"...Над рідним простором Карпати – Памір, Сліпуча і вічна, як слава, Напружена арка на цоколі гір – Ясніє Залізна Держава!" (Олег Ольжич)
«…побудувати новий лад на Сході Европи й Азії... Цей лад мусить бути побудований на системі незалежних держав кожної нації на своїй етнографічній території. Здійснити цей лад можна тільки в безпощадній боротьбі з імперіялістичними правлячими верхівками, тільки шляхом національної революції. … Поневолені народи Сходу виступили на шлях цієї священної боротьби…» (Звернення 1-ї Конференції Поневолених Народів Сходу Европи й Азії, 23-26 листопада 1943 р.; опубл.: Україна проти Москви (Збірка статей). — Видання ЗЧ ОУН, 1955. — С. 170. — Бібліотека Українського підпільника, ч. 2)

Пошук на сайті / Site search

01.02.2019

Кирилл Серебренитский: О прогрессизме, традиционализме и терминологии

Если говорить об изначальных определениях право-левизны, – когда-то этими терминами обозначена была единственно подлинная линия фронта. Традиционализм – против прогрессизма. Меритократия (и её замершее, окостенелое порождение – аристократия) – против демо(охло-)кратии.  Индивидуализм – против коллективизма. Идея и спиритуализм – против материализма.
Другое дело: сейчас эти определения – шуйца-десница – уже настолько размыты, рассеяны на элементы, переплетены с неимоверно инородными  понятиями, впаяны в самые разные мозаичные композиции, что проще от них отказаться совершенно, чем каждый раз занудно спорить о  нюансах, контекстах и интонациях.
Проблема ещё вот в чём: уже к исходу XIX века авангард прогрессистов, марксисты, одержали свою наиважнейшую победу, – и, несмотря ни на  какие последующие события, удерживают завоёванное тогда – до сих пор. Это победа – терминологическая.
Сейчас любой оппонент прогрессизма – вынужден пользоваться прогрессистскими терминами, оперировать, так или иначе, постулатами  прогрессистских доктрин. Для меня лично это – затруднение решающее, именно из-за этого я вынужден почти что отказаться от письменных  рассуждений в этой сфере.

Вот что сообщает о правых Википедия: “направления и идеологии, противоположные левым, в частности, ставящие капитализм, экономические или  национальные цели выше равенства прав и шансов для всех слоёв населения. К ним относят консерватизм, монархизм, анархо-капитализм,  национализм, фашизм и нацизм”.
Я – полностью подхожу под определение “правого” с позиции автора вышеизложенных строк – по внешним эстетическим проявлениям, по  высказываниям, по кругу моих интересов; но согласиться на это – никак не могу.
Я – совершенно отвергаю понятия “капитализм”, “классовая борьба”, “пролетариат”; я уверен, что ничего этого просто нет и никогда не было. Это  очень удачно, осязаемо, доказательно выстроенные фантомы. Собственно, и “фашизм” в советском понимании – историческая фикция (впрочем,  всё вообще советское – по определению лживо).
Я не могу быть сторонником капитализма – просто потому, что не верю в него; более того, вообще не верю в экономику как мотивацию: человек –  существо спиритуальное, и, следовательно, совершенно не экономическое.
Любой социум, от начала времён, неизменно, несмотря на все усилия администраторов идеологов, всегда выстраивается по одной и той же схеме:  достаточно простой, её можно свести в целом к вечно длящемуся сердитому пушкинскому диалогу Булата и Злата.
В экономическом отношении социум СССР ничем не отличается от социума современных США или Испании XV века.
Я полагаю, что единственная телеологическая мотивация любого социума – это: 1) самозащита от предполагаемого Хаоса 2) и прорыв в  граалический Саррас (можно подменить любым другим словом, по вкусу: Эльдорадо, калокагатия, благодать, небесный Иерусалим, земной Эдем и  тд.): в некое воображаемое пространство, насквозь одухотворённое и потому – наконец-то! – совершенно защищённое от Хаоса.
На практике социальность – это вечная перфекционистская партизанская война с онтологией (при трагической невозможности вырваться из  границ Онто-).
Всё разнообразие мироустройств и государствоукладов человеческой истории – спиритуально; различны – этосы, а экономика – это всего лишь  безгласная раба спиритуальности.
Не могу быть сторонником фашизма (германского национал-социализма и всех его наследственных ответвлений) – потому, что это, по моему  убеждению, – социалистическое, прогрессистское и коллективистское явление (то есть – красное, левое); то, что в Третьем Рейхе уничтожали  евреев, но частично щадили людей с приставкой “фон” перед фамилией, а в СССР наоборот – это второстепенная, констекстуально-историческая  подробность. Главное – это геноцид как идея, геноцид как прогрессистская методология.
Собственно, даже титул монархиста мне не по заслугам, – при всём моём личном влечении к нему; по крайней мере, современный монархизм для  меня – это (почти сплошь, за исключением редких коротких проблесков чего-то близкого) совсем чуждое (поэтому я и укрылся под карнавальным  плащом бонапартиста), музейно-скучное и действенно безнадёжное явление; его утомительно однообразные провалы – не актуальные, не  политические, а, как мне кажется, концептуальные, философские, если угодно. Монархизм утратил – то, что когда-то, на исходе античности,  определило его римский, цезарианский триумф: юную воинственную мужественность, изящно-хищную авантюрность (авантюрьерство),  рыцарственный – граалический – нахально головокружительный романтизм; монархизм мог опереться на сказку, на поэзию, на неустранимую ни  при каких обстоятельствах человеческую прортивобудничную мечтательность (это так успешно проделал в своё время – последний  принц-авантюрист, Луи Наполеон). С монархизмом это бюрократическое одряхление случилось давно, ещё до крушения Империй, может быть –  после крушения французской Второй Империи (ибо Франция, как бы там ни спорили, всё-таки была и есть камертон цивилизации).
Но по мере нарастания непрочности, монархическая идеология старалась укрепиться (мы не хуже прочих, дескать) именно в обыденности: в  России – упрощённо-смирное православие, самодержавие как безропотное детски-страстное начальстволюбие, народность – как предложение  прирученной, бездеятельной, но угрюмой (антинобилитарной, разумеется) демократии.
Самодержавие, православие, народность – это очень понятно, очень рационально, и, если присмотреться, вполне прогрессивно (недаром  современные большевики открыто и шумно жалеют: и у нас в СССР самодержавие ещё как было, народность – дальше некуда; ах, с  православием-то погорячились тогда!; и они правы: радостно чтить Начальство, поститься-молиться, наслаждаться собственной  просто-народностью и народно-простотой – отлично; а Царь-то – и Бог с ним, зачем? как Начальство именовать – это уж Начальству и знать лучше).
Очень скоро идеологический монархизм обрёл именно те карикатурные черты, которые в нём и видели идеологические республиканцы; а дальше,  естественно, пошёл по предсказанному республиканцами пути: превращение в команды легитимистов-фанатов того или иного претендента,  яростно воюющие между собой; в маленькие замшелые мистические секты, в кружки любителей политического антиквариата и стилистической  реконструкции.
Собственно, если спорить, тем более – противостоять, то только и важна методология; мне не столь уж важно, что обо мне думают, и даже – что  говорят; важно – что со мной сделать намереваются. Точнее даже – важна практическая конфликтология, методика разрешения конфликтных  ситуаций. Здесь, как мне кажется, на этой позиции и непримиримо противостоят – традиционализм и прогрессизм. Конфликтология как методика, как праксиология – это и есть точка отсчёта, кто относительно этой точки – правый, левый, траво- и плотоядный, гладкий и мохнатый, красный и  белый, атлантический и евразийский.
Традиционализм по определению стремится сохранить, уберечь неимоверное разнообразие исторического бытия; разнообразие для традиции – это сложнейшая, почти непостижимая, но всё же – Система, то есть Порядок, Не-Хаос. Стремление уберечь эту  узорно-символически-иероглифическую сложность – иррационально (хотя традиционализм, конечно, и делает вид (обычно – стыдливо, нарочито, достаточно наивно), что ищет какие-то осязаемые гуманитарные смыслы, приветствует – когда кто-то пытается необходимость сложности объяснить разумно и приземлённо; но всё равно, объяснение чаще всего сводится к одному точечно-краткому объяснению: Воля Божья, нам не уразуметь.
Хаос для традиционализма (а для христианской традиции это догмат) – это до-созидательная, до-Логосная пустота и безграничная простота, ”Земля же бе безвидна и пуста” – что может быть проще? – то есть пустынная однородность, однообразие небытия. Поэтому конфликтологическая методика традиционализма – это парцелляция, или, если угодно – сегрерация. Чуждое должно быть отторжено, отгорожено, отделено, но – не уничтожено, не стёрто с лица Земли, потому что и чуждое – от Бога.
Прогрессизм – наоборот: нацелен на сокрушение сложности, предельное (или – беспредельное, ведь прогресс вечен) тотальное подчинение  онтологии некоему единому глобальному мегапроекту; и уничтожение подробностей – как излишнего. Хаос для прогрессиста – это именно многообразие, подавляющая беспредельность количеств подробностей: совершенно иррациональная, а  потому – неохватная для разума, неуправляемая, и – архаичная, то есть мучительно выходящая за пределы актуалий, не вместимая в жёстко  выделенный отрезок человекодней (прогресс – это прежде всего категория времени, прогрессизм апеллирует ко времени, точнее – к линейной  направленности времени, оправдывает себя – тем, что время линейно-необратимо; для традиции же время – циклично, и потому вообще почти что условно). Спасение от Хаоса, стало быть, уменьшение многообразия, то есть – беспощадная унификация. Поэтому конфликтологическая методика  прогрессизма – это агрегационный геноцид – в широком понимании этого термина: уничтожение враждебного – по генотипическим – родовым,  очевидным, обще-семиотическим признакам. В ракурс прогрессизма совершенно не укладывается антропэйкон, человеческая личность; просто потому, что именно из-за беспорядочного  многообразия личностей и творится – суетное мельтешение подробностей неуправляемого бытия.
Пока прогрессизм не разработал доктрины коллективизма – он был зыбок, смутен, неубедителен, – хотя и интересен: он был (и это самый его  обаятельный период, гомилетический), скорее, умоляющим призывом к человечеству: образумиться и упорядочиться. Коллективизм превратил учение о прогрессе в действенную силу, вооружил его, а, главное, указал непосредственное направление действия: деиндивидуализация.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти