Беседа писателя Сергея Путилова со студентами Евой Лавилэй (Московский государственный педагогический университет) и Татьяной Фроловой (Адыгейский Государственный университет, г. Майкоп).
— Е.Л. Гипатия – дочь знаменитого Теона Математика, возвращается домой после встречи с друзьями. То, что ждет ее на этом пути, по мнению многих историков, инспирировал клирик Кирилл, с 408 года ставший епископом Александрии. Фанатики-христиане, во главе с отморозком по прозвищу Петр Чтец, внезапно атакуют. Гипатию вырывают из повозки, волокут в церковь. Там, уже не боясь случайных свидетелей, с нее срывают одежды и, используя острые осколки керамики, срезают с женщины кожу, кромсают внутренности. Останки мученицы убийцы вывозят в местность, называемую Кинарон, и там сжигают. Знала ли история более ужасную смерть — за право быть свободным и говорить правду? И ведь в последующей истории церкви таких случаев были тысячи.
— С.П. История христианства, которую исповедует сейчас более 1 млрд. человек, насчитывает уже больше двух тысячелетий. За это время накопилось немало претензий к религии, основатель которой проповедовал любовь к ближнему, и прощение врагов. За такой исторический период человек, как слабое, и подверженное порокам, предрассудкам, корысти слабое существо имел огромное количество возможностей отклониться от учения Спасителя. Что и происходило. Причем не только в прошлом, но и по сей день. Люди не стали лучше за все это время. Действительно, разве история с Гипатией чем-то лучше Инквизиции, преследований ереси жидовствующих на Руси, ссылки штунды (протестантов) в Сибирь? Последние примеры, взять хотя бы Pussy Riots, или охота на блогеров, угрозы сжигать кинотеатры в которых показывают «Матильду», едва ли красят историю мирового христианства.
Но всегда необходимо отделять Церковь как социальный институт, то есть приспособленный к людским слабостям (корыстолюбие, преклонение перед властью, фанатизм), от личности основателя религии. Среди верующих, служителей церкви всегда была немало смелых людей, возвышавших свой голос против подчинения Церкви «миру сему». Взять хотя бы Максима Грека, которого послушные русскому царю церковники сгнобили в подземелье, представителей церкви и мирян, которые воспротивились подчинению Церкви безбожному государству в советское время. В частности, катакомбников. Именно на таких вот немногочисленных праведниках держится вера.
А мир, он как и во времена Христа, во зле лежит. И церковная ограда отнюдь не помогает отделить мир святых от мира злых. Эта борьба идет в каждом сердце. Независимо от того, носит ли человек на себе золоченое церковное облачение, или он простой мирянин. Христианский фанатизм первых веков отличался особым озлоблением. Что во многом объясняется гонениями на христиан первых веков.
Однако, интеллектуальные родники не иссякали и в те смутные времена, когда темные массы египетских монахов истребляли остатки античной мудрости в Египте, разбивали памятники, уничтожали рукописи и просвещенных людей. Но невежество и фанатизм не смогли поглотить поглотить зарождающуюся церковь. Климент Александрийский, например, был убежден, что в диалоге «Государство» Платон предвосхитил появление Мессии, описав некоего распятого на кресте праведника. Аврелий Августин (354—430) сыграл исключительно важную роль в формировании и развитии средневековой идеологии и культуры. Церковь, внесла значительный вклад в синтез античного мира и новой духовности. Византийская модель христианства, где под видом «симфонии» государство подчинило Церковь (что для многих иерархов как в советское время и по сей день стало оправданием для прислужничества кесарю), тем не менее, не помешало византийскому православию достичь завидных культурных и эстетических высот. Христианские мастера Византии охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием.
— Т.Ф. В 2009 году в широком прокате появился великолепный фильм «Агора» режиссёра Алехандро Аменабара. Фильм рассказывает о жизни и смерти Гипатии, в её роли несравненная Рейчел Вайс, снискавшая мировую славу после фильма «Мумия». Фильм «Агора» достаточно точно передает нравы христиан эпохи эллинизма.
— С.П. И выход этого фильма на Западе, тем не менее, стал возможным. Что трудно представить, например, в исламском мире. Где малейшие «выходки» в отношении религии караются как правило смертью. Или в лучшем случае тюремным заключением. Так что все относительно.
— Е.Л. Это случилось в 1824 году. Москва после пожара 1812 года продолжала преображаться новыми домами и улицами. «О боги мирные полей, дубров и гор…» – писал свои бессмертные строки А.С. Пушкин. Солнце Империи было в зените. Молодой Казанский университет радовал своими первыми успехами, как вдруг, в это трудно поверить… В 1824 году, в Казанский университет явились казанский архиепископ Амвросий, и только что назначенный член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения Российской Империи – Михаил Леонтьевич Магницкий с подручными. Явились с проверкой. Медицинский факультет, кафедра анатомии стали предметом их особого внимания. Они лично участвовали в погрузке всех анатомических препаратов, как людей, так и животных, в специально подготовленные для этого случая гробы. Затем препараты были похоронены под колокольный звон в специально отведенном для этого месте. Разумеется, никто из профессоров и студентов при этом не возмутился, однако, некоторые из ученых мужей позволили себе удивиться. Немедленно 11 профессоров были уволены из университета по представлению Магницкого. В своем письме императору Магницкий предлагал, даже, разрушить сами стены университета, на что Александр I ответил, что не разрушать надо, а исправлять.
— С.П. Следует помнить, что к тому времени русская Церковь уже давно превратилась лишь в бюрократический придаток государственной машины. Патриаршество было ликвидировано при Петре Первом и восстановлено лишь после революции 1917 года. Как еще могли себя проявить церковные функционеры девятнадцатого века, с тем чтобы хотя бы оправдать свои зарплаты? Казенное христианство никогда до добра не доводит. И этот урок актуален по сей день. В частности, когда церковники в противоречии с заповедью Бога «не убий» кропят святой водой оружие. С другой стороны, Анатомический акт (англ. Anatomy Act) — билль (декрет), которым английский парламент разрешил вскрытие и исследование человеческих трупов с медицинскими целями и для изучения анатомии, был одобрен там лишь в 1832 году. То есть лишь годы спустя, после «выходки Магницкого».
— Т.Ф. Когда представители восточной (православной) ветви христианства утверждают, что сохранили чистоту вероучения лучше их западных единоверцев, рассыпавшихся на католиков, протестантов и т.д., – они правы, когда во французском Шартре монахи наравне с Библией изучали Гомера и Вергилия, в наших монастырях штудировали четьи минеи.
— С.П. Писания античных философов были известны на Руси. Одно из упоминаний находится в послании Климента Смолятича смоленскому священнику Фоме (XII век): «Весьма несправедливо говоришь, будто бы я, оставив почитаемые писания, стал писать из Гомера, и Аристотеля, и Платона, прославившихся эллинскими хитростями». На фресках построенного хотя и итальянцами, но расписанного русскими мастерами Благовещенского собора Кремля изображена родословная Христа, в которую включены русские великие князья: Дмитрий Донской, Василий Дмитриевич, Иван III, Василий III, а также античные философы и поэты: Платон, Плутарх, Аристотель, Вергилий, Зенон, Фукидид и другие. А это о чем-то говорит.
— Е.Л. Как известно, первый университет в Западной Европе был создан в 1088 году в городе Болонья (Италия). Первый университет в России был создан в 1755 году в Москве. То есть, через 667 лет. Такова цена возможности следовать путем восточной ветви. Из приведенных примеров ясно, что диалог науки и религии, и в XIX веке, как и в IV-м, как-то по-прежнему, не складывается.
— С.П. А кто сказал, что истинная духовность измеряется научными знаниями? Человек изобрел атомную бомбу, и даже испытал ее на живых людях в Хиросиме и Нагасаки. Наука без Бога — это лишь дорога к погибели. И особенно это очевидно в наше время, когда уже создано оружие Судного дня. Задача не только церкви, но и всех людей, считающих себя христианами, — это стремиться к очищению христианства от многовековых наслоений, затемнивших облик Христа. Тогда еще есть шанс. Но задача эта неимоверно трудна, поскольку предрассудки, фанатизм, нетерпимость со времен распятия Христа отнюдь не стали меньше. Даже не смотря на колоссальный научный прогресс.
— Е.Л. Гипатия – дочь знаменитого Теона Математика, возвращается домой после встречи с друзьями. То, что ждет ее на этом пути, по мнению многих историков, инспирировал клирик Кирилл, с 408 года ставший епископом Александрии. Фанатики-христиане, во главе с отморозком по прозвищу Петр Чтец, внезапно атакуют. Гипатию вырывают из повозки, волокут в церковь. Там, уже не боясь случайных свидетелей, с нее срывают одежды и, используя острые осколки керамики, срезают с женщины кожу, кромсают внутренности. Останки мученицы убийцы вывозят в местность, называемую Кинарон, и там сжигают. Знала ли история более ужасную смерть — за право быть свободным и говорить правду? И ведь в последующей истории церкви таких случаев были тысячи.
— С.П. История христианства, которую исповедует сейчас более 1 млрд. человек, насчитывает уже больше двух тысячелетий. За это время накопилось немало претензий к религии, основатель которой проповедовал любовь к ближнему, и прощение врагов. За такой исторический период человек, как слабое, и подверженное порокам, предрассудкам, корысти слабое существо имел огромное количество возможностей отклониться от учения Спасителя. Что и происходило. Причем не только в прошлом, но и по сей день. Люди не стали лучше за все это время. Действительно, разве история с Гипатией чем-то лучше Инквизиции, преследований ереси жидовствующих на Руси, ссылки штунды (протестантов) в Сибирь? Последние примеры, взять хотя бы Pussy Riots, или охота на блогеров, угрозы сжигать кинотеатры в которых показывают «Матильду», едва ли красят историю мирового христианства.
Но всегда необходимо отделять Церковь как социальный институт, то есть приспособленный к людским слабостям (корыстолюбие, преклонение перед властью, фанатизм), от личности основателя религии. Среди верующих, служителей церкви всегда была немало смелых людей, возвышавших свой голос против подчинения Церкви «миру сему». Взять хотя бы Максима Грека, которого послушные русскому царю церковники сгнобили в подземелье, представителей церкви и мирян, которые воспротивились подчинению Церкви безбожному государству в советское время. В частности, катакомбников. Именно на таких вот немногочисленных праведниках держится вера.
А мир, он как и во времена Христа, во зле лежит. И церковная ограда отнюдь не помогает отделить мир святых от мира злых. Эта борьба идет в каждом сердце. Независимо от того, носит ли человек на себе золоченое церковное облачение, или он простой мирянин. Христианский фанатизм первых веков отличался особым озлоблением. Что во многом объясняется гонениями на христиан первых веков.
Однако, интеллектуальные родники не иссякали и в те смутные времена, когда темные массы египетских монахов истребляли остатки античной мудрости в Египте, разбивали памятники, уничтожали рукописи и просвещенных людей. Но невежество и фанатизм не смогли поглотить поглотить зарождающуюся церковь. Климент Александрийский, например, был убежден, что в диалоге «Государство» Платон предвосхитил появление Мессии, описав некоего распятого на кресте праведника. Аврелий Августин (354—430) сыграл исключительно важную роль в формировании и развитии средневековой идеологии и культуры. Церковь, внесла значительный вклад в синтез античного мира и новой духовности. Византийская модель христианства, где под видом «симфонии» государство подчинило Церковь (что для многих иерархов как в советское время и по сей день стало оправданием для прислужничества кесарю), тем не менее, не помешало византийскому православию достичь завидных культурных и эстетических высот. Христианские мастера Византии охотно воспринимали наследие античного искусства, однако очищали его от следов язычества и наполняли новым духовным содержанием.
— Т.Ф. В 2009 году в широком прокате появился великолепный фильм «Агора» режиссёра Алехандро Аменабара. Фильм рассказывает о жизни и смерти Гипатии, в её роли несравненная Рейчел Вайс, снискавшая мировую славу после фильма «Мумия». Фильм «Агора» достаточно точно передает нравы христиан эпохи эллинизма.
— С.П. И выход этого фильма на Западе, тем не менее, стал возможным. Что трудно представить, например, в исламском мире. Где малейшие «выходки» в отношении религии караются как правило смертью. Или в лучшем случае тюремным заключением. Так что все относительно.
— Е.Л. Это случилось в 1824 году. Москва после пожара 1812 года продолжала преображаться новыми домами и улицами. «О боги мирные полей, дубров и гор…» – писал свои бессмертные строки А.С. Пушкин. Солнце Империи было в зените. Молодой Казанский университет радовал своими первыми успехами, как вдруг, в это трудно поверить… В 1824 году, в Казанский университет явились казанский архиепископ Амвросий, и только что назначенный член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения Российской Империи – Михаил Леонтьевич Магницкий с подручными. Явились с проверкой. Медицинский факультет, кафедра анатомии стали предметом их особого внимания. Они лично участвовали в погрузке всех анатомических препаратов, как людей, так и животных, в специально подготовленные для этого случая гробы. Затем препараты были похоронены под колокольный звон в специально отведенном для этого месте. Разумеется, никто из профессоров и студентов при этом не возмутился, однако, некоторые из ученых мужей позволили себе удивиться. Немедленно 11 профессоров были уволены из университета по представлению Магницкого. В своем письме императору Магницкий предлагал, даже, разрушить сами стены университета, на что Александр I ответил, что не разрушать надо, а исправлять.
— С.П. Следует помнить, что к тому времени русская Церковь уже давно превратилась лишь в бюрократический придаток государственной машины. Патриаршество было ликвидировано при Петре Первом и восстановлено лишь после революции 1917 года. Как еще могли себя проявить церковные функционеры девятнадцатого века, с тем чтобы хотя бы оправдать свои зарплаты? Казенное христианство никогда до добра не доводит. И этот урок актуален по сей день. В частности, когда церковники в противоречии с заповедью Бога «не убий» кропят святой водой оружие. С другой стороны, Анатомический акт (англ. Anatomy Act) — билль (декрет), которым английский парламент разрешил вскрытие и исследование человеческих трупов с медицинскими целями и для изучения анатомии, был одобрен там лишь в 1832 году. То есть лишь годы спустя, после «выходки Магницкого».
— Т.Ф. Когда представители восточной (православной) ветви христианства утверждают, что сохранили чистоту вероучения лучше их западных единоверцев, рассыпавшихся на католиков, протестантов и т.д., – они правы, когда во французском Шартре монахи наравне с Библией изучали Гомера и Вергилия, в наших монастырях штудировали четьи минеи.
— С.П. Писания античных философов были известны на Руси. Одно из упоминаний находится в послании Климента Смолятича смоленскому священнику Фоме (XII век): «Весьма несправедливо говоришь, будто бы я, оставив почитаемые писания, стал писать из Гомера, и Аристотеля, и Платона, прославившихся эллинскими хитростями». На фресках построенного хотя и итальянцами, но расписанного русскими мастерами Благовещенского собора Кремля изображена родословная Христа, в которую включены русские великие князья: Дмитрий Донской, Василий Дмитриевич, Иван III, Василий III, а также античные философы и поэты: Платон, Плутарх, Аристотель, Вергилий, Зенон, Фукидид и другие. А это о чем-то говорит.
— Е.Л. Как известно, первый университет в Западной Европе был создан в 1088 году в городе Болонья (Италия). Первый университет в России был создан в 1755 году в Москве. То есть, через 667 лет. Такова цена возможности следовать путем восточной ветви. Из приведенных примеров ясно, что диалог науки и религии, и в XIX веке, как и в IV-м, как-то по-прежнему, не складывается.
— С.П. А кто сказал, что истинная духовность измеряется научными знаниями? Человек изобрел атомную бомбу, и даже испытал ее на живых людях в Хиросиме и Нагасаки. Наука без Бога — это лишь дорога к погибели. И особенно это очевидно в наше время, когда уже создано оружие Судного дня. Задача не только церкви, но и всех людей, считающих себя христианами, — это стремиться к очищению христианства от многовековых наслоений, затемнивших облик Христа. Тогда еще есть шанс. Но задача эта неимоверно трудна, поскольку предрассудки, фанатизм, нетерпимость со времен распятия Христа отнюдь не стали меньше. Даже не смотря на колоссальный научный прогресс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий