Говоря о педагогическом традиционализме, мы должны рассмотреть проблему в двух спектрах. Во-первых, привести различные взгляды на сущность традиции, выработанные зарубежными мыслителями и отечественны-ми учёными. Во-вторых, обратиться к истории наиболее влиятельных традиционалистских течений в педагогике, кратко описать их и проанализировать существующие различия.
Макс Вебер в своих трудах называет традицию «отрицательной ценностью», противопоставляемой ценностно-рациональной цивилизации. Традиционность в его понимании – лишь действие, совершаемое без соотнесения с каким-либо универсальным смыслом. Ряд исследователей, придерживающихся веберовских позиций в отношении вопроса о сущности традиции, вообще отрицал наличие у неё какой-либо формы или структуры. Так, в частности, Эдвард Шилз в своем исследовании «Традиция» писал, что «…следование традиции по сути является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее». [7]
С позиции психоаналитической концепции культуры содержание традиции составляют бессознательные образы, сопоставляемые с фактами реальности посредством трансфера – специфического переноса бессознательных образов на реальные объекты.
Рене Генон, отождествляющий традицию с её сущностным содержанием, в работе «Обычай против традиции» выделяет в составе традиции «сверхчеловеческий» элемент. По Генону, содержание традиции главным образом составляет вся сумма человеческих достижений и все остальные элементы есть производные из указанного основного компонента. Традиция включает в себя не только то, что должно быть передано, но также и то, что можно передать её посредством [2].
Один из современных последователей Генона, Ален де Бенуа выражает своё видение традиции как интегрального, трансцендентного и несводимого к местным и народным обычаям компонента, но видит её как «механизм передачи комплекса укоренённых способов понимания сущностных принципов универсального порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования»[1]. В целом, примордиалистская точка зрения характерна исключительно для движения «новых правых», и в основном аппелирует к насущным проблемам западноевропейских культур.
Наиболее полное описание структурных компонентов традиции было предложено И.В.Сухановым. В созданной им схеме выделялись следующие элементы: а) звенья идеологических общественных отношений, не регулируемые юри-дическими установками, б) их идейные составляющие, в) действия, рассмат-ривающие духовные качества личности, требуемые определённой системой экономических отношений, г) обряд, как элемент традиции, прочно утвер-дившийся в общественной жизни [5]. Вызывает нарекания разная степень существенности компонентов этой классификации как внутри её элементов, так и относительно них.
Н.П.Юдина, вслед за Н.Бердяевым, выделявшим в традиции два основных компонента – консервативное начало, заключающееся в поддержании преемственностной связи с прошлым, и творческое, обращённое в континуум, представляет содержание традиции как опыт, взятый в его континуальности [6].
М.В.Савин указывает на недостаточность подобных теоретических построений, и делает упор на то, что в каждом обществе традиция подвергается качественному институциональному и социальному структурированию. Он говорит о целостном образовании, имеющем исторический и внеисторический характер, но вместе с тем. У традиции есть свои собственные социальные институты, структуры и механизмы воспроизведения, действующие во времени. Тем не менее, в традиции главное не внешние формы, а внутреннее содержимое, имеющее временной аспект прошлого и настоящего. [4]
Таким образом, механистический взгляд западных исследователей весьма отличается от подходов отечественных учёных, говорящих о самораскрытии опыта.
Как таковая, традиционалистская педагогика оформилась в первую половину XX века путём преодоления гербартианско-спенсерианских взглядов в качестве одной из двух основных парадигм. Она была направлена на продолжение прежней мысли в изменившихся условиях познания. Сторонники этой парадигмы условно могут быть отнесены к тем педагогическим течениям, в коих были наиболее представлены: социальной, религиозной и светской философской педагогике.
Таким образом, традиционалистское направление делает акцент на гармонию между внешним миром культуры и внутренним миром человека без посредства искусственно выработанных педагогических технологий, весьма характерных для реформистской парадигмы.
Список используемой литературы:
1) Бенуа А. Определение Традиции (перевод с английского О.Молотова) // Полюс.N.1.С.3-4.
2) Генон Р. Инициация и духовная реализация. Глава IV. Обычай против традиции (перевод с французского В.Ванюшкиной).
3) Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика /Академия.1998. С. 176.
4) Савин М.В. Содержимое и структура педагогических традиций. С.2-3.
5) Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: 1976.С.37.
6) Юдина Н.П. Педагогическая традиция: Опыт концептуализации/ Хаба-ровск: ХГПУ,2002.
7) Edward Shills. Tradition, L., Boston: Faber and Faber.1981.
Д.П.Шашкин (г. Рязань)
Научный руководитель – доц. М.Г.Гераськина
Макс Вебер в своих трудах называет традицию «отрицательной ценностью», противопоставляемой ценностно-рациональной цивилизации. Традиционность в его понимании – лишь действие, совершаемое без соотнесения с каким-либо универсальным смыслом. Ряд исследователей, придерживающихся веберовских позиций в отношении вопроса о сущности традиции, вообще отрицал наличие у неё какой-либо формы или структуры. Так, в частности, Эдвард Шилз в своем исследовании «Традиция» писал, что «…следование традиции по сути является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее». [7]
С позиции психоаналитической концепции культуры содержание традиции составляют бессознательные образы, сопоставляемые с фактами реальности посредством трансфера – специфического переноса бессознательных образов на реальные объекты.
Рене Генон, отождествляющий традицию с её сущностным содержанием, в работе «Обычай против традиции» выделяет в составе традиции «сверхчеловеческий» элемент. По Генону, содержание традиции главным образом составляет вся сумма человеческих достижений и все остальные элементы есть производные из указанного основного компонента. Традиция включает в себя не только то, что должно быть передано, но также и то, что можно передать её посредством [2].
Один из современных последователей Генона, Ален де Бенуа выражает своё видение традиции как интегрального, трансцендентного и несводимого к местным и народным обычаям компонента, но видит её как «механизм передачи комплекса укоренённых способов понимания сущностных принципов универсального порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования»[1]. В целом, примордиалистская точка зрения характерна исключительно для движения «новых правых», и в основном аппелирует к насущным проблемам западноевропейских культур.
Наиболее полное описание структурных компонентов традиции было предложено И.В.Сухановым. В созданной им схеме выделялись следующие элементы: а) звенья идеологических общественных отношений, не регулируемые юри-дическими установками, б) их идейные составляющие, в) действия, рассмат-ривающие духовные качества личности, требуемые определённой системой экономических отношений, г) обряд, как элемент традиции, прочно утвер-дившийся в общественной жизни [5]. Вызывает нарекания разная степень существенности компонентов этой классификации как внутри её элементов, так и относительно них.
Н.П.Юдина, вслед за Н.Бердяевым, выделявшим в традиции два основных компонента – консервативное начало, заключающееся в поддержании преемственностной связи с прошлым, и творческое, обращённое в континуум, представляет содержание традиции как опыт, взятый в его континуальности [6].
М.В.Савин указывает на недостаточность подобных теоретических построений, и делает упор на то, что в каждом обществе традиция подвергается качественному институциональному и социальному структурированию. Он говорит о целостном образовании, имеющем исторический и внеисторический характер, но вместе с тем. У традиции есть свои собственные социальные институты, структуры и механизмы воспроизведения, действующие во времени. Тем не менее, в традиции главное не внешние формы, а внутреннее содержимое, имеющее временной аспект прошлого и настоящего. [4]
Таким образом, механистический взгляд западных исследователей весьма отличается от подходов отечественных учёных, говорящих о самораскрытии опыта.
Как таковая, традиционалистская педагогика оформилась в первую половину XX века путём преодоления гербартианско-спенсерианских взглядов в качестве одной из двух основных парадигм. Она была направлена на продолжение прежней мысли в изменившихся условиях познания. Сторонники этой парадигмы условно могут быть отнесены к тем педагогическим течениям, в коих были наиболее представлены: социальной, религиозной и светской философской педагогике.
Таким образом, традиционалистское направление делает акцент на гармонию между внешним миром культуры и внутренним миром человека без посредства искусственно выработанных педагогических технологий, весьма характерных для реформистской парадигмы.
Список используемой литературы:
1) Бенуа А. Определение Традиции (перевод с английского О.Молотова) // Полюс.N.1.С.3-4.
2) Генон Р. Инициация и духовная реализация. Глава IV. Обычай против традиции (перевод с французского В.Ванюшкиной).
3) Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика /Академия.1998. С. 176.
4) Савин М.В. Содержимое и структура педагогических традиций. С.2-3.
5) Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: 1976.С.37.
6) Юдина Н.П. Педагогическая традиция: Опыт концептуализации/ Хаба-ровск: ХГПУ,2002.
7) Edward Shills. Tradition, L., Boston: Faber and Faber.1981.
Д.П.Шашкин (г. Рязань)
Научный руководитель – доц. М.Г.Гераськина
Комментариев нет:
Отправить комментарий