Пошук на сайті / Site search

17.06.2023

Мансур Кучкаров: Курень (Кольцо): от кочевников до казаков

На рисунке, передвижной, средневековый “Татарский дом, запряженный волами” из книги Юнис Фуллер Барнард и Лиды Ли Толл "Как Старый свет обрел новый" Юнис Фуллер Барнард и Лиды Ли Толл (Бостон: Джинн и компания, 1929), стр. 13. Иллюстрация У.А. Двиггинса по мотивам Квинто Сенни.

Значение и происхождение слова курень.

По словарю турецко-татарских наречий: "Курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк".  По М. Фасмеру  курень родственно чагатайскому kürän в значении "толпа, племя, отряд воинов". Также, куренем называли отряд, оборонявший лагерь (курень).  Сторонники монгольской версии, считают, что оно происходит, от слова - гуре'ен. Так монголы называли лагерь, окруженные телегами. Рашид ад Дин определял это слово как "кольцо", "круг", выставляемый волами запряжённые повозками.  З

нак круга, это - солнце и небо, древние символы языческих религий. Куренное построение поселений или войска было известно многим кочевым народам Евразии, начиная от алан (IVв.), печенегов (Xв.), половцев (XIв.) до монголов. Во время археологических раскопок в 1958 — 1959 тт. на Цимлянском городище (правобережье Дона) были обнаружены остатки хазарской княжеской ставки, спланированной, как курень. Ставка состояла из семи жилых построек, расположенных по кругу, восьмая находилась в центре. В условиях бесконечных межплеменных войн, в таком расположении было удобнее, и отражать врага. Таким образом, куренью (по кругу) не только стойбище из юрт (или телег), но, и собственно само жилище. Похожие жилища, – шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, до сих пор встречается в Якутии и на Алтае. В таком круглом доме,  комнаты так же расположены по кругу. Курень, как символ круга отразилось не только на типе и расположение жилищ кочевых племён Евразии, но и в казачьем  кругу на Дону.

Как эволюционировали жилища казаков.

На Дону кроме, "собранием станиц, станицей",  существовало ещё "казацкая изба или изб" или куреней. См. Шейнбангард, Березин, стр. 30, 1840 г. В толковом словаре Ефремовой "Курень" это: "Жилище, дом" (у казаков). Куренем называли жилище, и запорожцы, и,- черноморцы. Отсюда можно предположить, что курень как первоначальный символ священного круга, с течением времени стало и синонимом жилища. В условиях постоянного передвижения, казаки не только жили в таких юртах (куренях), но и продолжали их устанавливать на своих покосах или полевых станах вплоть до конца XIX века.  Иногда, их называли балаганами. В процессе оседания на земле,  казаки стали выстраивать новые типы жилищ, но по привычке, их  продолжали называть куренями. На Дону это были полуземлянки, крытые камышом или соломой. То же самое происходило в Запорожье. Только, в качестве постоянных жилищ, они строили длинные, камышовые шалаши, в которых могли проживать до нескольких сотен, казаков. Зимой, чтобы было теплее, такие шалаши покрывались звериными шкурами.   Кстати, исследователь Цимлянского городища Плетнева С.А. отметила, что жилища хазар, по сути, это- полуземлянками ( в которых они стали жить в процессе оседания), и внешне, напоминали полуземлянки казаков. Наиболее ранние свидетельства о земляных казачьих жилищах относятся к XVII веку.

Земляные жилища на Дону были удобны в походной жизни, на время длительных походов, для военного быта, чтобы соорудить их, не требовалось особого строительного материала и больших затрат времени. Когда отпадала надобность в земляных жилищах, они их  забрасывали или разрушали. Когда  казаки стали жить в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко, жилища стали делать турлучными. Стены стали плести из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними, для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Широкие, разливы рек требовали особых построек – свайных.  Черты свайной постройки, до недавнего времени легко читались в казачьем жилище. Избушка на курьих ножках случайно, не избушка на сваях (в топких местах)? С XVIII века на Дону, вместо шалашей по сечам (кошам) стали строить длинные дома, по 12-15 сажен длиной каждая, но по привычке их продолжали называть куренями.

В конце XIX века С.Номикосов, описывает казачьи курени уже с особой архитектурой : "Жилища в казачьем населении слободы весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком – род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами… У казака-земледельца невдалеке от дома находится амбар, один или два смотря по зажиточности; далее следует сарай, в котором помещаются сельскохозяйственные орудия, а затем базы или загоны для скота с особым катухом для свиней и овчарником для овец. Надворные постройки и сама ограда строятся из подручных материалов: камня, лесу, самана, хворосту и т.д. Самобеднейшие из казаков устраивают свои хижки таким образом: основа из тонкого дерева вершков двух в отрубе заплетается камышом, а затем стены, пол и потолок обмазываются глиной и жилище готово. У таких бедняков, кроме хижки, на дворе обыкновенно никаких более построек не бывает".

Современный курень– двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне". Так слово курень дошло до наших дней. До сих пор самый старый район Уральска в Западном Казахстане, называется Курени. Курени также — высокий крутой мыс в месте впадения в Урал притока Чаган. Именно здесь и начался Яицкий городок, переименованный Екатериной II в Уральск.

Своеобразное отопление казацких жилищ.

Любопытный факт. Вопрос об отоплении ранних жилищ донских верховых казаков. В поселениях по Хопру, Бузулуку и Медведице была зафиксирована своеобразная система отопления, названная поземной. Как источник тепла в землянках у казаков использовалась подземка – лежанка. "Такие печки делали только в земляных полах, в хатках об одну комнату". В этнографической литературе аналогий с описанной  системой отопления в русском жилище не зафиксировано. Зато хорошо известно каны,  монгольских племен. Зародились канны, на рубеже нашей эры в Центральной Азии. Позднее, в период Циньской империи, они были известны в государстве Бохай, а затем через потомков бохайцев, - чжурчженей, появились они в городах родственных монголам киданей. С началом монгольских завоеваний (XIII — XIV вв.), жилища с канами, распространились вместе с ними на огромной территории от Орхона и Керулена, до Днестра и Дуная. Жилища с каном прекрасно соотносились континентальным центрально азиатским климатом. Типичное для донского казачества жилище — курень, с каном — имеет, таким образом, древнюю традицию.

Курень, как политическая организация от монголов до казаков

Курень, как организационная единица и порядок монголов.

Первоначально “курень“ был куренным способом кочевания, с огораживанием юрт и повозок с домашним скотом в центре, где за ними было легче присматривать. О куренном способе кочевания, впервые сообщает персидский историк Рашид ад-Дин: “В давние времена, когда какое-нибудь племя останавливалось в какой-нибудь местности, оно [располагалось] наподобие кольца, а его старейшина находился в середине [этого] круга, подобно центральной точке; это и назвали “курень”. Рашид ад-Дин, 1952. Т. I. Кн. 2. Стр. 86. Этот способ кочевания, академик Б.Я. Владимирцов, назвал куренным способом кочевания, сменившаяся, затем, аильным. Я. Владимирцов: “И в настоящее время, когда вблизи находится вражеское войско, они [монголы] тоже располагаются в таком же виде для того, чтобы враги и чужие не проникли внутрь“( 1952. Т. I. Кн. 2. С. 86-87). То есть, в конце XIII, курень в военной организации монголов, курень приобретает важное значение; курень, круг юрт и повозок, расположенные вокруг вождя, вместе юртами его непосредственной семьи, и свиты, при монголах, трансформировалось в военную единицу. К началу XII в. фактически все монгольское общество было организовано в курени и при Чингис Хане, курень (гуре'ен), стал основной политической единицей гражданского и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулевгам и они же, выделяли особые воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку, которые по Рашид ад Дину и Mapхонду состояли из 1000 кибиток, “собранных в поле“ (Журн. мин. нар. пр. 1843, апрель , 40; Vie de Djeng, Mirchond, 30). .

Курень как запорожский порядок.

Курень как отделение военного стана, под управлением куренного атамана ( позднее — в украинском войске) служило единицей административного деления у войска запорожских казаков. Войсковое подразделение Запорожской Сечи (то есть, Кош) делилось на 38 куреней, называвшихся по местности, откуда происходили входившие в них казаки (Полтавский, Коневский и т.п.). Во главе стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большой постройке, также называвшейся куренем. Д.З. Будагов. Сравнительный словарь турецко татарских наречий, том II. 1871. "Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань".

В Положении "Об устройстве Черноморского Войска " ( Полное Собрание Законов , т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: "Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными". "Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек" (Казачий Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж ). Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов 1966-1970.

Малороссийский курень.

“Характерно то обстоятельство, что многие малороссийские гетманы вышли из Запорожья “. Евграф Савельев. Малороссии войсковые канцеляристы жили вместе в одном доме, или курене, под надзором старшего войскового канцеляриста, заведовавшего всем делопроизводством генеральной Канцелярии, числившегося впоследствии в ранге полковых старшин и имевшего особые села, приписанные к его должности. В XX в. куренем на Украине называли ряд подразделений, соответствующих войсковому батальону, в составе ряда украинских национальных военных структур:

Украинских сечевых стрельцов

Украинской галицкой армии

А также во время Второй мировой войны — наименование подразделений из числа украинских коллаборационистских формирований.

Курень, как донская организация.

Долгое время, донские казаки были лишены возможности заниматься, чем либо иным, кроме как, военной службой, земледелием и подручными ремеслами. В 1875 г. вышел правительственный указ разрешивший казакам, заниматься и иными делами, наравне с другими гражданами империи. Казаки-отцы стали посылать своих детей в университеты и другие высшие школы. Благодаря этому к концу прошлого века в столице появилось много образованных и заслуженных станичников, пробивших себе дорогу к известности, благодаря личным способностям.

Так  в Петербурге был образован “Донской Курень“  для землячества, первым атаманом которого был избран И.В. Мушкетов. Вначале там сходились одни пожилые и сановные казаки, близкие по происхождению, образованию и по духу. Но потом стала приходить и донская учащаяся молодежь - студенты и курсистки, ставшие живой связью с Доном. Возвращаясь с каникул, они привозили старикам последние донские новости, приветы от забытых было родственников и знакомых.

После революции Донской Курень стал центром казачьей политической жизни в столице. На одном из собраний казачьих деятелей А. И. Саватеев, депутат государственной Думы и член Донского Куреня, предложил созвать представителей местных казачьих частей на совместное заседание с Казачьей фракцией Государственной Думы и создать столичный Казачий комитет. По его проекту комитет должен был принять на себя связь с Временным Правительством и защиту казачьих интересов. Вскоре план Саватеева был приведен в исполнение. Не теряя времени комитет созвал сбор всех пребывающих в Петрограде Казаков, во время которого постановлено устроить в столице общеказачий съезд. 25 марта (5 апреля н. ст.) 1917 г. состоялось первое заседание съезда под председательством донского делегата Митрофана Петровича Богаевского. Через несколько дней был учрежден Союз казачьих Войск, а его исполнительный орган. Совет Союза казачьих Войск остался в Петрограде для защиты казачьих интересов. Так скромному бытовому объединению Донскому Куреню, выпала на долю видная роль первоначального организатора всех казачьих Войск.

Публикация от 21 марта 2016 год.  Редактирован 17 июня 2023 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти