеш, т.к. - имя Шекелеш можно разложить на иврите как «люди Шекеля», что означает синоним наемника (иш сакар); ученые полагают, что память о таком неизраильском происхождении привела бы к тому, что авторы Торы дали Иссахар служанку в качестве матриарха. Данная гипотеза представляется в высшей степени безосновательной, даже чисто по лингвистическим причинам. 

     Более продуктивным можно считать, что потомков колена Иссахара следует искать среди… угро-финских народов. Сего мнения придерживаются протестанты, исповедавшие Нордический израелизм, и, скорее всего, небезпочвенно. Так в финском языке слово isa означает «отец» и как бы соотносимо с первым слогом имени Иссахар. Еще более интересно то, что существует город Йошкар-Ола, якобы переводимый с луговомарийского, как йошкар — красный, ола — город. Но сие можно перевести и как «жертва Иссахара»! Более того, само наименование территории Марий-Эл вполне переводимо с иврита, как «Господин мой Бог». 

      Согласно книге апокрифической книге Юбилеев (гл.34) жену Иссахара звали Гизека, и она происходила из Месопотамии. Но книга Яшера настаивает, что женой Иссахара была некая Aridah – юнейшая дочь Иовава, сына Иоктана. Данное утверждение нельзя воспринимать буквально, ибо налицо анахронизм. Здесь указывается царская генеалогическая линия от брата Фалека. Указание неслучайно: очевидно, что сия Арида была выбрана специально в породнение амфиктиона Израиль в древними семитскими династиями, сохранявшими истинный монотеизм. Вероятнее всего полагать, что се — не две разные фигуры, а одна, но в одном случае дается ее имя, а в другом титул или эпоним. Но ее особый статус весьма характерен.

      Возвращаясь к статусу колена Иссахара внутри амфиктиона Израиль, я настатваю на том, что оное являлось кастой строителей. Именно осел являлся транспортным средством и переносил великие тяжести. Строительство имело много своих профессиональных секретов, кои, очевидно, не были доступны иным людям. Подчеркнутый авторитет представителеей данного колена, его мирный настрой и благочестие косвенно подтверждают наше предположение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти