Слово герметизм так же, как и слово эзотеризм, создан греками в эпоху эллинизма. Геродот рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и сводят это знание к Гермеса Трисмегисту. От того же слова, точнее, от имени, создается и понятия «Германевтика» — искусство толкования священных текстов, и получило в православной практике название «экзегетика» (Толкование Священного Писания), а также всем известное слово «Герметичный» в смысле «плотно закрыт».
У египтян этот бог назывался Дхути (Тот), и центром его культа был город Хмун на юге Египта, который греки называли Гермополь. Этот бог был лунным божеством, изображался с двумя рогами, именно «рога» или же лучи служили символом мудрости. Позже это проявилось в (с арабского) наименовании Александра Великого: Зу-ль Карнейн (Двурогий). Лучи света как символ мудрости украшают также изображения пророка Моисея.
Одна из теорий говорит, что сначала Тот был не богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем (Тот, Дхути) в этом городе, ученым. В конце концов его обожествили — сначала египтяне, затем греки. Но, в отличие от собственного бога Гермеса — древнего аккадского божества, который олицетворял силы природы, — Греки назвали египетского Гермеса «Трижды великим» (Трисмегист).
На рубеже эллинизма сложились и герметические науки, изучают явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениях на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открытый самым Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху «. Позже к Гермесу как ученому, властителю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: «О природе богов» (De natura deorum), «Пимандр или о могуществе и мудрости Божьем «(Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая «Изумрудная скрижаль» (Tabula smaragdina).
Таким образом, под герметизмом люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же эзотеризм стали использовать для себя христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований — какое учение может быть эзотерическим вероучением? — А всем остальным было название, включая царей, — экзотерики, то есть не видят скрытого и истинного. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой сейчас отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах Никейского собора (325) именуется `o ‘episkopos twn» exoterikwn — «Владыка внешних».
Герметизм как учение и как термин дожил до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа (Лев IX) и константинопольський Патриарх (Михаил Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех всемирных религиях — иудаизме, христианстве и мусульманстве. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели — в этом признается, например, замечательный византийский писатель Михаил Пселл, современник великой схизмы. Теперь это знание стало ложным, плохим («языческим», от лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все другие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — начиналась эпоха сожжения ведьм, инквизиция. Герметизм вместе со всем остальным античным наследием был объявлен ересью и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.
Слово оккультизм происходит от лат. occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. В XII в. Ребе Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, несколько дописал сам и представил миру первый отчет учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедта, он же Альберт Великий, составил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna — «Великое искусство», книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвящен в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное произведение о тайной философии — De occulta philosophia, и фактически стал основателем современного оккультизма.
Pазвитие естественных наук в XVI-XVII вв. немного ослабил интерес к оккультизму, а вскоре наступила и епоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с природой. Выбросили обоих «детей». Нас, впрочем, пока интересует только один ребенок, а именно оккультизм: его опять забыли на полтора века. Но, впрочем, не только в образованных кругах, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала. Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников и «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (Хиромантия, спиритизм, теософия).
Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий данным современной им науки. При этом каждое маленькое общество производило свій язык. Разница между этими «языками» дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал иногда и к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философией человека, свободной от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие, изучая ее, часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как целостное и вполне научно обоснованое мировоззрение. Всего в девятнадцатом веке вообще было сделано очень много — во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных мошенников и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в «Приключениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайда. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным.
В 20-е — 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово «оккультизм», ставшее пренебрежительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал «храм» антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России — целое научное направление по исследованию возможностей человека. Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем «Серебряной звезды» возродился орден «Золотой зари», основанный в конце XIX в .
Умные из власть имущих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, способны хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться — и засекречиваться. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде удобная, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. Т.е. требованиям, предъявляемым к теории, она отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, ее построения красивые, а красота — еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.
Об авторе Валерия Седова
Философ – педагог. Оккультный журналист. Автор статей по египетскому мистицизму, оккультизму, алхимии и кабалистики. Разработчик оракульно – мантической системы «Дозорных Карт» на основе традиций Таро и японской демонологии. Занимается исследованиями феномена «Близнецового Пламени», новатор в этой концепции, из – за синтеза Шехины и Древа Сефирот в соотношение с воплощениями душ. Теоретик Западной оккультной традиции. Таролог – база практики на протяжении двенадцати лет. Основной сферой интересов является: египтология, таро, алхимия, герметизм, мистическая философия.
У египтян этот бог назывался Дхути (Тот), и центром его культа был город Хмун на юге Египта, который греки называли Гермополь. Этот бог был лунным божеством, изображался с двумя рогами, именно «рога» или же лучи служили символом мудрости. Позже это проявилось в (с арабского) наименовании Александра Великого: Зу-ль Карнейн (Двурогий). Лучи света как символ мудрости украшают также изображения пророка Моисея.
Одна из теорий говорит, что сначала Тот был не богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем (Тот, Дхути) в этом городе, ученым. В конце концов его обожествили — сначала египтяне, затем греки. Но, в отличие от собственного бога Гермеса — древнего аккадского божества, который олицетворял силы природы, — Греки назвали египетского Гермеса «Трижды великим» (Трисмегист).
На рубеже эллинизма сложились и герметические науки, изучают явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениях на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открытый самым Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху «. Позже к Гермесу как ученому, властителю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский считал его автором целых 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: «О природе богов» (De natura deorum), «Пимандр или о могуществе и мудрости Божьем «(Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и знаменитая «Изумрудная скрижаль» (Tabula smaragdina).
Таким образом, под герметизмом люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же эзотеризм стали использовать для себя христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований — какое учение может быть эзотерическим вероучением? — А всем остальным было название, включая царей, — экзотерики, то есть не видят скрытого и истинного. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой сейчас отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах Никейского собора (325) именуется `o ‘episkopos twn» exoterikwn — «Владыка внешних».
Герметизм как учение и как термин дожил до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа (Лев IX) и константинопольський Патриарх (Михаил Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех всемирных религиях — иудаизме, христианстве и мусульманстве. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели — в этом признается, например, замечательный византийский писатель Михаил Пселл, современник великой схизмы. Теперь это знание стало ложным, плохим («языческим», от лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все другие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — начиналась эпоха сожжения ведьм, инквизиция. Герметизм вместе со всем остальным античным наследием был объявлен ересью и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.
Слово оккультизм происходит от лат. occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. В XII в. Ребе Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, несколько дописал сам и представил миру первый отчет учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедта, он же Альберт Великий, составил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna — «Великое искусство», книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвящен в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное произведение о тайной философии — De occulta philosophia, и фактически стал основателем современного оккультизма.
Pазвитие естественных наук в XVI-XVII вв. немного ослабил интерес к оккультизму, а вскоре наступила и епоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с природой. Выбросили обоих «детей». Нас, впрочем, пока интересует только один ребенок, а именно оккультизм: его опять забыли на полтора века. Но, впрочем, не только в образованных кругах, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала. Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников и «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (Хиромантия, спиритизм, теософия).
Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий данным современной им науки. При этом каждое маленькое общество производило свій язык. Разница между этими «языками» дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал иногда и к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философией человека, свободной от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие, изучая ее, часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как целостное и вполне научно обоснованое мировоззрение. Всего в девятнадцатом веке вообще было сделано очень много — во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных мошенников и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в «Приключениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайда. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным.
В 20-е — 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово «оккультизм», ставшее пренебрежительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал «храм» антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России — целое научное направление по исследованию возможностей человека. Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем «Серебряной звезды» возродился орден «Золотой зари», основанный в конце XIX в .
Умные из власть имущих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, способны хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться — и засекречиваться. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде удобная, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. Т.е. требованиям, предъявляемым к теории, она отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, ее построения красивые, а красота — еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.
Об авторе Валерия Седова
Философ – педагог. Оккультный журналист. Автор статей по египетскому мистицизму, оккультизму, алхимии и кабалистики. Разработчик оракульно – мантической системы «Дозорных Карт» на основе традиций Таро и японской демонологии. Занимается исследованиями феномена «Близнецового Пламени», новатор в этой концепции, из – за синтеза Шехины и Древа Сефирот в соотношение с воплощениями душ. Теоретик Западной оккультной традиции. Таролог – база практики на протяжении двенадцати лет. Основной сферой интересов является: египтология, таро, алхимия, герметизм, мистическая философия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий