Поиск по сайту / Site search

01.02.2019

Предания саха о времени Тыгына: возможность и действительность (историческая реконструкция)

Образ Тыгына вдохновляет деятелей художественной литературы саха, часто появляется на страницах периодических изданий, публицистике и на сцене изобразительного и театрального искусства. Таким образом, Тыгын как символическая фигура Якутской государственности стал достоянием современной политической культуры. По словам А.А.Борисова в лице Тыгына перед нами предстает не просто конкретная личность, но и целая эпоха, с одной стороны, и феномен фольклорного и этнического сознания, с другой стороны.
Этот полулегендарный человек согласно преданиям был Верховным предводителем якутских родов до прихода русских и возглавлял их сопротивление казачьим отрядам. По русским документам 30-х годов XVII в. некий «Тынья» или «Тынина» выведен как один из крупных тойонов Кангаласской волости, возглавившей сопротивление казакам. Этот «Тынина» являлся отцом Челая (по як. Чаллаайы), Откурая (Олькорой), Бозеко (Бодьоко) — вождей кангаласцев. Однако данные лица нигде не фигурируют как предводители всего якутского народа, в качестве сыновей вождя якутских родов. Разве что Откурай смертельно раненый в бою атаманом Иваном Галкиным был предводителем многочисленных якутских дружин восставших в 1636 г., вполне претендует не только на фигуру претендента на престол.
Необходимо подчеркнуть, что имя якутского Тыгына Э.К.Пекарский, В.Л.Серошевский, С.А.Новгородов, С.А.Токарев, Н.К.Антонов, Г.В.Ксенофонтов, А.П.Окладников и др. выводили от древнетюркского и древнеуйгурского термина «тегин» со значением принц. Безусловно, непосредственная связь между ними существует. В то же время имя Тыгына оказался нарицательным, это слово в понятии саха стало прочно означать правителя, собственную государственность. Если посмотрим историю человечества, то найдем немало подобных примеров.
Так А.П.Окладников доказывал полное совпадение элементов якутской лексики относящихся к области социальной терминологии с тюрко-монгольскими социальными терминами (кулут, бокан, чахар, тойон, туйгун, тутук, боотур, сесен, дархан, тыгын, хаан, эллэй). По нему это показывало, что политическая организация якутов восходила к мифическому Эллэю и носила черты, межплеменного объединения, союза племен якутской народности, возглавляемого наследственными вождями, которое вело свое происхождение от Эллэя [Окладников, 1947, с. 119]. Таким образом, по версии А.П.Окладникова саха находились на стадии разрушения старого родоплеменного строя, к которому насильно пытался вернуть якутское общество Тыгын.
Однако Ф.Ф.Васильев сомневался в отождествлении имени Тыгына с существовавшим у ранних тюрков социальным термином «тегин», так как имя его больше в фольклорном материале не встречается [Васильев, 1995, с. 37]. В фольклорных источниках, имя Тыгына выводится от слова «тыын» — дыхание. Что касается тюркских параллелей, в тофаларском языке встречается слово Тыгын, обозначающее «щель…». Поэтому имя Тыгына могло быть не титулом, а антропонимом, именем успешного воителя.

Особняком стоит мнение, что на Средней Лене саха в миниатюре создали тюркское государство с его терминами: бегами, кулами и тегином. У саха на Лене стала складываться довольно сложная общественная организация со всеми признаками северного феодализма [Попов, 2005, с. 48]. Среди этих северных феодалов постепенно возвысился кангаласский Тыгын, победитель всех родов саха [Попов, 2005, с. 94]. Данный вывод им был сделан исключительно на основе фольклорных источников. Но исторические предания сложный жанр, они несут в себе печать современности, т.е. приспосавливают события, происходившие в древности к более поздним историческим реалиям.
Тюркские народы всегда имели развитую государственную структуру. Не исключением из этого правила являлся и народ саха. Об этом свидетельствует, прежде всего, язык его эпоса и преданий, обильно снабженный древнетюркскими терминами и титулами. Так якутские слова туйгун, илдьит, тутук, эркин, чыкын, тыгын, тархан, тойон, бого, кулук семантически связаны с древнетюркскими титулами тойкан, элчи, тутук, эркин, чыкан, тегин, тархан, туин, бег, кюлюк [Никифоров, 2002, с. 23-66].
Поэтому интересны поиски истоков якутского термина дархан в южной, тюрко-монгольской среде. Якутский термин «дархан» А.П.Окладников сближал с тюрко-монгольским термином «тархан» — «дархан» в значении: вождь племени или рода, глава народа, предводитель, военачальник. В якутской юрте имелось почетное сидение дархан-олох. Изучая его предназначение, А.П.Окладников пришел к выводу, что дархан-олох, так и стул туора-дархан были, почетными сиденьями, предназначенными для дархана [Окладников, 1949, с. 111].
А.П.Окладников пришел к выводу, что в древности якуты именовали дарханами наиболее могучих племенных вождей, прославившихся подвигами и подчинивших себе обширные области. К такому выводу он пришел в результате анализа предания записанного Н.Г.Золотаревым от слов П.С.Семенова. Родословная начинается с Эллэя. Его сын Дойдулаах Сирдээх Дойдууса дархан (имеющий землю-страну дархан) собрал большое богатство и ездил в бурятскую землю, на Баргузин и Томск. Его земли тянулись от устья Вилюя до устья Витима. При слабом сыне Хомуйан-дархане владения его распались. Через него, в пятом поколении родился Чыкын-Мурман, который стал именоваться Тыгын-дарханом [Окладников, 1949, с. 106].
Тюрко-монгольский термин тархан имел функцию «собирателя податей». В.М.Никифоров ссылается на труд Г.В.Ксенофонтова «Эллайада» где имеется упоминание 11 различных дарханов. Так имеется любопытный персонаж Сююлэ Дархан, который мог получить свое прозвище из-за обязанности поставлять в Якутск «ясак» вместо богача [Никифоров, 2002, с. 24].
И.Линденау писал о существовании особого титула «Тойон — ууса», буквально – «тойонский род», означавший господствующее положение среди якутских родов прямых потомков Эллэя. В связи со спорами о порядке наследования этого титула со смерти отца Тыгына началась ожесточенная борьба за власть, в котором верх взял Тыгын, убивший и разогнавший своих братьев. По изложенной им версии, Тыгын не успел стать дарханом, верховным правителем якутских родов из-за распрей внутри правящего клана, потом прихода русских завоевателей [Линденау, 1983].
Зачатки государственности саха, более близки к государственным образованиям раннего средневековья у оседлых народов северного региона: например Древнерусского княжества или королевств бриттов в VI в. н.э. на территории Британии, нежели к кочевым ханствам позднесредневекового периода. Подобно ранним периодам этих государств, отображенным в древнерусских былинах и легендах о короле Артуре, государство саха носит сугубо мифологический характер и связывается исключительно с личностью одного героя.
Для «зачаточного» раннего государства было характерным доминирование клановых связей. Поэтому следует выделить то, что Ф.Ф.Васильевым, затем А.А.Борисовым утверждается, что якутские улусы состояли из патронимий или кланов [Васильев, 1995, с. 44., Борисов, 1997]. В науке о государстве, принято обобщенно считать первыми признаками государства учреждение публичной власти и переход к разделению населения по территориальному признаку. Как устанавливает А.А.Борисов, исследование им структуры субэтнических образований саха (улусов) позволило ему установить их преимущественно территориальный характер [Борисов, 1997, с. 60].
В раннем государстве, персона сакрализованного правителя являлась фигурой консолидирующей и обьединяющей государство. Царь представлялся «посредником» между божествами и подданными, обеспечивал благодаря своим сакральным способностям стабильность и процветание общества. Символика власти требовала, чтобы в общении с ней подданные подчеркивали свою полную ничтожность. Теперь рассмотрим фольклорные данные рисующие образ якутского царя Тыгына. Так Тыгына якобы сажали на особое возвышенное ложе. Все приезжие из далеких краев входили к нему, кладя поклоны на его колени, выходили также с поклонами; словом обращались с ним как с божеством [Ксенофонтов, 1977, с. 62].
По фольклорным данным, Тыгын когда был в силе, имел двести человек, держащих батыйа (пальму). Таким образом, он был повелителем саха, кто не повиновался ему, всех тех убивал. Местожительство его была над озером Сайсары. Он ездил по рекам Амге, Таатте и требовал воинов и работников из родственных племен: Боотур ууhа, Мэнэ ууhа, из аймахов Ханалас [Боло, 1994, с. 147]. Его действия напоминают периодические обьезды подвластных территорий – полюдья. Такой же характер имели действия казачьих отрядов П.Бекетова и И.Галкина собиравших ясак с отдельных родов саха на Средней Лене. Им роды саха также как и раньше легендарному Тыгыну пытались сопротивляться поодиночке, потом после поражения давали «дань».
Тыгын прогнав тунгусов, убивших Тюсэлгэ Даххана (Дойдууса Дархана или Даххана) становится хозяином Эркээни и Туймаады, владения его простирались от Намского улуса до мальжегаров. Местожительством Тыгына являлись озера Сахсары, Ытык, Юрюнг Кюель, Кытаанах Кырдал. От него отошли и стали отдельными родами люди Кэрээкээн Тойоно – дьохсогонцы, Легоя – борогонцы, Батас Мондукээнэ – батурусцы [Линденау, 1983, с. 144-161]. По данным И.Линденау, Тыгын имел три резиденции: первую – между маленькими речками Алагана и Куллаты на долине Эркээни; вторую у озера Табага; третью – где построен город Якутск, у озера Сайсаары [Линденау, 1994, с. 109]. В этой связи характерно, что в народе уцелевшую башню Якутского острога называли «Башней Тыгына».
Фольклор Дыгына из кангаласцев упорно называет всесильным царем саха до прихода русских. А в чем видят рассказчики его царские достоинства и привилегии? Оказывается этот Дыгын, или же Тыгын был известен как воин, богатырь, ставший тойоном благодаря своему богатству, обилию скота и подвластных ему людей, его соплеменников. Тыгын сначало каждый год, когда показывалась зеленая мурава, устраивал ысыахи, и только затем, когда пожелтеет трава, выступал на войну [Ксенофонтов, 1977, с. 93].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Тыгын собирал поборы с покоренных родов. В то же время известно о том, что он сам платил «эр сулуута» бетунцам, после того как его войско возвращается от них с поражением [Боло, 1994, с. 47]. Тем более, в якутском языке существуют термины солук, энньэ, или словочетание «халаан ылбыт» сравнимые с древнеуйгурскими терминами «калан», «салыг» — означавшими налог и «инчжес» – феодальная собственность. Притом имеются многочисленные свидетельства о том, что якутские термины применялись на практике [Васильев, 1995, с. 55-56].
После появления государства, устанавливается право – нормы поведения, исходящие от государства, которого в первоначальном этапе представляет князь или каган. В фольклоре саха есть ясные упоминания о введении первых узаконенных норм именно Тыгыном. В них есть сведения о телесном наказании и штрафы скотом. Так Тыгын своему внебрачному брату Быркынгаа-Боотуру – предку вилюйских саха, за воровство и убийство любимого коня его людьми в наказание назначает выплату в качестве 40 коней и телесному наказанию после окончания ысыаха продолжавшему с начала лета до наступления осени [Ксенофонтов, 1977, с. 72-94].
Считается, что «налог кровью», воинская повинность, обязанность служить в дружине или армии князя или хана, скорее всего, появилось раньше, чем обложение скотом, зерном и т.п. Что же мы видим в случае с Тыгыном?. Прибыв на землю другого рода, Тыгын прежде всего требует, чтобы дали ему часть их людей в качестве «хара» — т.е. воина, в случае невыполнения, полностью истребляет данный род, как в случае с ходоринцами. Роль Тыгына как полновластного царя саха, сказители обычно видят в том, что он при слухе о наличии скота или прочего богатства, он отправлялся туда и отбирал силой.
В раннее средневековье то, что мы именуем «государственная власть», было представлено лишь князем и дружиной [Горский, 2002, с. 40]. Вот такое явление, характерное для Древней Руси можно увидеть и в преданиях о Тыгыне. Из них выходит, что многие лучшие люди других родов – их предводители состояли ранее дружинниками у Тыгына. Этот факт можно увидеть в преданиях о Майагатта Бэрт Хара, Батас Мондукээне и Логое.
Ф.Ф.Васильев пришел к выводу о наличии в раннеякутском обществе обособленного военного сословия профессиональных воинов [Васильев, 1995, с. 60]. Строго говоря, именно это военное сословие и было аристократией раннеякутского общества. С этим можно сравнить тот факт, что древнерусская дружина являла собой корпорацию, в которую был организован весь господствующий слой. По словам А.А.Горского, в общественную элиту можно было войти только через вхождение в дружинную организацию. Затем из состава дружины выделились первые гражданские феодалы – тиуны. Они управляли княжеским вотчинным хозяйством [Горский, 2002, с. 40]. По сравнению, в якутском обществе были тойоны в каждом роде, которых нельзя назвать только родовыми вождями, так как они имели рабов и слуг, были частными владельцами скота и людей. В лице Логоя и Батас Мондукээнэ и других героев, можно увидеть, что возникновение этого института тойонов было связано с выделением отдельных боотуров из дружины Тыгына.
В древнерусском же обществе, в XI столетии часть дружинников (бояре) вслед за князьями обзавелась собственными земельными владениями. Эти имения приобретались путем княжеских пожалований [Горский, 2002, с. 40]. В преданиях о сыновьях старухи Джаардаах или Батас Мондукээн – бывших дружинников Тыгына, подчеркивается, что Тыгын сам дал благословение им, чтобы они стали «прародителями многочисленных людей и скота».
В X-XI веках русская дружина делилась на две части: старейшую дружину – бояр и молодшую дружину – отроки. Затем молодшая дружина превратилась в княжеских военных слуг. По сравнению, военное сословие саха состояла из боотуров и хара – рядовых воинов или военных слуг [Васильев, 1995, с. 52]. Академик Б.А.Рыбаков пришел к выводу о том, что «смердами» на Руси обозначались не крестьяне-общинники, а особая категория полукрестьянского-полувоенного населения, зависимого от князя. В древнеякутском обществе обычно вокруг боотуров складывался круг зависимых людей – клиентов, обязанных им за покровительство. От широты этого круга зависела значение тойона. По сравнению в якутском обществе XVII в. существовала категория «живущих подле» — дьукаахтар. По словам В.Н.Иванова, над «живущими подле» постоянно довлела экономическая зависимость от тойоната [Иванов, 1966, с. 287].
Хозяин благословенной Туймаады, хангаласский тойон Тыгын (Дыгын) во главе дружины воинов совершал множество походов против чужих родов, с целью подчинить их своей власти. Походы Тыгына были, в основном, направлены против чужих родов: намцев, хоролоров, баягантайцев и вилюйчан [Боло, 1994, с. 148]. Следует предполагать, что его действия были направлены против представителей разных этнических групп, занимавших территорию Средней Лены. Таким образом, походы легендарного Тыгына, были направлены на собирание земли якутской, как и походы киевского князя Олега.
Однако следует отметить тот факт, что казаки при завоевании Ленского края не натолкнулись на организованное сопротивление якутских родов, так если бы действительно существовал обьединявший их единый владыка. Наоборот казаки И.Галкина и П.Бекетова по одиночке громили роды саха, названные ими волостями и вынуждали к уплате ясака. Складывается такое впечатление, что их походы на якутские рода поздние сказители могли связать с легендарным предводителем саха Тыгыном. Это впечатление еще усиливается при изучении происхождения вилюйских саха. Так джарханцы и бордонцы по фольклорным источникам якобы бежавшие от насилия Тыгына, по архивным документам в первой половине XVII в. фигурируют среди обитателей Ленского края и только потом мигрировали в Вилюй, спасаясь от преследования «ясачных сборщиков».
Так В.Л.Серошевский популярность Тыгына попытался объяснить упорным сопротивлением Кангаласского улуса русскому завоеванию, чем она и прославилась. Действительно, должность всемогущего главного военачальника у саха могла сформироваться в подражании казачьим атаманам и перенесена якутскими рассказчиками в прошлое. Можно согласиться с утверждением В.Л.Серошевского, что сыновья Тыгына в Союзном совете не пользовались верховным авторитетом [Серошевский, 1993, c. 451]. В формировании фольклорного образа Тыгына кроме самого «Тынины» могли принимать участие вожди кангаласцев Чаллаайы и Олькорой, обозначаемые в документах как «Тыныненки». Также казненный предводитель выступления кангаласцев в 1670-х гг. против воеводской власти Джэллик, по преданию потомок Тыгына, видимо выдвигавший идею независимости. Другим претендентом на роль прообраза Тыгына является вождь тунгусского рода долган Дыгынча, оказавший сильное сопротивление казакам с 600 воинами. В итоге он оказался в русской тюрьме, как фольклорный Тыгын.
Якутский лингвист С.И.Новгородов, как и П.А.Ойунский с легендарным Тыгыном отождествляли тойона Намского рода Мымака – предводителя якутского ополчения, осаждавшего Якутск в 1634 и 1642 гг. По С.И.Новгороду, Мымак означало по якутски князец, староста, а Тыгын значит князец — престолонаследник, отсюда выражение князец Мымак, в переводе Тыгын Мымак [Ионова, 1950, с. 20]. Мымака с Тыгыном роднит то обстоятельство, что Мымак умер в русской тюрьме, как и легендарный Тыгын. Роль Тыгына в исторических преданиях в качестве вождя якутских дружин осаждавших Якутскую крепость, в реальности выполнял Тыгын руководивший якутскими воинами в бою с русскими.
Следовательно, образ Тыгына соответствует другим подобным мифологическим героям – основателям государств. Так, об историчности короля Артура, идут споры о том, существовал ли он в действительности, или в его образе представлены владыки нескольких британских королевств. О возможности существования прототипа короля Артура говорит только один документ о битве, в котором бритты нанесли поражение англосаксам вторгшимся в Британию и ими командовал некий Медведь – по валлонски Аtru. Так и нас герой, фигурирует только в одном документе, в жалованном письме атамана И.Галкина царю о нападении на него «якуцких людей князца Тынина и Бойдона со многими людьми». Следует отметить, что и это нападение произошло после того, как казачий отряд побывал в улусе Тыгына и отправился собирать ясак с амгинских саха, которых видимо Тыгын рассматривал в качестве своих вассалов.
В общеякутском восстании 1642 г. мы видим, как собрался в Намском улусе ополчение из практически всех якутских родов. Однако, осадив острог, они вскоре разошлись домой, как предполагает краевед И.С.Березкин по причине смерти Тыгына. Так смерть сакрального владыки, утрата знамени борьбы знаменовало собой утрату независимости, признания подданства чужому прежде государству.
Cледовательно, образ Тыгына – это символ независимости Якутии, осознания общенационального единства. В таком смысле говорить о существовании государственности саха до прихода русских на Лену следует говорить только в том смысле, что завоевание объединила якутские рода, привела к самосознанию их единства. Так и в свое время легендарный король Артур стал символом единства всех британских племен перед угрозой англосаксонского вторжения, и в Руси возникла легенда «о призвании варягов» Рюрика. Значит, идея общенационального единства или собственной государственности сначала формируется в мифологическом сознании народа и в таком смысле можно сказать о существовании государственности саха на Средней Лене. Причем это потестарное сознание формируется в подражании к чужеземным завоевателям, имеющих дружину и правителя, подобно древним славянам, попавшим под иго варягов или кельтов, завоеванных англо-саксонскими завоевателями.
Предания о Тыгыне существовали и у северных якутов Колыми и Момы, Верхоянска и Абыя. Появление первых якутов в северных районах, в Ковяи и в Вилюе в фольклоре, объясняется бегством отдельных боотуров, боявшихся преследования Тыгына. Но по свидетельству архивных документов расселение якутов в северных и вилюйских районах происходило во второй половине XVII и на протяжении XVIII вв. Многие переселенцы были участниками восстания Джеллика в 1670 гг., против произвола царских воевод. По свидетельству фольклорных источников, он был потомком Тыгына и претендовал на его титул. Так кангаласцы, участники вооруженных выступлений против казаков и ясачного гнета, осваивая территорию Северо-Востока России, приносили с собой предания о Тыгыне – предводителя кангаласцев и всего народа саха.
Время, в котором жил легендарный Тыгын, якутский фольклор называет эпохой «кыргыс yйэтэ» — временем войн и раздора. Обычно считается, что это время предшествовало дорусскому завоеванию края, когда царили межплеменные войны и феодальные усобицы, прекратившиеся с приходом русской администрации. Но многие события, приуроченные к данной эпохе, происходили на самом деле после прихода русских и зафиксированы в документах. Так знаменитый и красочно запечатленный в фольклорных источниках погром нахарцев бетюнцами зафиксирован архивных документах. Или же нападение «Тыниновичей» на ясачных якутов князца Логуя в фольклоре описывается как погром легендарных хоролоров в озере Мюрю сыновьями Тыгына. Отсюда можно констатировать, что враждебные действия между якутскими родами произошли после прихода русских казаков, прямо сталкивавших их между собой, применяя принцип «разделяй, но властвуй». Следовательно, и сама фигура Тыгына как главного деятеля «эпохи войн» прямо связано с XVII в., с формированием феодального класса у якутов с ростом их самосознания как «якутской элиты».

Использованная литература:

Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. — Якутск: нац. кн. изд-во: «Бичик», 1995. – 220 с.
Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. – Якутск: нац. кн. изд-во:“Бичик”, 1997. – 160 с.
Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: /По преданиям якутов бывшего Якутского округа/ — Якутск: Нац.кн. изд-во:“Бичик”,1994. – 320 с.
Горский А.А. Дружинное государство // Родина. – 2002, N 2. – С. 40-45.
Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов. XVII век. – Якутск, 1966.
Ионова О.В. Из истории якутского народа: (первая половина XVII в.). – Якутск: Кн. изд-во, 1950. – 112 с.
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. — Новосибирск: Наука, 1977. – 245 с.
Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар: Очерки по древней истории яку¬тов. — Т. I, кн. 1. -Якутск: Нац. изд-во РС (Я), 1992. – 416 с.
Линденау Я.И. Описание народов Сибири: (первая половина XVIII века). Магадан: Кн. изд-во, 1983. — 176 с.
Никифоров В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо: Формы фольклорной и книжной трансформации. – Новосибирск: Наука, 2002. – С.101-106.
Окладников А.П. Социальный строй предков якутов // Советская этнография. 1947. N 2. – С. 95-121.
Окладников А.П. Из истории общественных отношений у якутов в XVII веке (Легенды о Тыгыне и историческая действительность) // Советская этнография. 1949. N 2. – С. 98-118.
Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. – М.: 1993. — 736 с.
Попов Г.А. История Якутского края (XVII и XVIII вв.) // Сочинения. Т.I. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии. – Якутск: ЯГУ, ИГИ АН РС (Я), 2005. – 280 с

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти