Пошук на сайті / Site search

06.02.2019

Александр Елисеев: Время и политика

Накануне Нового года будет уместным порассуждать немного о времени. И не просто о времени, а о его соотношении с политикой. Это очень  важная тема для тех, кто считает себя консерваторами, традиционалистами, почвенниками и т. д. Все эти люди так или иначе бросают вызов  сегодняшнему времени, нынешнему веку. Они хотят вернуться к тому, что было, к некоему идеальному времени («время оно»), которое выбирается  в зависимости от убеждений, симпатий и т. д. Естественно, это возвращение понимается не как механическое воспроизведение каких-то реалий  ушедших эпох. Прошлое предлагается искать в будущем, оно мыслится как вновь рожденное (возрожденное) прошлое.

В настоящем очерке мы не будем производить разбор традиционалистских течений и разных вариантов возрождения прошлого. Отметим, что все  эти течения очень разные. Правый консерватизм, взыскующий монархии, соседствует здесь с консерватизмом левым, устремленным к советизму.  К последнему можно предъявлять серьезные претензии философского и идеологического характера, ведь сам советизм возник из  антитрадиционного бунта большевиков-нигилистов. (Их нигилизм был преодолен в эпоху Сталина, но преодолен он был не полностью, а частично,  что, во многом, и предопределило крах советской державы).

Поэтому выглядит несколько странным, мягко говоря, обращение к нему как к некоему  осевому времени, как к «точке возврата». Но здесь важна и ценна сама специфика мышления – попытка оттолкнуться от «века сего» в сторону  века минувшего. Левый, советский консерватизм несостоятелен политически, но он показателен типологически. Он демонстрирует нежелание  многих российских левых примиряться с современностью или же искать какой-то совершенно новой «точки невозврата» в будущем.

А существует ли эта точка? Есть ли будущее, понимаемое как нечто небывалое? На этот вопрос можно ответить только отрицательно.

Еще недавно разного рода прогрессисты предлагали обществу некий рывок в абсолютно иное, в будущего, которого никогда не было, и которое  полностью противоположно прошлому. Этот рывок был сделан, и общество перешло в новое качество. Но было ли оно абсолютно новым?
 Нет, оно  просто воспроизвело (на новом уровне) те реалии, которые существовали на определенном отрезке времени. Так, буржуазно-либеральные  революции Нового времени возродили демократию периода античности, а также капитализм торговых республик Средневековья (Венеции, Генуи и  т. д.) «Строители капитализма» ничего сущностно нового не создали, хотя и выдали дело рук своих за что-то небывалое. В этом, собственно, и  заключается великая фальшь прогрессизма – он пытается убедить людей в том, что создает новое, тогда как на самом деле он копирует старое.  Причем эта копия очень отличается от оригинала – и далеко не в лучшую сторону.

С коммунизмом вышло нечто подобное. Он противостоял капитализму именно как прогрессистское, футуристическое движение, целью которого  являлось совершенно новое и просто даже совершенное общество. Но практика строительства социализма в СССР показала иное. Здесь  коммунисты вынуждены были брать на вооружение технологии монархического средневековья, позволившие им мобилизовать общество на  «великие стройки века». Понятно, что и их копия также сильно уступала оригиналу. Вместо религиозного фундаментализма в СССР была  наукообразная идеократия, а вместо священной власти монарха — политическая власть вождя. Но все-таки это была именно копия, прежние  реалии возрождались, хотя порой и в неузнаваемом виде.

То есть, как очевидно, ничего принципиально нового, как такового, нет и быть не может. Все новое это действительно хорошо забытое старое. А  время не только стирает эпохи, но и восстанавливает их. И все потому, что оно есть некая «движущаяся вечность» (преп. Максим Исповедник). По  большему счету, время ничего не уничтожает, оно просто откладывает какие-то «вещи» на потом – с тем, чтобы в будущем была возможность их  довершить.

Вот почему люди всегда мыслят в категориях цикличности. Они ощущают ход времени, понимают, что каждый год, каждое время года, каждый  день, каждая минута, каждый миг обязательно повторятся. И в то же самое время это будут уже совсем иные – год, время года, минута и миг.  Отсюда и такое отношение к ежегодному празднику – он является лучшим доказательством того, что время вечно, что оно совершает свой великий  пробег по кругу, меняя все и не изменяя ничего. Отсюда же и такое отношение к шару и кругу, которые считаются идеальными фигурами.  Циферблат обычно имеет круглую форму – и это весьма символично. А шаровидная держава является символом царской (вечной) власти.

Конечно, время вечно лишь по отношению к временам, эпохам, циклам. По отношению ко всему нашему миру оно конечно. Когда настанет конец  мира, то закончится и течение времени. («Времени уже не будет». Откр. 10, 6). Настанет совершенно иная реальность – «новое небо и новая земля»,  о которой мы имеем слабое представление. Вот почему для традиционалиста не так важно само течение времени, сколько возможность достичь  совершенно иной реальности там – по ту сторону этого мира и этого времени.

Но все-таки течение времени продолжает оставаться для него чем-то важным. Он знает, что можно достичь нового цикла, когда былые времена  вернутся. Вернется то время, которое полнее всего символизировало эту самую иную реальность вневременной вечности. Ведь время движется  по кругу – вниз и вверх (а потом снова — вниз и вверх). Движение вниз удаляет от высшей точки круга, и этому движению соответствуют более  упрощенные формы духовного и политического устройства – демократические, которые символизируют множественность материи. Напротив,  движение вверх устремлено к высшей точке, к небу. И здесь уже господствуют высшие формы – монархические, царственные, символизирующие  единую и единственную власть Царя Небесного.

Когда говорят, что «время уже не то» и «прошлого уже не вернешь», то этому не надо верить. Время всегда одно и то же, а прошлое рождается в  будущем.

Из этого и должен исходить политик-традиционалист. Для него ни в коем случае неприемлемо благоговение перед этим веком, который преходящ.  Конечно, кое-кто, связанный с ним мировоззренчески и организационно, хотел бы укоренить миф о том, что движение куда-либо невозможно. Но  это не так. Движение в прошлое не только возможно, оно еще и неизбежно. (Это, впрочем, вовсе не освобождает от необходимости действовать –  готовиться к новым-старым временам и активно приближать их наступление. Если люди не приложат никаких усилий, то никакое возрождение не  состоится. Более того, реальностью станет конец времен).

А традиционализм вполне своевременен и соответствует духу времени. Он не  соответствует всего лишь одному из времен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти