Особенность российской ойкумены - в том, что здесь, на всех этапах, никогда никакого значения не имели политические актуалии, а место их занимали историзмы, точнее, исторические миф-доминанты.
Те, кто это осознаёт (или чует) - всегда одолевают, а те, кто этого не понимает или не принимает - неизменно терпят поражение.
Именно здесь кроется концептуальное внутреннее противоречие, которое в 90х парализовало, а в 00х разрушило РПЦЗ.
Исторические паттерны РПЦЗ безусловно определялись сакральными историзмами Империи, а все, что происходило с марта 1917 года, определялось как смутное время, глобальное печальное недоразумение, которое Господь пропустил, Он же и выправит там как-нибудь. Это выглядело убедительно и величаво (особенно в условиях немощи монархической эмиграции), и психологически было понятно (усталость и разочарование ветеранов, ностальгия, и, главное, естественное стремление воплотить эпичные победы предков, а не свои личные поражения).
Но дело в том, что и иерархия Зарубежной Церкви, и её паства, и миссионерские её зоны - это было порождение и наследие не Империи, а Российского Государства (1918 - 1922, или, если завершить счёт Якутской войной, 1924). Этот феномен - отнюдь не смутное время, не агония монархии, а самодовлеющая государственность, внебольшевицкая Россия, история, которая подошла к концу только в 2003 - 2005 годах (кончины последних непосредственных белогвардейцев).
РПЦЗ - это Белое движение, белое православие, белая церковь; это институция не имперская, а белогвардейская (так же, как МП - советская, сталинская).
И это не нюанс. Советская идеология достаточно рано, уже в 1930х годах, начала, хотя и уродливо, но напористо, осваивать наследие Империи (правильные прогрессивные П. Великий и И. Грозный, великие прогрессивные мыслители, великая культура и прочие декабристогерцены); по мере разрушения абсурдов Коминтерна, мировой пролетарской революции и коммунизма в конце пятилетки, - псевдоимперская бутафория СССР крепла и переходила уже в небутафорские опорные элементы фундамента (скрепы, как сейчас говорят).
Из-за этой неосознанно фатальной ошибки РПЦЗ на переломе 1990 года из врага советчины превратилась в конкурента: взялась осваивать одну и ту же паству, копошиться на общем нарративном поле и оспаривать одни и те же семиотические палладиумы. Пока существовала пропасть, вырытая со стороны СССР, все было вроде бы правильно и понятно. Но как только через эту пропасть перекинули узкие мостики, то, разумеется, оказалось, что конкурировать РПЦЗ не способна, и думать об этом нечего. Просто потому, что противостояние может удерживаться исключительно в спиритуальных сферах (тому примером Катакомбы*, которые не спорили с советской идеологией, а молча бежали от неё, как от чудовища). А вот конкуренция - это всегда предельно осязаемые факторы: деньги, люди, территория, власть. Соотношение одинокой слабеющий РПЦЗ и стремительно набирающей мощь МП (за которой - и постсоветское правительство, и сто миллионов советских неофитов, миллиардеры, и "мировое православие", и дипломатические структуры) - разительно очевидно, и, можно сказать, честь и слава РПЦЗ - в том, что поглощение произошло в 08ом, а не в 98ом, а то и в 88ом.
Это могло бы предотвратить только одно: безусловная сакрализация Белого Движения, и непременно в самом буквальном смысле: святой Каппель, святой Врангель, святой Колчак, преподобный Шкуро и мученик Унгерн. Не дань уважения, а былому, а - золотые погоны, фуражки и папахи на иконах. Этого советчина никогда бы не смогла ни проглотить, ни переварить, ни, даже, переврать.
* Катакомбы были более правы: не боролись с сатаной, а бежали от него. Нет контакта - враг не имеет в тебе ничего. И борьба за что-либо - тут и до слияния один шаг. "Борьба с дьяволом, как с женщиной, заканчивается в постели".
Комментариев нет:
Отправить комментарий